Социально-экономическое развитие в 1860 начале 1890 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства. В то же время сохранение общины, которая "прикрепляла" крестьян к земле, сдерживало рост социальной мобильности.
Социально-политические реформы 1860-1870-х гг. способствовали социально-экономическому развитию страны, но их влияние было неоднозначным. Неполнота и противоречивость преобразований деформировали капиталистическое развитие.

Содержание

1. Ведение………………………………………………………..
2. Предпосылки…………………………………………………..
3. Подъем революции 1905 г.…………………………………..
4. Спад революции, 1906г.- июнь 1907 г.…………………….
5. Выводы………………………………………………………..
6. Литература…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Тема 39 готов история.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 

План: 

    Введение

1. Ведение………………………………………………………..

2. Предпосылки…………………………………………………..

3. Подъем  революции 1905 г.…………………………………..

4. Спад революции, 1906г.- июнь 1907 г.…………………….

5.  Выводы………………………………………………………..

6. Литература…………………………………………………….

2

3

3

8

12

14

 

 

 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ В 1860-НАЧАЛЕ 1890-Х Г. 

     1. Предпосылки и условия развития экономики 

       Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства. В то же время сохранение общины, которая "прикрепляла" крестьян к земле, сдерживало рост социальной мобильности.  
           Социально-политические реформы 1860-1870-х гг. способствовали социально-экономическому развитию страны, но их влияние было неоднозначным. Неполнота и противоречивость преобразований деформировали капиталистическое развитие.  
Большое влияние оказывала экономическая политика правительства, выдававшего льготные государственные заказы, государственные кредиты, концессии, премии за некоторые произведенные изделия. Государственные займы использовались для кредитов и инвестиций в крупномасштабное железнодорожное строительство, развернувшееся благодаря этому по всей стране. Важную роль играла также политика таможенного протекционизма, проводившаяся государством в отношении тех промышленных изделий, которые начали производиться в России.  
В стране не созрели социокультурные предпосылки, необходимые для процесса модернизации экономики, не сложилась "этика капитализма", в массовом сознании преобладали уравнительные, общинные настроения.
 

      2. Сельское хозяйство. 

      
          Экономическое развитие сельского хозяйства ускорилось после аграрной реформы. В 60-90 гг. XIX в. увеличилось производство всех видов сельхозпродукции. Сбор зерновых возрос в 1,7 раза (с 1,9 млрд. до 3,3 млрд. пудов); картофеля - в 2,5 раза, сахарной свеклы - почти в 20 раз. Посевные площади выросли почти на треть. Но увеличения сбора зерна достигалось не только экстенсивным путем - более, чем на 20% возросла урожайность.  
           В связи с развитием промышленности и повышением спроса на сырье увеличилось производство технических культур ( сахарной свеклы, табака, льна, в Средней Азии и на Кавказе началось выращивание хлопчатника).  
Таким образом, развитие сельского хозяйства обеспечивалось не только за счет традиционных экстенсивных методов, но и в результате качественных изменений, направленных на интенсификацию производства. Повысилась производительность труда, стало более частым использование удобрений и сельхозмашин (сенокосилок, веялок, сеялок, жнеек, конных грабель). Увеличилась товарность (вывоз зерна увеличился в 5 раз). К 1890-м гг. завершилось формирование всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции. Продолжала углубляться специализация районов в производстве отдельных культур:  
•товарное зерноводство развивалось в Центральном черноземном районе, Поволжье, Новороссии, на Украине и Северном Кавказе;  
•льноводство - в Центральном промышленном районе;  
•товарное скотоводство - на Севере и Северо-Западе, включая Прибалтику;  
•свекловодство - в некоторых районах Украины;  
•табаководство, фруктоводство и виноградарство - в Закавказье и Бессарабии.  
Постепенно менялась структура землевладения . Во второй половине XIX в. помещики потеряли около трети своей земли, часть которой была приобретена крестьянами. Доля крестьянской частновладельческой земли увеличилась с 1,3 до 6,2% в общем объеме сельскохозяйственных угодий.  
Отсталость российского сельского хозяйства . И все же основной прирост сельскохозяйственного продукта достигался экстенсивным путем - за счет освоения новых территорий, распашки новых земель.  
Производительность труда в аграрном секторе оставалась низкой, урожайность также была в несколько раз ниже, чем в Европе. Технический уровень повысился незначительно и только в отдельных помещичьих хозяйствах. В среднем техники и минеральных удобрений в конце прошлого века применялось в десятки раз меньше, чем в развитых странах мира.  
Товарность сельского хозяйства возрастала, но этот процесс опережал рост производительности труда. За исключением зажиточных и некоторых середняков, большинство общинников продавали часть хлеба, в котором сами нуждались, чтобы заплатить выкупные платежи и другие налоги.  
В результате аграрной реформы 1861 г. крестьяне не стали собственниками земли - для этого они должны были выкупить свои наделы. В 1880-е гг. государство постаралось усилить прикрепление крестьян к общине и предотвратить расслоение в деревне, формально собственником надельной земли стала община, которая, впрочем, также не могла продать или заложить свои "владения". В условиях общинной собственности не сложился земельный рынок, затруднено было внедрение интенсивных методов ведения крестьянского хозяйства.  
          В крестьянском хозяйстве сохранялось малоземелье и чересполосица. Малоземелье даже увеличилось, так как с ростом крестьянского населения размер общинной земли остался прежним. Средний размер надела на душу мужского населения уменьшился с 4,8 дес. после реформы до 2,7 дес. к 1890-м гг. Поскольку на многих крестьянских наделах невозможно было произвести достаточно хлеба, чтобы прокормить семью, крестьяне были вынуждены брать в аренду землю помещиков. Не имея денег, крестьянин должен был отработать на "барской запашке" в счет арендной платы по нормативам 2-3 дес. за 1 дес. арендованной пашни. Такие отработки представляли собой полукапиталистические-полуфеодальные формы экономических отношений:  
•полукапиталистические - так как речь шла об экономическом принуждении;  
•полуфеодальные - так как крестьяне оставались прикрепленными к земле и к общине, они были ограничены в возможностях уйти в город или предложить рабочие руки другому помещику, не было свободного рынка сельскохозяйственного труда, полноценного земельного рынка.  
В результате к концу 1870-х гг. возросло недовольство крестьян, обострился аграрный вопрос, ставший основой будущих общественно-политических потрясений. Периодически низкий уровень сельского хозяйства приводил в сложных климатических условиях к неурожаям. После голодных 1868, 1873-74, 1880 и др. годов, наступил страшный голод 1891-1892 годов, потрясший всю Россию.  
          Таким образом, суровые природно-климатические условия, обуславливающие приверженность традиционным методам хозяйствования, сохранение помещичьего землевладения при малоземелье крестьян, общинность и патриархальность сознания сельского населения, патерналистская политика правительства и ряд других факторов стояли на пути модернизации русской деревни.  
          Капиталистическое развитие помещичьего хозяйства также не было свободным. Некоторые помещики пытались приспособиться к рыночным отношениям, превратить поместья в капиталистическое аграрное предприятие с наемным трудом, использовать машины, удобрения, прогрессивные технологии. Отдельные имения становились доходными предприятиями.  
         Но даже самые передовые помещики применяли отработки и почти бесплатный труд крестьян-отработчиков, дополняя его на отдельных высокотехнологичных участках наемным трудом. Система землепользования, крестьянское малоземелье и прикрепление крестьян к общине и наделу делали неизбежными отработки и предоставляли помещикам возможность получать рабочие руки без капиталозатрат. В то же время структура помещичьего хозяйства, уровень технического развития, применявшиеся методы не позволяли владельцам имений полностью оказываться от такого труда. Крупное земельное хозяйство в большинстве районов России, основанное лишь на наемном труде, оказалось бы нерентабельным, так как производило бы хлеб по цене более высокой, чем цена продажи. Помещикам не хватало навыков предпринимательства, знаний, техники, денег для ее приобретения и оплаты наемных работников. В то же время, сочетание наемного труда, техники и отработок давало неплохие результаты. Лишь в период 1880-х гг., когда снизились мировые цены на зерно, кризисные явления затронули такие хозяйства.  
Экономические результаты в имениях, где помещики пытались действовать лишь старыми методами, не желая приспосабливаться к рынку, были еще плачевнее. Такие хозяйства разорялись. Имения закладывались в банки (1870 г. - 2,2% помещичьих хозяйств, 1895 - более 30%), земля переходила к "капиталистым" крестьянам, купцам или более удачливым дворянам.  
Характер сельскохозяйственного развития. Теорию о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве разработал В.И. Ленин:  
•американский путь - это капиталистическое развитие фермерского хозяйства при отсутствии помещичьих латифундий.  
•прусский путь - это переход к капиталистическому хозяйствованию на основе развития крупного помещичьего (юнкерского) хозяйства, с сохранением небольшого количества крепких крестьянских хозяйств (гроссбауэров), при обезземеливании большинства крестьян и их превращении в сельскохозяйственных наемных рабочих. Этот путь болезненнее для крестьян и сопровождается большими социальными издержками.  
         Ленин неоднократно вносил поправки в свою концепцию и сделал вывод о том, что даже к 1914 г. в России не победил ни один из этих путей развития капитализма в сельском хозяйстве .  
Авторы некоторых пособий писали о "преобладании в нашей стране " прусского" пути" при длительном сохранении элементов крепостничества, отработочной системы.  
          Таким образом завышался уровень развития капитализма в отсталом сельском хозяйстве России. Фактически термин "развитие капитализма" подменялся понятием "развитие сельского хозяйства".  
Действительно, путь развития российского помещичьего хозяйства не был путем нормального капиталистического развития. "Прусский путь" развивался в основном в западных губерниях, не знавших общинных порядков. В некоторых регионах, не имевших традиций крепостничества, - Сибири, Северном Кавказе - крестьянское хозяйство достигло определенных успехов , напоминая в своем развитии американское фермерское хозяйство. И все же большая часть земли оставалась у помещиков. Являясь полными собственниками своей земли, они могли получать кредиты под ее залог, крупные землевладельцы пользовались и другими преимуществами.  
Очевидное развитие сельского хозяйства России при органическом переплетении и взаимодействии различные черт старого и нового привело некоторых историков к мысли об особом "русском" пути аграрного капитализма.  
          Социальная эволюция российской деревни . Некоторые авторы писали о социальном расслоении крестьянства - на бедняков и кулаков. Здесь необходимо различать имущественное расслоение - на бедных, богатых и середняков - и социальное - т.е. выделение в крестьянстве особых общественных групп и слоев - сельских наемных рабочих (пролетариев); сельских предпринимателей (буржуазии); крестьян, остававшихся в основном в рамках натурально-потребительского хозяйства и др.  
Экономическое расслоение крестьянства . Несмотря на усилия государства, крестьяне пореформенной эпохи постепенно расслаивались по материальному достатку. Но, если до реформы 1861 года основную массу крестьян составляли середняки, то во второй половине прошлого века большая часть крестьян переходила в разряд бедняков. Лишь небольшое количество сельских хозяев успешно увеличивало свой доход. Некоторые из них (0,5-2 %) даже покупали землю разорявшихся помещиков.  
Этот процесс шел медленно из-за сохранения общины и общинной собственности на землю, низкого технического уровня сельского хозяйства, пережитков крепостничества. 
          Социальное расслоение крестьянства по тем же причинам развивалось еще медленнее. Прикрепленные к общине, ограниченные в праве передвижение по стране, не имевшие возможности заложить или продать землю, крестьяне не могли подчас полностью порвать с сельским хозяйством и деревней и поэтому не столько превращались в свободных и лишенных собственности наемных рабочих - пролетариат , сколько в пауперов - нищих пользователей неотчуждаемых наделов. Кроме того, даже быстрое развитие промышленности не могло занять руки миллионов обнищавших аграриев, которые на несколько месяцев в году становились неквалифицированными рабочими, а чаще - безработными. Поэтому основной тенденцией становилась пауперизация российской деревни.  
С другой стороны, без кредитов, в условиях нерентабельности сельского хозяйства, затруднено было успешное аграрное предпринимательство, что, как и существование общины, сдерживало развитие сельской буржуазии.
 

     3. Транспорт и связь. 

     Огромное  значение в индустриализации России имело развитие транспорта, главным образом железнодорожного. Если в 1861 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. км. железных дорог, то к началу 80-х г. их сеть составляла уже 22 тыс. км.

     В связи с постройкой железных дорог  резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на темпах строительства  шоссейных дорог. Если с 1800 по 1861 гг. в России построили 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 по 1890 гг. — всего 5552 версты.

     Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 1860 г. в России насчитывалось 399 речных пароходов, в 1895 г. — 2539. В 70-х  гг. открылось пароходное сообщение  на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

     Модернизировался  внутригородской транспорт. Уже  в начале 60-х гг. с извозчиками  Петербурга начала конкурировать“ конка”, а первый трамвай в России прошел по улицам г. Киева в 1892 г.

     Бурно развивались средства связи. Если в 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города. В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург — Гатчина. 

      4. Промышленность, торговля. 

      
          Развитие промышленного производства в 60-90-е годы XIX в. было очень значительным. Этому способствовала как государственная политика, так и увеличение спроса на промышленные изделия, развитие продовольственной и сырьевой базы, разорение части крестьянства и формирование на этой основе рынка рабочей силы, широкое распространение кустарных промыслов и т.д.  
Количественный рост. В итоге выплавка чугуна увеличилась с 40,5 млн. пудов в 1860 г. до 179 млн. пудов в 1900 г., добыча угля - с 18 млн. пудов в 1860 г. до 986 млн. пудов в 1900 г. К началу ХХ века Россия давала двадцатую часть мирового производства, чугуна, нефти, хлопка. В то же время по производству продукции на душу населения Россия далеко отставала от развитых стран Запада.  
          Огромное значение имел не только количественный рост, но и качественное развитие . К концу столетия возникли новые отрасли промышленности - современная металлургия и металлообработка, тяжелое машиностроение, нефтедобывающая, химическая и электротехническая индустрия. Тяжелая промышленность стала развиваться быстрее, чем легкая.  
Формировались новые промышленные регионы. Самым значительным стал Юг России (Донбасс, Криворожье и др.), где выросли сотни заводов и фабрик и производилось свыше половины продукции металлургии и металлообработки. В важнейшую топливно-нефтяную базу превратился Баку. Более чем в 1,5 раза выросла производительность труда в промышленности. Повысилась энерговооруженность предприятий.  
Мелкая промышленность в этот период получила огромное развитие и давала свыше трети всего промышленного производства России. Быстро развивались кустарные промыслы, которые не исчезали даже в отраслях, где господствовали крупные и крупнейшие предприятия, например в текстильном производстве. В некоторых отраслях (кожевенной, мукомольной, швейной, обувной, деревообрабатывающей и др.) мелкие предприятия преобладали. Основной организационной формой в строительстве оставались артели.  
          Крупная промышленность. В 80-90-е годы произошел промышленный переворот в основных отраслях отечественной промышленности. Крупные предприятия перешли от ручного к машинному труду, сформировался отечественный машиностроительный комплекс. На фабриках и заводах производилась большая часть продукции ведущих отраслей промышленности - металлургии и металлообработки, машиностроении, химическом, текстильном производстве. Новым в крупной промышленности стала ее организация в форме акционерных обществ и паевых товариществ, к началу ХХ века составлявших свыше половины всех крупных предприятий.  
Но, несмотря на высокие темпы роста, он был не достаточен. В 1894 году тяжелая обрабатывающая промышленность давала лишь 10-14% продукции обрабатывающего производства. Самыми крупными (свыше половины продукции всей промышленности России) оставались текстильная и пищевая отрасли. Отсутствовало легкое машиностроение. Большая часть машин и оборудования закупалась за рубежом.  
          Развитие железнодорожного строительства не просто сопровождало промышленный переворот в стране, но явилось в определенной степени его стимулятором. Речь шла не только о транспортной сети, без которой не могла бы развиваться промышленность, но и создании условий, без которых невозможно было бы освоить новые районы, перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы. " Железнодорожная горячка " дала толчок созданию современной тяжелой промышленности.  
Кроме того, Россия, стремившаяся вернуть себе статус великой державы, не могла достичь этого без железнодорожной сети и тяжелой, в том числе машиностроительной промышленности. Строительство железнодорожных путей в 1860-1870-е гг. было инициировано государством, предоставлявшим льготные кредиты, пособия и концессии, обеспечивавшим прибыль владельцам даже убыточных дорог. В результате государство более, чем наполовину финансировало строительство железных дорог. Средства для этого были получены из государственных займов, размещенных за рубежом - во Франции, Германии и других странах Европы.  
          Одновременно выдавались кредиты для строительства паравозо- и вагоностроительных заводов, закупка же подвижного состава за границей в 1876 году была фактически запрещена. Стимулировалось производство рельсов. Поначалу основная часть металла ввозилась - уральский чугун не годился для производства рельсовой стали. Но после создания новой металлургии в 1880-е годы пошлины на импорт чугуна были увеличены в 5 раз, так же как и на уголь, кокс, руду.  
В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог (в 1861 г. - 1,5 тыс. верст, в 1900 - 48 тыс.), сформировалось транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечивавшая также нужды армии.  
          В то же время железных дорог не хватало. Многие районы не были охвачены этим видом транспорта. По длине путей на квадратный километр и на душу населения Россия отставала на рубеже веков не только от передовых стран Европы и США, но даже от Японии и Мексики.  
Водный транспорт также играл огромную роль в развитии национальной торговли рынка и промышленности. Речные суда, число которых увеличилось в 4 раза перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. Важно, что особенно выросло число пароходов - в 6 раз. Морской торговый транспорт серьезно отставал. Хотя его создание началось, почти все экспортные и импортные товары, перевозившиеся морем, транспортировались на зафрахтованных иностранных судах или иностранными кампаниями.  
Сохранял большое значение гужевой транспорт.  
Социальное развитие . Одновременно с промышленным переворотом формировались слой предпринимателей - буржуазия и рабочий класс .  
Формирование буржуазии . К концу XIX в. насчитывалось 1,5 млн. людей, относимых к крупным и мелким предпринимателям. В некоторых отраслях промышленности и торговли сформировались крупные предпринимательские династии. В частности, в текстильном производстве успешно организовывали дело бывшие крестьяне Морозовы , Рябушинские , Прохоровы , Хлудовы и др. В "новых" отраслях - металлургии и машиностроении - ядро руководителей составляли к концу века выходцы из технической интеллигенции, дворянства и чиновничества - А.И. Вышнеградский , Н.С. Авдаков , А.И. Путилов и др.  
Особенностями российской буржуазии, в отличие от развитых стран, являлось отсутствие большого политического веса, политической организации, прямого доступа к власти. В ее многонациональном составе значительное место занимала прослойка иностранных предпринимателей и выходцев из-за рубежа - Кноп , фон Мекк , Вогау , Гинцбург и др.  
Формирование рабочего класса . Численность наемных работников в конце XIX в. составляла 10 млн. чел. В целом фабрично-заводской пролетариат вырос за полвека в 4 раза, но и в 1890-е годы не был многочисленным - рабочих крупных предприятий и железных дорог насчитывалось менее 1,5 млн. чел. Кроме того, строительные рабочие составляли 1 млн. чел.; наемные рабочие в сельском хозяйстве - 3,5 млн. чел.;  
чернорабочие, приказчики торговых заведений, прислуга, дворники, извозчики и др. - 4,4 млн. чел.  
В основном рабочие различных отраслей были выходцами из крестьянства. Большинство из них надеялось, что работа на фабрике - это лишь временное средство для восстановления хозяйства в родной деревне. Поэтому значительную часть промышленного пролетариата составляли сезонные рабочие. В то же время, все больше рабочих расставались с иллюзиями, промышленности требовались квалифицированные обученные работники, создавалось все больше фабричных школ и постепенно формировался кадровый пролетариат из потомственных рабочих. Другими источниками формирования рабочего класса являлись кустари, отставные солдаты.  
Положение рабочих было несколько лучше, чем крестьян, но оставалось тяжелым. Переизбыток неквалифицированных рабочих рук, отсутствие политических и гражданских прав приводили к тому, что рабочий день не регламентировался, зарплата даже на крупных предприятиях была в 3 раза ниже, чем в развитых странах Европы, штрафы за нарушение дисциплины, брак в производстве, поломку оборудования, неизбежные для необученных, не обладавших "фабричной" психологией работников, еще больше сокращали заработок. Лишь некоторая часть фабрикантов строила больницы и школы для рабочих.  
          С начала 1880-х годов создавалась, в значительной степени под давлением рабочих выступлений, специальное законодательство: закон об ограничении труда детей подростков (1884), о найме рабочих, об ограничении штрафов и др. (1886). Но созданная в 1884 г. Фабричная инспекция и Губернские присутствия по рабочим делам (1886) не могли обеспечить точного выполнения этих законов.  
В пореформенную эпоху наблюдался непрерывный рост внутренней и внешней торговли. Товарное хозяйство превратилось в господствующее.  
Внутренняя торговля в 60-90-е гг. возросла многократно. Самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции - металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и в большей, чем ранее степени для российской деревни. Возникали новые товарные биржи , развивались сети розничной магазинной торговли .  
Но наиболее динамично развивалась мелкая торговля - если крупная торговля увеличилась в 3 раза, то с учетом мелкой - товарооборот вырос в 17 раз! Торговлей занимались не только горожане, продолжали расцветать крестьянские торговые промыслы. Иногда капитал, нажитый на мелком торге вразнос с лотков, становился началом большого торгового или промышленного дела.  
Внешняя торговля увеличилась почти в 3 раза. Темпы ее роста в целом соответствовали развитию крупной внутренней торговли. Главной статьей вывоза окончательно стал хлеб, рост экспорта которого в 3 раза превысил увеличение сбора зерна. Вывозилось и другое сельскохозяйственное сырье: лен, пенька, лес. С развитием овцеводства важное место в экспорте заняла шерсть. Продукция промышленности составляла менее четверти российского вывоза, но ее абсолютный объем и относительная доля быстро росли. Прежде всего развивался экспорт сахара, нефти, динамично возрастал вывоз тканей. В то же время сложная продукция машиностроения в экспортных статьях отсутствовала. Сырье закупалось прежде всего Германией, Англией, Нидерландами, Францией, Италией, Австрией и другими странами Европы. Российский текстиль поставлялся азиатским партнерам - в Персию (Иран) и Китай. К концу века экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране возможность накопления финансовых ресурсов.  
В импорте ведущие места занимали станки и оборудование, а также хлопок для российских фабрик. Значительное место занимал чай, ставший "русским национальным" напитком, товаром первой необходимости.  
Ввоз некоторых товаров ограничивался высокими таможенными тарифами. Система таможенного протекционизма была призвана защитить нарождавшееся производство в России. Прежде всего это касалось некоторых изделий металлургической и металлообрабатывающей промышленности (в частности, транспортного машиностроения), а также отдельных видов сельскохозяйственной продукции товаров, не производившихся в стране.
 

      5. Кредитно-финансовая система. Банки. 

      
          Эпоха реформ затронула и финансы. Стал открыто публиковаться государственный бюджет. Благодаря политике, проводившейся министрами финансов Н.Х. Бунге и, в особенности, И.А. Вышнеградским, был преодолен дефицит бюджета, но повышение налогов отрицательно сказывалось на развитии потребительского спроса.  
В 1860-1880-е годы формировалась система финансового обеспечения товарного производства ( банки, акционерные общества ). В 1860 г. был создан Государственный банк - главное орудие экономической политики государства. Много ресурсов он направлял на поддержку - в кон. 1850-х годов - свыше 50 %, к сер. 1880-х - свыше 60 %. В сер. 1860-х годов было разрешено создание коммерческих банков, число которых быстро увеличивалось и уже к 1874 г. достигло 37 (к 1900 г. - 43). К концу века сумма выданных ссуд выросла в 39 раз. Большую долю в капитале акционерных коммерческих банков имел иностранный капитал Франции, Германии, Англии, Бельгии. Одновременно с крупными финансовыми учреждениями развивалась сеть городских банков , обществ взаимного кредита и т.д.
 

      6. Особенности социально-экономического развития. 

      
          Особенности аграрного развития России  
В сельском хозяйстве не просто сохранялись пережитки крепостничества, но они тесно, структурно переплетались с новыми явлениями . Аграрное развитие являлось результатом этой смешанной системы хозяйствования, где имелись предпосылки для различных путей развития капитализма, но ни один из них не утвердился.  
Аграрный сектор существенно отставал от промышленности по уровню развития и связи с рынком. В то же время страна, ее экономика, население оставались прежде всего аграрными.  
Сельское хозяйство страны было очень разноликим . В различных регионах господствовали разные методы и формы хозяйствования - от феодально-байского в Средней Азии до преобладания наемного труда и хуторского хозяйства в некоторых Западных губерниях. Историческое ядро территории России - центральные великорусские районы - при этом значительно отставало от Запада, Юга и Юго-запада империи и несло наибольшую печать средневекового хозяйствования.  
          Особенности промышленного развития России.  
Индустриализация в России характеризовалась очень высокими темпами развития , превышавшими показатели передовых стран Европы той эпохи и приближавшимися по цифрам к США. Эти темпы стали возможны в результате государственного участия, использования финансовых, технических, организационных ресурсов Запада. Важно, что эти возможности реализовались благодаря огромным усилиям и жертвам всего народа страны.  
            Государство во всех передовых странах способствовало промышленному развитию. Но именно в России активное вмешательство государства в экономическую жизнь , его огромная роль в создании современной тяжелой промышленности обеспечили высочайшие темпы индустриализации, начавшейся с железнодорожного строительства.  
Недостаток капиталов при широком спектре источников накопления обусловил возрастание роли иностранных инвестиций. Но иностранный капитал находился под контролем государства, так как большая его часть (почти 9/10) в этот период привлекалась через государственные займы. Велика была роль иностранного капитала и в российских банках.  
Форсированное развитие тяжелой промышленности не смогло ликвидировать диспропорцию в развитии различных отраслей промышленности (отставание машиностроения и успехи хлопчатобумажной отрасли).  
          Огромные масштабы страны, недостаток капиталов обеспечивали неравномерность развития регионов , распыленность средств.  
Низкая производительность труда, нехватка квалифицированных рабочих, отсутствие системы профессионального образования и, в то же время, высокие темпы возникновения современной промышленности сразу в крупных формах привели к относительно высокой концентрации производства, капитала и рабочей силы , особенно в текстильной промышленности. Но это не всегда свидетельствовало о высоком уровне производства.  
          Правовые и социокультурные предпосылки индустриализации оказались недостаточно зрелыми . Сословный строй, отсутствие гражданских прав большинства населения, низкая производственная культура и т.д. сдерживали промышленное развитие, рост производительности и квалификации рабочих, определяли недостаток квалифицированной рабочей силы и переизбыток неквалифицированных рабочих рук.
 

      7. Итоги

      
          Изменилась социальная структура . Выросло городское населения, связанное с рынком и незнающее натурального хозяйства (1863 г. - 6 млн. горожан, 1897 г. - 17 млн.);  
Было достигнуто большое экономическое развитие. Страна вступила на этап капиталистического развития . Окончательно сформировался национальный рынок сельскохозяйственных продуктов, прежде всего хлебный. В городе господствовало, а в деревне быстро развивалось товарное хозяйство.  
В основных отраслях промышленности прошел промышленный переворот . Возникла современная отечественная металлургия, машиностроение. Были достигнуты более высокие темпы роста и уровень производства. Сформировалась промышленная буржуазия, сложился класс наемных рабочих. Россия заняла одно из первых мест в мире по общему объему промышленного производства, но оставалась в четвертом десятке стран по производству на душу населения.  
Несмотря на развитие промышленности, Россия оставалась аграрной страной , где преобладало сельское хозяйство и сельскохозяйственное население. Капиталистические отношения быстро проникали в аграрный сектор, который серьезно отставал от промышленности. В деревне внеэкономическое принуждение было ликвидировано, но сохранялись многие пережитки феодализма, консервировавшиеся государством.  
          В результате противоречивого аграрного развития, нерешенности земельного вопроса в деревне назревал кризис .  
Форсированное экономическое развитие, слишком высокая цена модернизации, всей своей тяжестью ложившаяся на плечи трудящихся, привело к деформациям, вызывало обострение социальной напряженности и нарастание антикапиталистических настроений, что, в свою очередь, становилось основой для восприятия социалистических и революционных идей.

 

     

Литература:

1. История России: учеб. / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.

2. Ш.М.  Мунчаев, В.М. Устинов. История  России. Учебник для вузов, изд-е  второе, измен. и  дополн. М.: Изд-во Норма, 2000.

3. Федоров  В.А. История России XIX – начала XX в. М., 2000. С. 69-96.

4. Миронов  Б. Социальная история России  периода империи (XVIII  – начало XX в.). СПб., 1999. Т.2.

Информация о работе Социально-экономическое развитие в 1860 начале 1890 годов