Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:17, доклад
Великобритания — одна из крупных экономически развитых стран мира. В 2000 ВВП составлял 859, 1 млрд ф.ст. (в ценах и по ППС 1995), 5-е место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Доля В. в мировом ВВП 3,0% (2002). В том же году её ВВП на душу насе¬ления достигал 14 000 ф.ст. Удельный вес страны в международной торговле в последние годы составляет 4,5 — 5%. По этому показателю она занимает 4—5-е ме¬сто.
Исходя из того что экономический рост сдерживается высоким уровнем инфляции, консерваторы разработали среднесрочную финансовую стратегию на 3—4 года, её осуществляют и лейбористы. Цель — ограничение темпов роста цен. Стратегия слагается из двух компонентов — монетарного и бюджетного. В 1980-е гг. основным её инструментом было денежно-кредитное регулирование; финансовой политике отводилась пассивная роль обеспечения его эффективности. Однако с кон. 1980-х гг. и особенно в ходе нынешнего цикла правительство активно прибегает к бюджетным мерам регулирования.
В кредитно-денежной политике акцент первоначально был сделан на таргетировании (т.е. установлении целевых ориентиров) показателей денежной массы. Однако к нач. 1990-х гг. правительство убедилось в том, что контроль над её ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992, когда В. вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы.
С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок. В 1993 Банк Англии получил возможность самостоятельно устанавливать время введения новых ставок, а в мае 1997 лейбористы предоставили ему ещё большую независимость — Банк имеет право сам принимать решения об изменении процентных ставок. Поскольку В. не является членом зоны евро, Банк Англии не входит в Европейскую систему центральных банков, продолжает оставаться эмиссионным центром, осуществляет самостоятельно кредитно-денежную политику.
В соответствии с Банковским законом 1987 ни одно кредитное учреждение не имеет права принимать депозиты без соответствующей лицензии Банка Англии. Банк Англии не несёт ответственности за последствия банкротств банков и не гарантирует вкладчикам полное возмещение убытков. В то же время учреждён Фонд защиты депозитов, образованный из взносов банков пропорционально величине их суммарных депозитов. За счёт средств Фонда в случае банкротств банков компенсируется часть этих убытков. В последние годы правительство серьёзно реформировало и упростило систему надзора за деятельностью финансовых учреждений и регулированием рынка ценных бумаг. В 1997 было создано Управление по финансовым услугам. Ему были переданы полномочия центрального банка в области надзора за деятельностью коммерческих банков. Отныне Банк Англии отвечает за обеспечение общей стабильности финансовой системы.
Важнейшая задача бюджетной политики — сокращение абсолютных и относительных размеров государственных расходов с параллельным уменьшением дефицита госсектора экономики, или потребности государства в займах. Особое внимание обращено на более эффективное использование государственных средств как центральным правительством — 3/4 всех расходов, так и местными органами власти — 1/4 расходов. В качестве приоритетных названы расходы на здравоохранение, образование, транспорт. Министерствам и ведомствам предлагается жёстко придерживаться предельного уровня (потолка) расходов, устанавливаемого правительством на трёхлетний срок.
В арсенале средств государственного регулирования экономики особое место занимает налоговая политика. В целях стимулирования экономического роста снижаются ставки прямых налогов и одновременно расширяется налоговая база за счёт сокращения льгот. Важнейшей частью мер по поощрению инициативы и предпринимательства стало существенное снижение базовой ставки подоходного налога — с 33% в 1979 до 25 в 1995, 24 в 1996 и 22% в 2002. С апреля 1999 применяется особая ставка в 10%, по которой облагаются первые 1,9 тыс. ф. ст. дохода.
Одним из основных направлений деятельности государства остаётся налоговое стимулирование сбережений населения как важного источника финансирования капиталовложений. Разработаны и введены различные льготные сберегательные схемы, при которых вложения, прежде всего мелких инвесторов, полностью или частично освобождаются от обложения налогами.
В то же время снижение ставок прямого подоходного налога сопровождалось усилением косвенного налогообложения. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость повышалась и в 2002 составила 17,5%. Существенно увеличилась доля поступлений от косвенных налогов — с 43% в 1978/79 финансовом году до 54% в 1997/98 финансовом году. Рост косвенных налогов был призван в какой-то мере компенсировать сокращение поступлений от прямых налогов, способствовать перераспределению ресурсов в пользу инвестиций.
Большое место в политике государства занимает налоговое стимулирование частных капиталовложений. За время своего правления консерваторы снизили ставку налога на корпорации с 50 до 33%. В июле 1997 лейбористы уменьшили её до 30%. Особое внимание уделяется налоговому поощрению малого бизнеса — ставка налога для небольших компаний (с годовой прибылью до 300 тыс. ф. ст.) была снижена консерваторами с 50 до 23%. В 1997 лейбористы уменьшили её до 21%, в апреле 2002 ставка сокращена до 19%. Мелкие компании (с годовой прибылью до 10 тыс. ф.ст.) освобождены от уплаты подоходного налога.
Для увеличения доходной базы бюджета лейбористы ввели налог на непредвиденную прибыль коммунальных предприятий. Снижение ставки налога на прибыль корпораций предполагается профинансировать путём отмены компенсируемых налоговых кредитов. Такая мера должна способствовать увеличению нормы прибыли и повышению привлекательности В. для долгосрочных инвестиций.
В результате финансовой политики государства доля его расходов в ВВП снизилась с 49,0 до 37,4% в 1975/76 финансовом году и вновь возросла до 39,0% в 2000/01. С 1998/99 бюджет сводится с профицитом, хотя его размеры в 2001/02 существенно уменьшились, прежде всего из-за снижения поступлений от
налога на прибыль корпораций. Чистый государственный долг по отношению к ВВП составлял в 1996/97 43,7%, в 2000/01 — 30,4% — самый низкий уровень среди стран «большой семёрки».
Британская модель социально-экономического развития заметно отличается от европейской континентальной. Её структура во многом напоминает американскую (схожесть институциональной среды, инвестиционного поведения компаний, форм корпоративного управления, характер рынка труда и т.д.). В экономической литературе англо-американская модель получила название «модель акционерного капитализма» (shareholder capitalism) в отличие от континентальной модели «капитализма соучастия» (stakeholder capitalism).
Основная цель управленческой деятельности в британской модели — максимизация доходов акционеров. В решении важнейших вопросов управленческой деятельности фирм представители труда (профсоюзы) и государства играют значительно меньшую роль, чем на континенте. Отсюда ориентация на краткосрочные цели развития фирм (шорттермизм). Для этой модели характерно гораздо большее, чем в других европейских странах, распыление акционерной собственности. Здесь существенно ниже её концентрация в руках крупнейших владельцев. Корпоративный контроль осуществляется в значительной мере через рынок ценных бумаг. В В. больше развит фондовый рынок, значительно выше капитализация ценных бумаг. Финансовые институты и нефинансовые компании играют здесь гораздо меньшую роль во владении акциями, чем на континенте Европы.
Вместе с тем хозяйственный механизм и социально-экономическая политика В. всё более трансформируются и изменяются в направлении требований, предъявляемых членством в ЕС. Растущее значение в регулировании хозяйства имеют законы и директивы ЕС в таких областях, как аграрная и региональная политика, энергетика, финансы и страхование, конкуренция и защита потребителей. В июне 1997 В. подписала Социальную хартию ЕС. И хотя она не вошла в первую группу стран еврозоны, в последние годы Лондон активно осуществлял меры, необходимые для введения единой валюты. Речь идёт об уменьшении дефицита бюджета и государственного долга, снижении процентных ставок, уровня инфляции.
В последние десятилетия повышение уровня жизни населения происходило за счёт роста номинальных и реальных доходов населения. Средняя недельная заработная плата в апреле 2001 равнялась 356 ф. ст., а у полностью занятых мужчин — 444 ф. ст. Средняя часовая заработная плата у мужчин была 11,97 ф. ст., у женщин — 9,76 ф. ст. В апреле 1999 законом установлена минимальная заработная плата. С октября 2002 она составляет 4,20 ф. ст. для занятых в возрасте 22 года и выше и 3,60 ф. ст. — для рабочих и служащих в возрасте 18—22 года. Весной 2002 средняя продолжительность рабочей недели у полностью занятых по основному месту работы равнялась 38 ч (40 ч — у мужчин и 34 ч — у женщин). В. приняла директиву ЕС, регламентирующую продолжительность рабочего времени. Она вошла в силу в 1998: максимальная рабочая неделя 48 ч, минимальный оплаченный отпуск 4 недели и др. Пенсии по старости выплачиваются женщинам с 60 лет, мужчинам с 65 лет. В апреле 2002 основная пенсия одинокого пенсионера составляла 75,50 ф. ст. в неделю, семейной пары — 120,70 ф. ст. В 1990-е гг. — нач. 2000-х гг. рост номинальных доходов населения значительно превышал уровень инфляции. В результате увеличивались реальные доходы: в 1991—2001 их среднегодовой прирост составил 3,1%.
С ростом расходов населения
(на них приходится примерно 2/3 ВВП)
меняется их структура. Наиболее быстрыми
темпами увеличиваются
При общем повышении жизненного уровня населения в стране наблюдается значительная поляризация доходов и богатства. Реальные доходы 20% наиболее богатых семей в 4 раза превышают доходы 20% наиболее бедных семей. В 2000 1/10 населения владела 54% национального богатства. Существенно более низкий жизненный уровень по сравнению с коренным населением — у национальных меньшинств. Среди них и наиболее высокий процент безработных. Продолжают сохраняться и даже усугубляться такие застарелые проблемы здравоохранения, как длинные очереди в больницах, нехватка младшего медицинского персонала. Классы во многих школах по-прежнему переполнены, недостаточен уровень подготовки учителей, почти не уменьшается разница в техническом оснащении государственных и частных школ.
В. глубоко интегрирована в мировое хозяйство, значение внешнеэкономических связей постоянно растёт. В 2001 на экспорт шло 27% произведённых в стране товаров и услуг; экспорт товаров составлял 191,6 млрд ф. ст., услуг — 225, 2 млрд ф. ст. Экспорт на душу населения в В. больше, чем в США и Японии. В 2001 импорт товаров равнялся 225,2 млрд ф. ст., услуг — 65,7 млрд ф. ст. В., как правило, имеет дефицит в торговле товарами и положительное сальдо в торговле услугами. В 2001 доходы от инвестиций за рубежом превышали иностранные вложения в В. на 9,0 млрд ф. ст. В результате дефицит платёжного баланса по текущим операциям составлял 20,5 млрд ф. ст. Большое внимание в стране уделяется привлечению иностранного капитала; он рассматривается как средство повышения производительности труда. В 2001 приток прямых иностранных капиталовложений в В. составил 43,8 млрд ф. ст. В то же время экспорт прямых инвестиций равнялся 23,7 млрд ф. ст., что существенно ниже, чем в предыдущем году, когда он достиг рекордного уровня 168,6 млрд ф. ст., — следствие высокой активности британских фирм на международном рынке слияний и поглощений. Всего на кон. 2001 активы В. за рубежом равнялись 3176 млрд ф. ст., в т. ч. прямые инвестиции — 645,2 млрд. Иностранные активы в этой стране — 3216 млрд ф. ст., в т.ч. прямые инвестиции 347,5 млрд ф. ст.
Перемены в структуре хозяйства сопровождались значительными сдвигами в структуре внешней торговли. Вплоть до кон. 1950-х гг. в международной специализации товарного обмена В. преобладало межотраслевое направление. В структуре экспорта и импорта наблюдались большие различия: в экспорте доминировала продукция обрабатывающей промышленности, в импорте — сырьё и продовольствие. С нач. 1960-х гг. быстро развивается внутриотраслевой обмен. В 1971 готовые изделия и полуфабрикаты в товарном экспорте составляли 84%. В связи с увеличением вывоза североморской нефти эта доля в 1970— нач. 80-х гг. снизилась, однако к 2001 вновь достигла 84%. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 56% экспорта. Возрастает экспорт продукции аэрокосмической, химической, электронной промышленности. В то же время уменьшается доля экспорта текстильных товаров. Очень высока вовлечённость в международный оборот электронно-вычислительной техники: за границу вывозится около 70% продукции электронной отрасли. На экспорт идёт св. 70% продукции химической промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. В. занимает одно из первых мест в мире по экспорту вооружений. С нач. 1960-х гг. непрерывно падает значение в импорте продовольствия и сырья. В 1971— 2001 доля продовольствия снизилась с 22 до 8%, а промышленного сырья — с 12 до 2%. В то же время доля готовых изделий подскочила с 7 до 60% (с полуфабрикатами — до 85%).
Одновременно происходили изменения в географическом распределении внешней торговли. В нач. 20 в. внешняя торговля В. была ориентирована на её колониальные владения; ещё в 1950 40% экспорта этой страны направлялось в зависимые страны, из них же поступало около 40% импорта В. К нач. 21 в. ситуация резко изменилась. В 2001 85% экспорта и 81% импорта приходились уже на развитые страны. В последние десятилетия происходит «европеизация» торговых связей В.: в 2001 53% её экспорта товаров и услуг (85% экспорта товаров и 52% импорта) приходилось на её партнёров по ЕС.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Великобритании