Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:03, реферат
При киевском князе существовал Совет (дума) из наиболее знатных князей и бояр, где решались наиболее важные государственные вопросы. Имелся аппарат управления, в который входили младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов). В подвластные города киевским князем назначались княжеские наместники – посадники и их помощники – тысяцкие (во время военных действий они возглавляли народное ополчение – тысячу). Князья, знатные бояре и представители городов собирались на феодальные съезды, где рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. В городах собиралось и вече, куда входили представители богатых родов, а поначалу – все взрослые мужчины
В исторической науке относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спорных вопросов. Много десятилетий назад выдающийся отечественный ученый Б.Д. Греков писал, что Киевская Русь жила уже при феодализме. В дальнейшем историки уточняли этот тезис, называя древнерусское государство раннефеодальным. Предполагалось, что все основные черты феодализма в нем уже присутствовали, хотя и находились на начальной стадии развития. Историк И.Я. Фроянов считает, что древнерусское общество переживало разложение первобытно-общинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной принадлежности. В его социальной структуре проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения. Попытаемся в этом разобраться.
Феодализм – это общественный строй с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства. Его признаками являются:
1) натуральность хозяйства;
2)
наделение основного
3)
внеэкономическое принуждение (
4) низкое рутинное состояние техники.
Но нас в большей мере будут интересовать особенности феодализма. Их три:
1. Основной источник дохода – земля. Вряд ли это утверждение в полной мере применимо к строю Руси. Основным источником дохода государств, находящихся на этапе военной демократии, является дань (грабеж завоеванных территорий, поборы с местного населения) и торговля. Неслучайно же взоры киевских князей были устремлены на Византию, с которой любым путем пытались заключить выгодные торговые договоры. Хотя мы не можем отрицать, что основная часть населения Киевской Руси занималась земледелием.
2.
Сочетание крупной
земельной собственности
(вотчин) и мелкого
крестьянского хозяйства
(наделов), которые находились в пользовании
и передавались по наследству. Поземельные
отношения в феодальном обществе можно
представить следующим образом.
Государство
(собственник)
служба
Феодал
(владелец)
рента (барщина, оброк) надел
Крестьянин
((пользователь)
Крестьянин не является собственником земли, он собственник своих орудий труда, рабочего скота и другой движимости. За предоставляемую землю феодал получает «право» на безвозмездное присвоение прибавочного продукта крестьянского труда, то есть право на феодальную земельную ренту.
В
данном случае спорным остается вопрос
о времени возникновения
3. Преобладание двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых крестьян. Класс феодалов в IX–начале XI в. на Руси только нарождался. То же происходило и с классом крестьян. Социальный состав Древней Руси оказался очень пестрым. Он был представлен как свободным населением, так и полузависимым. Наиболее многочисленную группу составляли «люди», свободные общинники. Смерды – крестьяне-общинники, сидевшие на государственной земле и платившие за её пользование ренту. Это уже полузависимая категория населения. Смерд не имел права оставить своё имущество непрямым наследникам – оно передавалось князю. Вероятно, смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя.
Челядь, или холопы – люди, близкие по своему положению к рабам. Основным источником рабства был плен. Многие сами продавали себя в холопы. Они являлись полностью бесправными людьми.
Закупы – разорившиеся общинники, ушедшие в долговую кабалу к князю или к его дружиннику. Закуп получал ссуду («купу») и за проценты с ссуды должен был работать на господина – либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин мог подвергать его телесным наказаниям, а попытка к бегству наказывалась превращением в обельного холопа.
Рядовичи – общинники, попавшие в зависимость из-за невыполнения договора («ряда»). Часто они выполняли роль мелких административных агентов своих господ.
Изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса. Изгои «Русской правды» – видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.
Преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и отсутствие феодального землевладения послужили основными доводами для выдвижения гипотезы о том, что Древнерусское государство не было феодальным. В нем ещё не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации и существовали многие явления, характерные для предшествующих формаций.
То же можно сказать и о политическом устройстве. Оно представлялось достаточно сложным. Это была федерация княжеств, возглавляемая великим киевским князем. Однако он не являлся самодержавным правителем, скорее, был «первым среди равных». Отношения Киева и других земель налаживались посредством договоров.
При киевском князе существовал Совет (дума) из наиболее знатных князей и бояр, где решались наиболее важные государственные вопросы. Имелся аппарат управления, в который входили младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов). В подвластные города киевским князем назначались княжеские наместники – посадники и их помощники – тысяцкие (во время военных действий они возглавляли народное ополчение – тысячу). Князья, знатные бояре и представители городов собирались на феодальные съезды, где рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. В городах собиралось и вече, куда входили представители богатых родов, а поначалу – все взрослые мужчины.
Князь
возглавлял крупные вооруженные
силы, в задачу которых входило
поддержание порядка над
В Киевской Руси между феодалами действовали вассальные отношения с правилом «вассал моего вассала – не мой вассал».
Информация о работе Социально-экономический и политический строй Древней Руси