Сословные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа посвящена сословным реформам Петра I. Эта тема интересна тем, что во время правления Петра I произошло много перемен в Российской Империи. Вклад в историю государства и права этого монарха велик. Цель контрольной работы – исследовать, какие изменения произошли после ряда нововведений, разрушавших старые порядки, и осуществления перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Объектом исследования будет Петр I, а предметом исследования деятельность в различных сферах этого великого монарха. Методы исследования: анализ литературных источников и лекций.

Содержание

Введение………………………………………………………………............. 2

1. Правовой статус дворянства. Табель о рангах…........................................ 3

2. Духовенство: обязанности и привилегии.………..………………………. 6

3. Податные сословия (мещанство или городское сословие,

крестьянство)…………….…………………………………...….…………… 8

Заключение…………………………………………………………….…….. 10

Список использованной литературы……………………………………….. 12

Работа содержит 1 файл

К.р. по истории.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

                         

Содержание 

Введение………………………………………………………………............. 2

1. Правовой статус дворянства. Табель о рангах…........................................ 3

2. Духовенство: обязанности и привилегии.………..………………………. 6

3. Податные сословия (мещанство или городское сословие,

крестьянство)…………….…………………………………...….…………… 8

Заключение…………………………………………………………….…….. 10

Список  использованной литературы……………………………………….. 12

 

Введение 

      Контрольная работа посвящена сословным реформам Петра I. Эта тема интересна тем, что во время правления Петра I произошло много перемен в Российской Империи. Вклад в историю государства и права этого монарха велик. Цель контрольной работы – исследовать, какие изменения произошли после ряда нововведений, разрушавших старые порядки, и осуществления перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Объектом исследования будет Петр I, а предметом исследования деятельность в различных сферах этого великого монарха. Методы исследования: анализ литературных источников и лекций.

      Одна  из главных задач государя — создать  систему хороших законов и  установить контроль за их исполнением. Петр Великий искренне верил во всесильную мощь законов, считая, что с их помощью  можно изменить страну. Эта иллюзия  породила массу законодательных актов и распоряжений, не всегда достаточно продуманных, а иной раз просто вредных.

      Однако  постепенно законодательная деятельность начала приобретать цивилизованные формы: законы стали обнародовать, публиковать, рассылать на места.

      Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии.

      Монарх  не был ограничен в своих полномочиях  и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка.

 

1. Правовой статус  дворянства. Табель о рангах 

      Борьба со шведами  требовала устройства регулярной армии  и Петр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала  одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с  низших чинов.

      Все прежние разряды служивых людей  были соединены вместе, в одно сословие – шляхетство. Все нижние чины (как знатные, так и из «простого люда») одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён «Табелем о рангах» (1722 г.). В «Табели» все чины были распределены на 14 рангов или «чинов» по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг. «Табель о рангах» заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Петр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

      Петр  требовал, чтобы дворяне обязательно  учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться, и получить офицерский чин. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Петр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям.

      Принятие  Табели о рангах свидетельствовало  о ряде новых обстоятельств.

      Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

      Признак бюрократии как системы управления — это вписанность каждого  чиновника в четкую иерархическую  структуру власти (по вертикали) и  руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

      Сформулированная  Табелью о рангах новая система  чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты  его служебные качества: любой  высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю  цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

      Меры  Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения  службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Петр же жестоко карал попытки уклониться от службы. 
 
 
 
 
 

2. Духовенство: обязанности  и привилегии 

      После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по западным образцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле, в каком был им его отец. Вопросы религии и веры не были для Петра той «страшной святостью», о которой не дерзал свободно помыслить царь Алексей.

      Еще в молодости Петр высказывал главе  русского духовенства свои пожелания  о поднятии уровня грамотности и  просвещения среди духовенства, об организации школ. Но патриарх чуждался новшеств и ничего не предпринимал в указанном царем направлении. Очень сильные трения возникли по поводу брадобрития, но Петр твердо стоял на своем и вел себя по отношению к главе духовенства так, что тот счел за лучшее удалиться.

      С каждым годом недовольство Петра  духовенством все усиливалось, так  что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Петр стремился подчинить церковное управление государству, что после Тридцатилетней войны было общеевропейской модой.

      В 1700 году после смерти патриарха Адриана  блюстителем и управителем патриаршего  престола был назначен митрополит рязанский  и муромский Явроский, сочувствовавший  реформам. Ему были поручены только дела веры, а все остальные дела, находившиеся в ведении патриарха были распределены по приказам. В 1701 году был восстановлен монастырский приказ, в ведении которого отошли патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства.

      Вскоре  последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность  духовенства. Особой чистке подверглись монастыри. Им запрещалось владеть вотчинами и угодьями. Жить они должны были за счет своего труда. Также был издан указ, запрещающий просить и подавать милостыню, но он встретил очень сильный протест и непослушание. Особым указом 1718 года предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благочестием и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же.

      25 января 1721 года Петр подписал  манифест об установлении святейшего синода и 14 февраля произошло торжественное открытие нового управления церковью. Состав святейшего синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых 3 непременно должны были носить сан архиерея. Президентом синода был назначен митрополит Стефан. Синодским указом 1722 года были установлены определенные штаты духовенства, как бы замкнув этим духовное сословие в нем самом.

      В конце января 1724 года Петр опубликовал знаменитый указ о звании монашеском, об определении в монастыри отставных солдат и об учреждении семинарий и госпиталей. Но через год Петра не стало и этот указ его не успел войти в жизнь со всей полнотой, как хотел того преобразователь.

      При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. В результате духовных реформ Петра святейшему синоду теперь стало не на что опереться - духовенство  разгромлено и поставлено в положение слуг правительства, связанных исходящими от него распоряжениями.

      Реформы Петра относительно православной церкви имели немалое значение для его  основной задачи – построение светского  европейского государства.

        Таким образом, Петр конструирует новое церковное устройство, юридически и символически утверждает подчинение церковного управления императорской власти, учреждая с этой целью Синод и заменяя символы патриаршего возглавления символами императорского единовластия. Преобразования, проведенные в последний период, определяют порядок церковного управления в течение почти всего императорского периода. 

3. Податные сословия (мещанство  или городское  сословие, крестьянство) 

      До Петра городское  сословие составляло очень малочисленный  и бедный класс. Петр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Петр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» («подлых») граждан. Регулярные граждане составляли две «гильдии»: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на «цехи» по ремёслам. Нерегулярными людьми или «подлыми» назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

      Несмотря  на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше. Причина этого - далёкий от торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

      В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип  налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

      В целях повышения своих доходов  помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки, должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

      Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

      Введение  подушной подати увеличило власть помещиков  над крестьянами, так как представление списков и сбор подати был поручен помещикам.

      Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов  и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д.

      Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни  сословий. Дворяне стали иначе  служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были быть послушным орудием в руках государства.

Информация о работе Сословные реформы Петра I