Составные элементы и уровни идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие составных элементов и уровней идеологии.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих важнейших задач:
определить предмет содержания идеологии;
представить уровни и функции идеологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. История возникновения термина «идеология» и его трактовки 3


2.Понятие, признаки, структура, функции и виды
политической идеологии 8


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Как правило, новые идеологические системы возникают в условиях общественных кризисов, когда перед  обществом возникают такие проблемы, которые еще не получили должного осмысления в общественном сознании. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменениях существующего социального строя, либо наоборот, вынуждены искать новые идейные основания для его сохранения. При этом целью любой идеологии является воздействие на сознание, а через него – на поведение людей.

Идеология имеет два  важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.

Чтобы уточнить сущность идеологии, необходимо разграничить ее с такими явлениями как миф, наука, философия, религия и мораль.

Мировоззрение – система  взглядов на мир и место в нем  человека, на отношение человека к  окружающей его действи-тельности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации[11] Это наиболее обобщенный, философский образ мира. В силу своей спекулятивной сущности далеко не все идеологии содержат целостную мировоззренческую основу.

Неизменное присутствие  в любой идеологии иррациональных составляющих роднит ее с мифом, представляющим собой форму целостного переживания  и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Подобно мифологическому сознанию, идеологическое сознание отличается синкретизмом и стремлением «подогнать» индивидуальную картину мира человека под схемы, созданные человеческим воображением. Идеология, так же как и миф, служит оформлению массовых ожиданий, страхов и надежд в яркие и доступные образы, опредмечивает коллективные мании и фобии. Элементы мифологического и идеологического сознания влияют на характер организации коллективных действий. В то же время, миф несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению. В идеологии же присутствуют элементы абстрактного мышления, которые дают ей теоретическую основу, а порой и научно обоснованные выводы. Мифологическое сознание отстраивается на основе эмоционального восприятия и коренится в субъективной убежденности, а идеология апеллирует к рационально-рассудочным средствам изучения и освоения мира. В отличие от мифа, она нуждается в научном обосновании и подтверждении своих постулатов и выводов.

Наука – это сфера  человеческой деятельности, связанная  с выработкой и систематизацией  достоверных знаний об эмпирической действительности[2] Отличие науки от идеологии заключается в том, что наука занимается поиском истины, а идеология сосредоточена на идеалах (по этой причине наука оперирует знанием, а идеология – ценностями). Кроме того, в отличие от идеологии, наука не ставит политических целей и не оправдывает политических действий.

В то же время между  наукой и идеологией существует тесная связь. Во-первых, любые теоретики, будучи людьми, склонны мыслить идеологически. Во-вторых, и идеология, и наука используют одни и те же понятия и объяснительные схемы. В третьих, когда выводы научного знания кому-либо выгодны, они начинают использоваться в политических целях и тем самым превращаются в идеологемы.

Философия – это наука  о всеобщих законах развития природы, общества и мышления[11] Подобно идеологии, философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. В отличие от идеологии, которая во многом базируется на вере, философия является сугубо теоретической формой познания, которая рационально обосновывает свои принципы.

Религия представляет собой  мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, основанные на вере сверхъестественное[2] Французский социолог Э. Дюркгейм определял религию как систему соотносимых собластью сакрального убеждений и ритуалов, назначение которых состоит в объединении людей в социальные группы. С точки зрения П. Тиллиха религия представляет собой последовательность ответов на дилеммы человеческого бытия, наделяющую человеческий мир смыслом. При таком понимании религии любой человек может рассматриваться как существо религиозное, посольку так или иначе он вынужден определять свое отношение к вопросам рождения, смерти, смысла жизни и т.п. Как биологическое существо человек не имеет врожденных поведенческих амплуа. Как социальное существо он обладает определенной свободой выбора, в силу чего его жизненная стратегия и образ жизни в большей или меньшей мере являются результатом его собственного выбора. Упростить такого рода выбор человеку позволяет религия. Если же общество секуляризовано и выбор отношения к религии является делом личного выбора человека, то функция выработки смысложизненных ориентаций частично переходит к идеологии. В связи с этим У. Матц утверждает, что идеология – это религиозно мотивированная система ориентаций, имеющих светское содержание[8]

Как средство воздействия  на мотивационную структуру личности идеология имеет много общего не только с религией, но и с моралью. Мораль (лат. moralis – нравственный) –  система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Моральные нормы распространяются на всех людей и на все сферы общественной жизни. Если правовые предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности формируются в самой практике общения людей. В отличие от обычаев, нормы морали выполняются не только силой привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида. Они также получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. С моральных позиций можно оценивать не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особое значение имеет способность индивида определять собственную линию поведения в обществе и придерживаться ее без внешнего контроля. Моральные требования к человеку предполагают не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Их действенность проявляется не в отдельных ситуациях, а в масштабах исторического опыта поколений. Ненадежность морали как регулятора поведения людей заключается в том, что в частных случаях выполнение ее требований может противоречить интересам практическим индивида.

Взаимодействие идеологии  и морали неоднозначно. Идеология  способна определять содержание общественной морали, преобразовывать моральные  принципы, выдвигая и обосновывая  новые общественные идеалы. Ни политика, ни идеология не подчиняются всецело нормам морали, а функционируют по своим собственным законам. Нередко им удается использовать моральные нормы в интересах тех или иных социальных групп. В то же время, сам процесс выработки и распространения идеологий в определенной мере предзадан морально-нравственными характеристиками участников идеологических процессов. Нравственные устои общества задают границы, идеологического творчества.

 

Идеология как уровень  понимания политики

 

В соответствии с уровнями политической культуры общества, можно выделить три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный.

• Познавательный уровень представлен знаниями о политике, которые обеспечивает политическая наука.

• Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политической деятельностью и политической властью. Этот уровень является сферой проявления политической психологии.

• Оценочный уровень связан с суждениями относительно политических целей, формированием принципов политической деятельности и представляет собой сферу политической идеологии. 

Структура идеологии

1. Политические теории и учения. Благодаря им, идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.

 

Уровни идеологии

 

Процесс внедрения идеологии  в массовое политическое сознание всегда наталкивается на своеобразное сопротивление среды, т.е. массового сознания. В зависимости от степени близости идеологических систем к повседневной жизни можно выделить три их уровня: теоретико-концептуальный или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

Функции идеологии:

1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть.

2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.

5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.

6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

 

Существует множество  классификации идеологий. Остановимся  на некоторых из них.

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные  идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

• Охранительные идеологии обосновывают поддержание status quo, защищают существующую систему социальных от-ношений. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

• Контридеологии не приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований (прогрессивных или реакционных).

• Реформистские идеологии включают в себя черты первых двух, т.е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые идеологии  выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые  идеологии отстаивают равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений.

По содержанию, т.е. в  зависимости от иерархии ценностей  все существующие идеологии можно  разделить на либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм), а также их модификации и различные сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса, который держит в своих руках средства материального и духовного производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений. Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология, философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии, а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? – Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 80-92.
  2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997, с.434
  3. Вебер М. Политика как профессия. Собрание политических писем. Мюнхен, 1921, с. 446
  4. Мангейм К. Идеологическая и социологическая интерпретация умственных произведений. Ежегодник по социологии. Карлсруэ, 1926, с. 424 – 440
  5. Мангейм К. Идеологическая и социологическая интерпретация умственных произведений. Ежегодник по социологии. Карлсруэ, 1926, с. 424 – 440
  6. Мангейм К. Идеология и утопия // Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 346-383.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, с.16-39.
  8. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. – 1992. – № 1–2.
  9. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и парламенту Республики Беларусь // Рэспубліка. – 2003 – 17 апреля, № 86.
  10. Старовойтова Л.В., Решетников С.В. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 1. – С. 8-23
  11. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1997, с.170
  12. Фукуяма Ф. Конец истории. – М., 2004. (Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3. – С. 134-155.)
  13. Яскевич Я.С. Теория и методология идеологических процессов // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – С. 6-25.

Информация о работе Составные элементы и уровни идеологии