Социально-экономическое развитие России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Сельское хозяйство. Развитие промышленности. Торговля и транспорт. Финансы. Основные итоги.

Работа содержит 1 файл

отеч. история контр. работа.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ РОССИИ  
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

1. Сельское хозяйство

Сельское  хозяйство  играло ведущую роль в  экономике России. Здесь было занято более 90% работников. Несмотря на сохранение крепостничества, аграрное производство развивалось под воздействием целого комплекса факторов:

  • в связи с увеличением населения, ростом городов и развитием промышленности на внутреннем и внешнем рынке возрастал спрос на сельскохозяйственную продукцию;
  • не только крупные землевладельцы, но и крестьяне начинали втягиваться в товарно-денежные отношения, в производстве зерновых повышалась доля хлеба, предназначенного на продажу;
  • в сельском хозяйстве все чаще использовались сезонные наемные рабочие (до 700 тыс. к середине XIX в.), прежде всего в степных и южных районах России, Прибалтике;
  • осваивались земли юга Украины, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. Посевные площади увеличились в 1,5 раза;
  • в аграрном производстве наметились и качественные изменения, связанные с развитием промышленности. Расширялись посевы технических культур (лен, конопля, табак, сахарная свекла, хмель), предназначенных для продажи. Все больше сеялось не “серых хлебов”, а пшеницы - важного предмета зернового экспорта, получившего спрос и внутри страны. В нечерноземном центре для обеспечения городов активно развивалось огородничество. К середине прошлого века большую роль стал играть картофель, превратившийся в основную огородную культуру. Крестьяне, поначалу отказывавшиеся выращивать картошку - вплоть до “картофельных бунтов” 1841-1843 гг., вскоре стали называть ее “вторым хлебом”. Началось использование в некоторых помещичьих хозяйствах новых сельскохозяйственных машин (молотилки, веялки, сеялки) и новых методов.

Несмотря на новые  явления, развитие сельского хозяйства  происходило очень медленно. Его отсталость была вызвана:

  • сохранением экстенсивного характера земледелия, которое развивалось не за счет повышения производительности труда, а за счет расширения посевных площадей и роста численности населения. Урожайность хлеба в традиционных районах крепостничества оставалась на том же уровне, что и в Древней Руси: урожай лишь втрое превышал количество посеянного зерна;
  • понижением производительности барщинного труда, вызванным втягиванием крестьян в товарное производство;
  • сохранением низкого уровня развития техники. Подавляющее большинство помещиков и все крестьяне продолжали применять деревянную соху (с металлическим наконечником) и трехполье, как и много веков назад. Хотя делались отдельные попытки технической модернизации сельского хозяйства, но она была невозможна в условиях крепостного права. Новые машины приносили лишь убытки в условиях, когда на них работали барщинные крестьяне;
  • превращением крепостного права в тормоз экономического развития. Оно мешало развитию предпринимательства, препятствовало формированию рынка рабочей силы и позволяло помещикам паразитировать на рыночных отношениях, используя крестьянское отходничество и расширение барщины. Это сдерживало качественные изменения и совершенствование крупного аграрного хозяйства.

Во многом отсталость русской деревни вызывалась влиянием суровой природно-климатической среды, консервирующей традиционные методы хозяйствования, обуславливающей сохранение крепостничества и экстенсивный характер ее развития.

Вместе с тем крепостное хозяйство разлагалось.

Господство натурального хозяйства сокращалось по мере становления всероссийского аграрного рынка, втягивавшего в свой оборот все сословия.

Крестьянское хозяйство “деформировалось”, с одной стороны, в результате отчуждения крестьян от земли, которое проявлялось в Нечерноземье в массовом отходничестве и развитии промыслов, а, с другой - в чрезмерном увеличении барщины и увеличении барской запашки за счет крестьянских наделов в черноземных губерниях.

Личная феодальная зависимость крестьянина от помещика сохранялась, но видоизменялась, поскольку увеличивалось число наемных рабочих-отходников, принуждаемых к работе как внеэкономическим принуждением помещика, так и экономическим принуждением хозяина-нанимателя.

Кризис крепостного  хозяйства проявлялся в ухудшении экономического положения помещиков. Барщинный труд становился все менее эффективным и производительным, с развитием крестьянских промыслов падали цены на их изделия и, соответственно, уменьшались доходы помещиков от оброка. В итоге многие имения оказывались заложенными и перезаложенными (к середине века - более 60%).

Кризисные явления проявились и в попытках государства смягчить зависимость крестьян от помещика, несколько облегчить их положение (прекращение раздачи государственных крестьян помещикам, указы Александра I о “вольных хлебопашцах” (1803), об отмене права помещиков ссылать крестьян в Сибирь (1809), более 100 соответствующих указов Николая I, запретившего продажу крестьян без земли, в счет долгов помещика, перевод крестьян в дворовые, издавшего указ об "обязанных крестьянах" (1842) и др.)

Некоторые из мер имели  экономическое значение, но наиболее значительные из них или не относились к крепостным (указ 1801 г., разрешавшей приобретение ненаселенной земли всем свободным сословиям, включая мещан, казаков и государственных крестьян; реформа государственных крестьян 1837-1841 гг. ) или касались лишь западных губерний (отмена крепостного права в Эстонии и Латвии в 1804-1819 гг.; инвентарная реформа в Литве и Белоруссии).

В целом государство  не изменило ни социальную, ни экономическую ситуацию. Крепостные помещичьи крестьяне к середине прошлого века составляли 37% населения Российской империи, а в центре страны - почти 2/3. Крепостной гнет сохранялся. В земледельческих губерниях 90% помещичьих крестьян работало на барщине, да и в Нечерноземье - около 1/3. Крепостной строй оставался самой острой не только социально-политической, но и экономической проблемой России. 
 
 

2. Развитие промышленности

Промышленность развивалась  быстрее сельского хозяйства. Здесь возникало множество новых предприятий. За полвека количество промышленных предприятий умножилось в 7 раз, а число рабочих в 3 раза. Создавались новые отрасли - хлопчатобумажная, сахарная и др. В отдельных отраслях начался промышленный переворот. Увеличивалась доля наемного труда. В то же время развитие сдерживалось и затруднялось крепостным правом, сословными ограничениями, бесправием большинства населения Российской империи.

Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность господствовали в изготовлении продукции массового потребления. Она давала свыше 80% продукции всей обрабатывающей промышленности страны. В Центральном промышленном районе, который составляли Московская, Владимирская, Ярославская и еще 7 губерний, возникало все больше промышленных сел, население которых занималось ремесленным производством (Иваново, Кимры). Такие же процессы развивались в Нижегородской губернии (Богородское, Павлово, Балахна).

Крестьяне сбывали  свой товар через перекупщиков, но некоторые из них сами организовывали продажу своих изделий. В ряде случаев крестьянское производство приводило к накоплению значительных капиталов, расширению дела. Крестьян, выкупившихся за огромные суммы у помещиков, было относительно немного, но они стали основателями известных предпринимательских династий. Морозовы, Гучковы, Гарелины, Хлудовы и др. составили основу будущего слоя крупных торговцев и промышленников Центра России.

В первой трети XIX в. еще  активнее развиваются мануфактуры. Менялась структура мануфактурного производства за счет увеличения числа купеческих и крестьянских предприятий, применявших наемный труд. В целом в промышленности в конце XVIII в. вольнонаемных рабочих насчитывалось не более 1/3, а накануне отмены крепостного права - 87%.

Прежде всего это  затронуло текстильное, особенно хлопчатобумажное производство. Здесь уже в начале прошлого века наемными было более 80% работников, а к середине столетия более 95%. Эта отрасль, где подавляющее большинство предприятий принадлежало купцам и бывшим крестьянам, развивалась наиболее динамично.

Тяжелая и некоторые  отрасли легкой промышленности практически перестали развиваться. Так, несмотря на покровительственные меры государства: ссуды, заказы, запрет импорта аналогичной продукции и т.д., производство чугуна в течение первых десятилетий XIX в. не увеличивалось. В отраслях, где доминировала дворянская мануфактура, преобладал принудительный труд (в черной металлургии, суконной промышленности - 70-75% рабочих). Высокая стоимость продукции, низкий технический уровень, непроизводительный крепостной труд привели стратегическую отрасль российской промышленности к застою и кризису. Отмена в 1840 г. посессионного права не смогла исправить положение.

Еще менее производительными  являлись вотчинные мануфактуры, остававшиеся многочисленными и относительно прибыльными в связи с использованием почти дармового труда крепостных.

Промышленный переворот в России, т.е. систематическое использование техники, вытесняющей ручной труд, начался в легкой промышленности в 1830-е гг. и продолжался, охватывая и другие отрасли, до 1890-х гг. Он приводил и к изменениям в социальной сфере, где формировались новые общественные группы: слой предпринимателей (буржуазия) и наемный рабочий класс(пролетариат).

Прядильными машинами впервые в России была оборудована  Александровская Мануфактура в Петербурге в 1798 г. С конце 1820-х годов московские текстильные предприятия стали чаще обзаводится жаккардовыми станами и другой сложной техникой, вывезенной из Франции и Бельгии. С начала 1840-х гг., когда в Англии был разрешен вывоз текстильных станков и оборудования, машинизация текстильного производства стала массовой. К 1861 г. в России насчитывалось 2 млн. механических прядильных веретен, что во много раз увеличило производительность труда.

В металлургии стали  внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь в условиях принудительного труда модернизация производства проходила медленнее и сложнее.

В 1838 г. была построена  первая в России железная дорога между  Петербургом и Царским Селом (25 верст), а в 1851 г. открылась первая железная дорога, имевшая экономическое и стратегическое значение Москва - Петербург. В 1815 г. был построен первый пароход.

Формирование класса наемных рабочих шло прежде всего за счет крепостных крестьян-отходников. Их отличали такие черты, как зависимость от помещика, который мог их отозвать в деревню; связь с общиной; наличие земельного надела; двойная эксплуатация - со стороны предпринимателя и помещика; социальное и политическое бесправие. Значительную часть наемных рабочих составляли государственные крестьяне, также связанные с общиной и наделом. Их положение было несколько легче, хотя они платили государству значительные подати.

Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и "торгующие крестьяне"). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была относительно немногочисленной. Ряд династий крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышел из крепостных и государственных крестьян. Подавляющее большинство владельцев промышленных предприятий составляли хозяева мелких и мельчайших заведений.

Особенности промышленного  переворота в России заключались в том, что он:

  • начался позже, чем в Англии (и передовых стран Европы в целом);
  • имел высокие темпы развития и происходил почти вдвое быстрее, чем в Англии;
  • носил вторичный характер, т.к. характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада;
  • затрагивал лишь отдельные отрасли, отличался слабым развитием машиностроения;
  • первую фазу своего развития (30-50-е гг.) прошел в условиях крепостного права.

Важно отметить, что на первом этапе промышленный переворот в нашей стране проходил по той же схеме, что и в Англии. Прежде всего он затронул текстильную промышленность, где, в результате, ускорилось накопление капиталов для дальнейшего развития. 
 
 
 
 

3. Торговля и транспорт

Внутренняя торговля быстро росла на основе расширения продажи продукции сельского хозяйства и крестьянских промыслов, а также - крупной текстильной промышленности.

Формы организации торговли также развивались. В ряде регионов (Центр - особенно Москва, Северо-Запад, некоторые крупные города других районов страны) росла постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превращались в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.).

Получила развитие биржевая торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи).

В провинции и на окраинах увеличивались старые и  возникали новые ярмарки (в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе), число которых к середине века превышало 4 тыс. Лидировала по-прежнему ярмарка, перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород. Ее оборот составлял более 40 млн. руб.

Наиболее массовой была торговля в разнос в городах  и сельской местности.

Внешняя торговля к середине прошлого века составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый оборот вырос в 2 раза. Кроме того, застой и потеря темпов развития в горной и ряде других отраслей промышленности привели к большому сокращению вывоза промышленных товаров, который составлял лишь 10% всего экспорта. В основном он был направлен в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии - Иран (Персию), Китай, Турцию. Поэтому все большее значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (лен, сало, лес, пенька, во второй четверти века - зерно). Однако кризисные явления в аграрном секторе, а также колебания цен на мировом рынке не давали возможности значительно увеличить вывоз хлеба.

Информация о работе Социально-экономическое развитие России во второй половине 19 века