Социально-политические предпосылки реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности. Не совсем тождественны и понятия абсолютизм и самодержавие. Именно этим термином пользовались русские историки, определяя природу абсолют­ной монархии в России.

Работа содержит 1 файл

ИОгп.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

 

  Проводя административную реформу, меняя государственную структуру, Петр I берет за основу Шведский вариант устройства государственной системы. Сущность новой системы заключалась в том, что каждое сословие в государстве должно нести функциональную обязанность. Такая система государства носила военно-бюрократический характер, и вполне отвечала требованиям Петра I. 2 марта 1711 года, был учрежден Сенат. Сенат представлял собой собрание, состоящее из 9 человек, назначенных царем. Позднее Сенат стал собранием президентов коллегий – сенаторов. На этом преобразования не заканчиваются, и Петр I продолжает свои административные реформы. В январе 1722 года вводиться должность генерал – прокурора и обер - прокурора Сената. Должности эти должны стать «государевым оком», и вести надзор за деятельностью Сената. Сенат на тот момент, был правительством России, и был наделен законодательной, судебной и административной властью. Особое место в административных реформах Петра I, занимает закон, принятый в 1722 году. Речь идет о "Табели о рангах". Табель о рангах выделил три рода государственной службы: гражданскую, военную, военно-морскую. Табель о рангах обязывал дворян служить государю. Служба стала единственным способом получения государственного чина. Табель о рангах, можно назвать карьерной лестницей. Всего рангов было 14. Выходец из простого люда, получивший первый офицерский чин, или 8-ой ранг гражданской службы становился дворянином. Табель о рангах был очень полезным нововведением Петра.

 

Во время правления Петра I власть монарха в России существенно укрепилась. Неограниченность царской власти отражалась в некоторых пунктах «Воинского устава». Устав гласил: «Монархов – власть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». В 1721 году Петр I приминает титул Императора, Россия с того момента начинает именоваться Империей. Это еще больше упрочило устои самодержавия в России.

 

Административные реформы были слабым местом петровских преобразований. Все административные преобразования Петра следовали друг за другом непрерывным потоком и не вели население к материальному и нравственному преуспеванию.

 

                                                   Судебная реформа Петра I

 

 

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.

 

Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

 

Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

 

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

 

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

 

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

 

В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

 

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

 

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

 

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.

 

В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

 

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".

 

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

 



Информация о работе Социально-политические предпосылки реформ