Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:51, контрольная работа
В феодальной Кабарде и балкарских обществах население делилось на тех, кто занимался созданием материальных благ, и тех, кто обеспечивал безопасность (мирные условия жизни) и руководил общественно-политической жизнью страны и отдельных вотчин-общин (къуажэ). Первых называли мэкъумэшыщIэ – крестьяне, вторых – пщы-уоркъ, князья и дворяне.
Князья и дворяне составляли привилегированную часть общества. Им принадлежали все земли Кабарды на правах частного владения.
Причины и характер социальных конфликтов в кабардинском и балкарском социумах.
Восстание крестьян под предводительством Машука.
Антикрепостническое выступление крестьян во главе с Дамалеем.
Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.
Тема: Социальные противоречия и конфликты в Кабарде и
балкарских обществах в XVIII – первой половине ХIХ в.
1. Причины и характер социальных конфликтов в кабардинском и балкарском социумах.
В феодальной Кабарде и балкарских обществах население делилось на тех, кто занимался созданием материальных благ, и тех, кто обеспечивал безопасность (мирные условия жизни) и руководил общественно-политической жизнью страны и отдельных вотчин-общин (къуажэ). Первых называли мэкъумэшыщIэ – крестьяне, вторых – пщы-уоркъ, князья и дворяне.
Князья и дворяне составляли привилегированную часть общества. Им принадлежали все земли Кабарды на правах частного владения. Крестьяне проживали и вели свои хозяйства на их землях, за что были обязаны продуктовой и отработочной рентой, размер которой был строго фиксированным и носил единообразный характер.
Так, например, размеры продуктовой ренты определялись в зависимости от количества пар быков, участвовавших в пахоте общинной земли. Согласно 26 статьи «Постановлений о сословиях в Кабарде» (1807г.) устанавливалась норма, по которой крестьянин участвовавший в пахоте тремя парами волов, обязан был отдавать владельцу в год четыре арбы обмолоченного проса, двумя парами - три арбы, одной парой - одну арбу. Отсюда видно, что наличие тягловой силы (быков) и ее количество являлись мерилом хозяйственной состоятельности и платежеспособности крестьянского двора.
При разделе уже вспаханного поля размеры надельного участка общинника (крестьянина) определялись также в зависимости от того, с каким количеством быков он участвовал в пахоте в составе производственной супряги. Хозяин шести быков получал шесть частей, четырех - четыре, двух - две части вспаханного поля. Таким образом, от количества рабочего скота, включенного в супрягу, зависел не только размер надельного пахотного участка, но и объем выполняемых крестьянином феодальных повинностей.
Примерно таким же
образом реализовывалась и
Крестьяне помимо указанных двух основных форм ренты имели и другие многочисленные обязанности перед своими владельцами. Они должны были трудиться круглый год не только для того, чтобы самим выживать, но и чтобы обеспечить достаток семьям владельцев. Те, кто разводил овец, обязаны были ежегодно отдавать владельцу по одному барану со двора.
Этот неполный перечень обязанностей крестьян дополнялся различными формами внеэкономического принуждения, выступавшими в виде обрядов и предписаний, закрепленных в обычно-правовых нормах (адатах). Они для своих господ строили дома, несли расходы на угощение и одаривания гостей, на уплату калыма, на свадьбу, поминки и т.д. и т.п. Несвоевременное исполнение или отказ от исполнения этих обязанностей могли повлечь за собой тяжелые последствия. «Народ обязан, - читаем в кабардинских адатах, - сносить терпеливо все, что князь сделает правильно или неправильно, и не может выходить из повиновения».
Как и во многих европейских и азиатских странах социальные противоречия имели место в кабардинском и балкарском феодальном обществах ХVI-ХVIII вв. Феодалы всячески старались не только сохранить, но и усиливать свое положение в обществе, увеличить количество доставляемых зависимыми крестьянами материальных благ, укрепить свою роль в сфере защиты, управления и регулирования социально-экономических конфликтов не только в стране в целом, но и в вотчинах – общинах.
Разумеется, и крестьяне в свою очередь стремились ослабить крепостнические отношения: платить как можно меньше подати, ограничить произвол феодалов, расширить свое влияние на общественно - политическую жизнь и т.д. Особенно эта тенденция выразилась в стремлении крестьян сохранить прежние обычаи, согласно которым им предоставлялось право в случае конфликта со своими хозяевами уходить к другим владельцам, пока те не станут удовлетворять их законные требования. Имели также место попытки оградить свои семья от вмешательства владельцев.
В отечественной литературе советского периода, исходя из классовых позиций, такие противоречия расценивались как антагонистические и непримиримые классовые отношения, хотя в целом они не являлись таковыми. Ведь крестьяне требовали смягчения крепостнического режима, а не его уничтожения. Таким образом, речь шла всего лишь о разделении сферы деятельности между двумя социальными слоями, однако, дополняя друг друга, они образовывали единое целое, обеспечивающее успешное функционирование всего общественного организма. По крайней мере, если отбросить влияние внешних факторов на отношения между феодалами и крестьянами, нетрудно заметить, что они в Кабарде в XVI-XVIII вв. еще не приобрели характер системного кризиса.
Но особенностью социальных конфликтов в указанное время являлось то, что они приобретали особую остроту в тех случаях, когда феодалы шли на компромиссы с крымским ханом и соглашались платить дань людьми. Известно, что владельцы откупались от Крыма и Турции не собственными детьми, а детьми зависимых крестьян. А подобного рода «жертвы» вызывали со стороны последних недовольства и открытые выступления. Примерами таких выступлений были события, связанные с именами народных героев Андемиркана (XVI в.), Машука и Дамалея (XVIII в.).
В условиях Кавказской войны крестьянские выступления приобрели иной характер и связано это с действами царских властей, направленных на разжигание социальной розни внутри кабардинского общества, чтобы ослабить общую антиколониальную борьбу со стороны местного населения. Генералы де-Медем, Якоби, Потемкин и др. руководствовались политикой, согласно которой следовало «…держать кабардинских владельцев и подлый народ в некоторой друг другу зависти (читай ненависти - Ж.К.)».
Одним из элементов такой политики становятся заигрывания перед крестьянами и поощрения их к бегству на Кавказскую линию - территорию, контролируемую российскими властями. Это создавало у крестьян иллюзию, что с помощью последних возможно избавление от крепостной зависимости. Кавказская администрация проводила такую политику в Кабарде, тогда когда в самой России крепостничество носило уродливый и жестокий характер.
По большому счету царизм не собирался
покровительствовать
На самом деле при осуществлении российскими властями вооруженных карательных экспедиций на Кабарду и другие места подвергались разорению больше всего крестьянское население, нежели феодалы. Поэтому надежды на социальную справедливость исчезали тут же как только войска переходили границу Кабарды. И вообще российские власти никогда не стремились ослабить в Кабарде крепостнические отношения, о чем свидетельствует грамота Екатерины II, полученной кабардинскими владельцами 17 августа 1771 года, где указывалось, что крестьяне принадлежат своим хозяевам, «составляя их доход своею работою и податью». Более того, царская грамота запрещала кому бы то ни было укрывать беглых крестьян, предписывала возвращать их владельцам. Но российские власти будут продолжать скрытно делать все наоборот, при этом цинично упрекая самих владельцев в том, что они «распустили чернь» и не умеют «держать народ в повиновении». На самом деле российская администрация выступала в роли «защитника» простого народа только в тех случаях, когда требовалось держать феодалов «в некотором обуздании», так как последние ничего так сильно не боялись, как бегства своих холопов в русские укрепления.
Кабардинские крестьяне
2. Восстание крестьян под предводительством Машука
О том, что между феодалами, с одной стороны, и крестьянами - с другой, имелись противоречия, и на этой почве периодически обострялись их отношения, свидетельствуют материалы архивные источники и устного народного творчества. На более раннем этапе о таких социальных явлениях мы имеем лишь фрагментарные сведения, так как тогда крепостнические отношения еще не получили завершенных форм. Видимо, XVIII век стал периодом окончательного оформления феодально-крепостнических отношений, и социальные противоречия стали проявляться более четко. Правда, часто поводом социальных конфликтов становились внешние факторы. По имеющимся данным одним из крупных социальных конфликтов первой половины XVIII века было выступление крестьян под предводительством кузнеца Машука.
И связано это событие с
Перешедшие на сторону Крыма владельцы во главе со старшим князем Ислам-беком рассчитывали удовлетворить ханский ультиматум за счет детей своих подданных. Тогда крестьяне восстали как против своих феодалов, так и против крымчан. Повстанцев возглавил крестьянин Машук. Его отряд, скрываясь в горах, совершал неожиданные и смелые нападения на крымское войско и дружины князей, что вызвало гнев со стороны хана. Источники повествуют, что он приказал арестовать жен и детей непокорных крестьян и отправить их в рабство в Крым. Борьба с обеих сторон продолжалась упорно, но совместными усилиями феодалам удалось арестовать и убить мужественного патриота и выразителя интересов крестьян Машука. Впоследствии гора, в лесах которой скрывался со своими сторонниками вождь крестьянского движения, народ назвал его именем. Гора Машук располагается в районе нынешнего города Пятигорска Ставропольского края.
3. Антикрепостническое
выступление крестьян во главе
В 1754 году в Кабарде имело место организованное выступление крестьян. В нем принимали участие крестьяне деревень Куденетова и Тыжева, расположенных на реке Чегем. В него включились впоследствии и жители других окрестных деревень. Причинами недовольства были дальнейшее усиление феодально-крепостнических отношений, расслоение основной массы крестьянства – тлхокотлов (свободных общинников) – на разные категории крепостных, преимущественно лагунопытов (дворовых).
Мамсырыко Дамалей был одним из тлхокотлов, кто первым выступил против ограничения своим владельцем сословных прав и свобод. За это у него отобрали все имущество, а затем членов семьи сделали холопами. Тогда Дамалей дал клятву до конца своей жизни бороться против социальной несправедливости. И он возглавил вооруженное выступление крестьян против владельцев.
Социальный конфликт достиг настолько большого накала, что требования восставших со временем пробрели крайне радикальный характер. Если в начале основным требованием было ограничение произвола феодалов, то на последующих этапах они стали угрожать князьям и дворянам физической расправой и восстановлением старых обычаев, некогда выработанных и согласованных в Каратекском соглашении. Как полагают историки, речь шла о восстановлении прежних прав и свобод, когда они были в статусе тлхокотлов, юридически свободных общинников. Напуганные столь радикальными требованиями крестьян, владельцы, при посредничестве духовенства, приступили с ними в переговоры, в ходе которых феодалы вынуждены были согласиться уменьшить повинности и ограничить произвол, что, в конечном счете, означало некоторое смягчение крепостнических порядков.