Социокультурный портрет нэпмана в 1921 – 1929 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:56, статья

Описание работы

Данная работа посвящена одной из важных, но, к сожалению, малоизученных проблем советской истории. В последние годы отечественные исследователи проявляют всё больше интереса к этой теме, ведь нэпманы – одна из самых противоречивых групп советского населения. Исследователи-современники, написавшие работы о социальном портрете нэпмана, не могут прийти к одному мнению, их выводы очень различны. Поэтому наша задача – разобраться, кто же на самом деле частный торговец: человек, транжирящий деньги, ведущий недостойный образ жизни или же жертва коммунистического террора? Отношение к социальной группе оставило нам небогатое состояние источниковой базы – это лишь источники мемуарного характера, материалы периодической печати

Работа содержит 1 файл

социокультурный портрет нэпмана в 1921-1929 гг..docx

— 14.99 Кб (Скачать)

Социокультурный портрет нэпмана в 1921 – 1929 гг.

Пархоменко Любовь Анатольевна

Данная работа посвящена одной из важных, но, к сожалению, малоизученных проблем советской истории. В последние годы отечественные исследователи проявляют всё больше интереса к этой теме, ведь нэпманы – одна из самых противоречивых групп советского населения. Исследователи-современники, написавшие работы о социальном портрете нэпмана, не могут прийти к одному мнению, их выводы очень различны. Поэтому наша задача – разобраться, кто же на самом деле частный торговец: человек, транжирящий деньги, ведущий недостойный образ жизни или же жертва коммунистического террора? Отношение к социальной группе оставило нам небогатое состояние источниковой базы – это лишь источники мемуарного характера, материалы периодической печати. В первую очередь, конечно же газеты «Правда» и «Накануне» , журнал «Огонёк», а также это писатели-эммигранты В.В. Шульгин, К. Борисов, Т. Солоневич и др. Нельзя оставить без внимания М. Булгакова, который писал свои фельетоны в газету «Накануне», а также воспоминания Н. Окунева. Историография темы характеризуется крайней неравномерностью в исследовании отдельных вопросов, что часто определялось не уровнем развития исторической науки, а политической конъюнктурой в стране; не зря историографическая база пользуется большой научной ценностью. Мы попытаемся сравнить образы в периодической печати и других источниках.

Нэпман засветился в периодике  с 1921 года, когда писали о борьбе рабочих частных предприятий  и за улучшение бытовых условий  рабочих. Сначала этот образ отождествлялся с толстым, неуклюжим и трусливым человеком. В последующих статьях образ нэпмана меняется. Он начинает нарушать законодательство, не соблюдает 8-часовой рабочий день, обращается с работниками грубо, грозит им увольнением. Далее «Правда» описывает нэпмана, но не его внутренний мир или же его повадки, а его материальное состояние: он «весело летит» с «краснорожим кучером» по Тверской или едет с «лихачом на дутых шинах» — автомобиль в те годы был предметом роскоши. Тот же нэпман покупает своей жене новую шубу, хотя вроде бы «уже весна» и «три уже есть». В этих статьях публицистического, скорее фельетонного характера нэпман вновь становится похож на широко известный образ богача-валютчика.

Журнал «Огонёк» в это  время был неофициальным по сравнению  с «Правдой», так как именно этот журнал не стеснялся острых высказываний в адрес «нэпачей». Большое внимание уделяется женам нэпачей. Эти «располневшие нэпманши-модницы» были настоящими скандалистками, вечно недовольные, стоящие в оппозиции к государственным нововведениям. На страницах журнала эти люди испытывает только отрицательные эмоции. Также нэпман постоянно имеет дело с валютой, бриллиантами, живет в квартире с прислугой и выдает их за своих близких родственников, подсовывает одночервонцевые банкноты вместо десятичервонцевых на валютном рынке. И ни в одной статье не указано, что нэпман – это честный труженик, который занимается своим любимым делом.

«Ленин путем нэпа открыл возвращение в «старый мир»». Таким образом, нэпман интересен эмигрантам не сам по себе, как человек, как предприниматель, как деятель. Он важен для них как точка отсчета, с которой начинается разрушение Советского государства. В этом плане нэпман положителен. Он сохранил старые убеждения, и новая власть, несмотря на это, признала его ценность, как работника». Так утверждал писатель К. Борисов.

Итак, теоретическая оценка нэпмана в эмигрантских и советских работах различается, а конкретные сведения совпадают. Первая черта: отсутствие вкуса и общая необразованность, вторая -  непостоянство в профессии и склонность к обману, и, наконец, третья - тяготение к старой дореволюционной культуре. Именно поэтому нэпманы вели настолько роскошный образ жизни, чем и запомнились согражданам. Только полученный ими урок остался забытым - в государстве, где властью монополизировано и контролируется все, даже при наличии доброй воли первого лица никакой бизнес невозможен.


Информация о работе Социокультурный портрет нэпмана в 1921 – 1929 гг.