Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, шпаргалка
В Русской Правде очень явственно обозначены три класса, на которые распадалось русское общество ее времени: это княжи мужи, люди и холопы. Эти классы отличались неодинаковой оценкой их значения перед законом, выражавшейся в неодинаковой заботливости, с какой закон охранял личную безопасность людей этих классов. Так, убийство княжего мужа наказывалось двойной уголовной пеней
СОСЛОВИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ
В Русской Правде очень явственно обозначены три класса, на которые распадалось русское общество ее времени: это княжи мужи, люди и холопы. Эти классы отличались неодинаковой оценкой их значения перед законом, выражавшейся в неодинаковой заботливости, с какой закон охранял личную безопасность людей этих классов. Так, убийство княжего мужа наказывалось двойной уголовной пеней (вирой); убийство людина - простой, а за убийство холопа вовсе не назначалось уголовной пени, но взыскивался только гражданский штраф (продажа) с вознаграждением господина за вред, причиненный чужому имуществу. Закон различно ценил эти классы по свойству отношений, в каких они стояли к князю, т.е. к верховной власти.
КНЯЖИ МУЖИ
Княжи мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань, наконец, холопы не несли никаких государственных повинностей, служа частным лицам и не имея прямого отношения к князю. Впрочем, кроме этой оценки жизни, Правда не обозначает никаких других сословных прав - ни гражданских, ни политических, которыми различались два свободных класса - княжих мужей и людей. От этого при ясном разграничении основных сословий остаются неясными юридические особенности некоторых мелких классов, обозначающихся в их составе. Так, не все свободные слуги князя считались княжими мужами: к последним причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики, по тарифу жизни уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжими мужами только в личной службе князю. Они объединялись с этими мужами общим сословным названием дружины, но отличались особыми званиями молодшей дружины, отроков или детских.
ЛЮДИ
Напротив, люди - податное простонародье - отличались от низшей дружины своим отношением к князю: как плательщики податей, они относились к князю не одинокими лицами, подобно служилым людям, а целыми мирами, городскими или сельскими обществами, связанными круговой порукой в уплате податей и мирской ответственностью за полицейский порядок (дикая вираРусской Правды).
ХОЛОПЫ
Холопство является в Русской Правде суровым институтом с резко очерченными границами. Холоп, ударивший свободного человека, еще при Ярославе мог быть за то убит безнаказанно потерпевшим. Правда не различает видов холопства; она знает одно холопство - обельное (облое - круглое), т.е. полное, вечное, потомственное и наследственное; как зависимость холопа переходила от него на его потомство, так и право на холопа передавалось господином своим наследникам. Рабовладение успело выработать довольно разнообразные источники холопства.
ИСТОЧНИКИ ХОЛОПСТВА
Их было два ряда: холопами делались или по закону или по договору. Принудительное холопство по закону создавалось четырьмя случаями: 1) пленом, 2) преступлениями, за которые закон навсегда лишал преступника свободы, например разбоем, поджогом, конокрадством, 3) несостоятельностью купца-должника по его вине, если кредиторы не соглашались ждать уплаты долга, и 4) происхождением от холопа. Добровольное холопство по договору создавалось тремя способами: 1) продажей в холопство, 2) женитьбой на холопке без уговора с ее господином, ограждающего свободу жениха, и 3) вступлением в частную дворовую службу приказчиком или ключником без такого же уговора слуги с хозяином. Холопство в Русской Правде является с такими резкими чертами неволи, которые лишали холопа значения лица в юридическом смысле слова, приближая его к вещи, к домашнему скоту. Но так как закон определял положение холопов, их отношение к господам, источники и границы холопства, то, очевидно, он рассматривал это состояние как особый класс в составе русского общества, отличавшийся от других классов тем, что он не имел прямого отношения к государственной власти, а связан был с нею через посредство господ, которым служили холопы.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВДЫ
Так, гражданское общество по Русской Правде делилось на людей свободных, лично служивших князю, на свободных, плативших ему дань миром, и на несвободных, служивших частным лицам. Отношение первых к князю было личное, вторых - коллективное,третьих - посредственное.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Но и этот
преобразившийся общественный состав
недолго сохранял свою первоначальную
простоту. В Русской Правде, особенно
в ее поздних статьях, сохранились
следы дальнейшего
БОЯРЕ
Так, среди
княжих мужей появляются бояре.
ЗАКУПЫ. СМЕРДЫ
Этому термину Правда, по-видимому, придает двоякое значение: свободного простолюдина вообще и свободного крестьянина в частности. Правда указывает на ближайшее отношение смерда к князю; князь наследовал имущество смерда, не оставившего после себя сыновей. Позднее в Новгородской и Псковской областях XIII и XIV вв. смердом назывался вольный хлебопашец, пользовавшийся казенной землей, т.е. государственный крестьянин. По-видимому, такое же значение имел этот термин и во времена Русской Правды: так назывался вольный хлебопашец, живший на княжеской земле. Когда княжеская власть укрепилась, в состояние смердов попали все свободные сельские обыватели, жившие на землях, не принадлежащих частным владельцам, потому что все такие земли были признаны княжескими, государственными. Этим и отличались смерды от закупов.
БОЯРСКИЕ ТИУНЫ
Наконец, в
составе холопства Русская
СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ С ЮРИДИЧЕСКИМ НЕРАВЕНСТВОМ КАК ОСНОВАНИЕ ЭТИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Перечисленные
классы по происхождению своему не
были новыми сословиями, отличными
от тех, на какие делилось общество
по свойству отношений лиц к князю.
Это были различные экономические
положения, в которые становились
лица тех же сословий. Бояре были
те же княжи мужи или члены дружины, только
приобретавшие земельную собственность.
Смерды были свободные "люди", отличавшиеся
от других лиц этого сословия, свободных
тяглых горожан, тем, что они занимались
хлебопашеством, обрабатывая участки
государственной земли своим инвентарем.
Закупы были те же смерды, только работавшие
на землях частных владельцев и не имевшие
своего инвентаря или земледельческого
капитала, которым ссужали их землевладельцы.
Боярские тиуны отличались от рядовых
холопов тем, что управляли привилегированными
боярскими хозяйствами и за то пользовались
некоторыми имущественными льготами,
каких не имели чернорабочие холопы. Но
эти хозяйственные состояния в Русской
Правде уже разделены юридическим неравенством:
различием прав. Бояре пользовались преимуществом,
в силу которого могли завещать свое движимое
и недвижимое имущество дочерям, если
не оставляли после себя сыновей. Напротив,
имущество смерда, умиравшего бессыновным,
его участок, двор и движимость, переходило
к князю; только незамужние дочери, остававшиеся
после смерда, получали часть его движимости.
Это ставило смерда ниже других "людей",
свободных тяглых горожан, которые, по
Русской Правде, наравне с служилыми людьми
могли завещать свое имущество детям,
а при их отсутствии - родственникам, как
хотели. Еще ниже смердов стояли закупы.
Смерды, несмотря на ограничение права
завещания, оставались лично свободными
людьми. Ссуда делала закупов должниками
владельцев и ставила их в личную зависимость
от последних, сообщая им характер полусвободных
людей. Такой характер этого состояния
обнаруживался в том, что, во-первых, хозяин
пользовался правом подвергать своего
закупа телесному наказанию за вину; во-вторых,
закуп мог быть свидетелем на суде только
в незначительных тяжбах и при отсутствии
свидетелей из свободных лиц; в-третьих,
закуп не отвечал сам за некоторые свои
преступления, например за кражу: пеню
за него в таком случае платил хозяин,
который за то превращал его в полного
своего холопа. Из этих ограничений свободы
закупа видно, что, несмотря на долговое
обязательство и обусловленную им обязательную
работу закупа на господина, первый не
считался холопом последнего. Закуп, по
Русской Правде, мог всегда прекратить
свою зависимость от господина, заплатив
ему долг, и закон ставил известные пределы
судебной власти господина, как и его праву
на труд закупа. Но те же ограничения свободы
последнего указывают на усилия владельцев
сравнять закупов со своими сельскими
холопами. Наконец, боярские тиуны, оставаясь
холопами, пользовались некоторыми правами
свободных лиц и тем приближались к состоянию
закупов: суд принимал его свидетельское
показание "по нужде", когда не было
свободных свидетелей; за убийство тиуна,
как и свободного простолюдина, закон
назначал сорокагривенную уголовную пеню,
а не двенадцатигривенный штраф, как за
убийство простого холопа. Итак, закон
придавал неодинаковое юридическое значение
лицам, различавшимся хозяйственным положением.