Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:14, реферат
22 мая 1957 г. на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку!” по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.
Социально-экономические реформы (1957 — 1964 гг.)
В период 1957 — 1959 гг. были проведены административные реформы, большая часть которых не привела к успеху. Вместо отраслевого принципа (через соответствующие министерства) вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства (совнархозами) и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий. Но очень скоро в условиях жестко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике и др. Это пытались преодолеть в 1962 г. укрупнением совнархозов. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления.
1.Ввведение
2.Социально-экономические реформы 1957 – 1964 г.
3.Заключение
Использованная литература.
Санкт-Петербургский
Государственный университет
Библиотечно-информационный факультет
Заочное отделение
Выполнила:
студентка III курса.
362 гр. Пенская Н.М.
Проверил:
Пянкевич А.В.
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
1.Ввведение
2.Социально-экономические реформы 1957 – 1964 г.
3.Заключение
Использованная литература.
1.Введение.
22 мая 1957 г. на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку!” по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.
2. Социально-экономические реформы (1957 — 1964 гг.)
В период 1957 — 1959 гг. были проведены административные реформы, большая часть которых не привела к успеху. Вместо отраслевого принципа (через соответствующие министерства) вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства (совнархозами) и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий. Но очень скоро в условиях жестко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике и др. Это пытались преодолеть в 1962 г. укрупнением совнархозов. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов.
В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.
Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.
В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.
Н.С. Хрущев как реформатор большевистской школы свято верил во всесилие организационных мер, подчас неподкрепленных ни серьезными научными расчетами, ни необходимыми материально-финансовыми возможностями, поэтому большинство преобразований осуществлялось в форме различных кампаний. Например, самая известная - «кукурузная кампания», плачевно закончившаяся и приведшая к общему снижению сбора зерновых в стране. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы. К кампаниям следует отнести и ряд партийных решений, направленных на ограничение и ликвидацию личных подсобных хозяйств граждан, реализация которых имела тяжелые последствия для страны. Резко ухудшилось продовольственное снабжение людей, стало нарастать недовольство граждан. В этой ситуации правительство впервые стало осуществлять массовые закупки зерна за границей, хотя среднегодовой сбор зерна в стране не сократился и был даже выше, чем в предыдущий период. Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “рязанская катастрофа”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т! Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.
Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план” на период 1959 — 1965 гг.
Явные, очевидные промахи, допускавшиеся Хрущевым при проведении реформ, во многом были связаны с личностью самого реформатора. Хрущев предпринимал многочисленные попытки всевозможных реорганизаций, искал выход из множества проблем, оставленных прошлым. Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из “сталинского времени”, воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. Отсюда и волюнтаризм, и нетерпимость ко всему, что не понимал и не мог понять.
Не случайно объектами его невежественной критики стали художники, писатели, кинематографисты. В то же время именно благодаря смягчению цензуры в период хрущевской оттепели были изданы ранее запрещенные произведения Ремарка, Хемингуэя; опубликована повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” — первое в легальной литературе описание сталинских лагерей; открыт театр “Современник”; стал критиковать режим и приобрел огромную популярность журнал “Новый мир” под редакцией А.Т. Твардовского.
Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики, ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г. Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа. К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания населения, начало радикального решения жилищной проблемы и др. В 1960 — 1962 гг. завершилось упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи. В стране введена система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала. В 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикреплявший работников к предприятиям. Отныне появлялась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели.
К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи-шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.
Серьезные реформы были проведены
в сфере образования. В 1958 г. был
принят закон «Об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем
развитии системы народного образования
в СССР». Этот закон положил начало
школьной реформе, которая предусматривала
введение обязательного 8-летнего образования
(вместо 7-летнего). «Связь школы с
жизнью» заключалась в том, что
все желавшие получить полное среднее
образование (11 классов) и в дальнейшем
поступить в вуз, должны были в
течение последних трех лет учебы
по два дня в неделю работать на
промышленных предприятиях или в
сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом
зрелости выпускники школ получали свидетельство
о рабочей специальности. Для
поступления в высшее учебное
заведение также требовался стаж
работы на производстве не менее двух
лет. Впоследствии эта система себя
не оправдала и была отменена, т.
к. занятость на предприятиях снижала
качество получаемых знаний, в то же
время массы временных рабочих-
Важной задачей явилось
установление государственной системы
социального обеспечения
Была проведена денежная реформа. 24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. К минусам можно отнести, что денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1,наблюдалось хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам, перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.
В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., стоял жилищный вопрос. В результате военных разрушений без крова осталось 25 млн. человек. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951 — 1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. кв. метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. кв. метров. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные — в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.
Положительные результаты были достигнуты в этот период советской наукой, особенно в области прикладных знаний, полупроводников, электронно-вычислительных машин. Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса. В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования. В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту, совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена. Первым человеком, проникшим в космос, был гражданин Советского Союза, первый в истории летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Вместе с тем в науке
зародились противоречия, которые, постоянно
нарастая и обостряясь, послужили
одной из главных причин отставания
от тех глубоких структурных сдвигов
в технологии, качестве и эффективности,
которые произошли в
отставание в области фундаментальных исследований и недостатки в организации науки. Он отмечал, что передовая наука не должна
идти на поводу практики, а должна сама создавать новые
направления в развитии культуры и этим менять уклад нашей жизни.
И все же в 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем: заметные сдвиги произошли в социальной политике; в науке и технике; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались, но и росли.
Серьезные реформы были проведены
в сфере образования. В 1958 г. был
принят закон «Об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем
развитии системы народного образования
в СССР». Этот закон положил начало
школьной реформе, которая предусматривала
введение обязательного 8-летнего образования
(вместо 7-летнего). «Связь школы с
жизнью» заключалась в том, что
все желавшие получить полное среднее
образование (11 классов) и в дальнейшем
поступить в вуз, должны были в
течение последних трех лет учебы
по два дня в неделю работать на
промышленных предприятиях или в
сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом
зрелости выпускники школ получали свидетельство
о рабочей специальности. Для
поступления в высшее учебное
заведение также требовался стаж
работы на производстве не менее двух
лет. Впоследствии эта система себя
не оправдала и была отменена, т.
к. занятость на предприятиях снижала
качество получаемых знаний, в то же
время массы временных рабочих-
3.Заключение.
Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформирования советского общества. Но проводившиеся преобразования не принесли ожидаемого эффекта.
В начале 60-х гг. количество противников Хрущева неумолимо увеличивалось. Крепла оппозиция в рядах партийно-государственного аппарата. Нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации, значительное увеличение капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности государственного бюджета — все это вызвало недовольство и в центре, и на периферии.