Социально-экономическое развитие страны в 20-е-30-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) было объявлено о новой экономической политике (НЭП)это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 42.51 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет технологий и управления 
 
 

  
 
 

Контрольная работа 
 

Тема: Социально-экономическое развитие страны в 20-е-30-е годы 
 
 
 
 

Выполнила: Лагутина Юлия Александровна 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

«Волгоград 2010»

   Новая экономическая политика

   Сущность  и цели НЭПа. В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) было объявлено о новой экономической политике (НЭП)это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики  и использовании опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

   Главная политическая цель НЭПа – снять  социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме  союза рабочих и крестьян. Экономическая  цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса  и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные  условия для построения социалистического  общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свёртыванию НЭПа во второй половине 20-х годов.

   Реализация  НЭПа. Переход к НЭПу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г.

     Введение  НЭПа началось с сельского хозяйства.  Замена развёрстки продналогом явилась решающим мероприятием при переходе к НЭПу, но не исчерпывала его существа. Она выражала принципиально новую хозяйственную политику партии, политику, призванную решить не только непосредственные задачи восстановления народные хозяйства, но и стать инструментом построения социализма. Введение продналога дало возможность крестьянству реализовать излишки своего производства, что стимулировало развитие сельского хозяйства.

     Продналог устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных  поставок разрешалась свободная  торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило  укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохозяйственной продукции. В  результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России. Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

     В производстве и торговле частным  лицам разрешалось открывать  мелкие и брать в аренду средние  предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право  создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так  возник новый для экономики России государственно-капиталистический  сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьём и распределения готовой продукции. Деятельность  государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность и хозрасчет.

     В финансовой сфере, кроме единого  Государственного банка, появились  частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата  за пользование транспортом, системами  связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств, для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), что обеспечило твёрдый валютный курс рубля на мировом рынке, а натуральный налог в сельском хозяйстве был заменен денежным. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

     В результате новой экономической  политики в 1926 году по основным видам  промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Лёгкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжёлая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом. Одна из задач НЭПа – преодоление разрухи – была решена.

   Итоги внутренней политики начала 20-х годов.

     НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его  введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось  тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно  классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением  противоречий между многообразием  социальных интересов разных слоев  общества и авторитаризмом большевистского  руководства.

     Необходимость обеспечения независимости и  обороноспособности страны требовала  дальнейшего развития экономики, в  первую очередь тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание  средств из деревни в город  путем ценовой и налоговой  политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырьё и продукты занижались («ножницы» цен). Осенью 1923 г. Развился кризис сбыта, затоваривание плохими и дорогими товарами. Которые население отказывалось покупать. В 1924 г. К нему добавился кризис цен, когда крестьяне, собравшие урожай, отказались отдавать хлеб государству по твёрдым ценам, решив продать его на рынке.

     Для выхода из кризиса правительство  предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев, кулаков. Это означало начало свёртывания НЭПа. Официально об отказе от НЭПа было объявлено в декабре 1929 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Образование СССР 

     Советские республики накануне объединения. После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.

   Отстаивая завоевания революции, в том числе  свою национальную независимость, РСФСР  и другие советские республики ещё  в годы гражданской войны заключили  между собой ряд двусторонних договоров, создав, таким образом, тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально- государственном строительстве.

   Одну  из альтернативных форм объединения  республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.

   Сложился  конфедеративный союз, высшим органом  которой являлась Полномочная конференция  представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.                                                           В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности, входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

   Весной  и летом 1922 г. партийные организации  Украины, Белоруссии и

   Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения  с РСФСР, обратились в ЦК РКП (б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП (б) из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

   В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который  предусматривал вхождение советских  республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими  органами государственной власти и  управления оставались ВЦИК, СНК и  СТО РСФСР.

   Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание  комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

   6 октября  1922 года Пленум ЦК одобрил позицию  В. И. Ленина и принял на  ее основе новую резолюцию.

   18 декабря  1922 года Пленум ЦК принял проект  Союзного договора.

   В течение  декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления  об образовании СССР и избрали  делегации на I Всесоюзный съезд Советов.

   Х Всероссийский  съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше  двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

   С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты  съездами других республик: добровольность и равноправие республик с  сохранением за каждой из них права  свободного выхода из Союза.

   27 декабря  1922 года Х Всероссийский съезд  Советов принял предложенное  Президиумом ВЦИК постановление  об образовании СССР.

   Принятие  Декларации и Договора об образовании СССР. 29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.

   30 декабря  1922 года открылся I Всесоюзный съезд  Советов. В работе съезда приняли  участие более двух тысяч делегатов.

   В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная  и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные  производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик  по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось  невозможным при раздельном существовании  республик.

   С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых  нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик  перед лицом капиталистического окружения.

   Наконец, само строение Советской власти, интернациональной  по своей классовой природе, толкает  трудящиеся массы советских республик  на путь объединения в одну социалистическую семью.

   В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно  и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным  органам центральной государственной  власти. Договор определял сферу  полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной  власти.

Информация о работе Социально-экономическое развитие страны в 20-е-30-е годы