Социально-экономическая природа Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

1.Социально-экономическая природа Древнерусского государства. Возникновение крупного землевладения и усиление феодального гнёта.
7.Этапы объединения русских земель в единое государство.

Работа содержит 1 файл

Социально-экономическая природа Древнерусского государства. Возникновение крупного землевладения и усиление феодального гнёта..docx

— 25.68 Кб (Скачать)

1.Социально-экономическая природа Древнерусского государства. Возникновение крупного землевладения и усиление феодального гнёта.

Русская правда»  является законодательным оформлением  политического строя Древнерусского государства, который сочетал в  себе черты новой феодальной формации в виде единовластия великого князя  и пережитки старых родоплеменных  общинных отношений в форме народного  собрания, или веча всех свободных  городских жителей. Во главе государства  стоял великий князь, передававший власть и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя  жителями города — центра княжества. Это многообразие форм наследования власти говорит о переходном, неустойчивом характере древнерусского общества. Киевский князь осуществлял всю  полноту власти в государстве: он был законодателем, военным предводителем, верховным судьей и администратором  на территории всех русских земель. 

Особое место в  политической структуре Киевской Руси занимала княжеская дружина. Она  являлась не только военной силой, но и принимала непосредственное участие  в управлении страной. Одни княжеские  дружинники выполняли функцию судебных исполнителей («мечники»), другие выступали  в роли сборщиков налогов и  штрафов («вирники»), третьи выполняли  поручения в области дипломатических  отношений с другими странами. С помощью дружины князья укрепляли  свою власть, расширяли территорию государства. 

Княжеская дружина  делилась на старшую и младшую. В  старшую входили «мужи» и «бояре», богатые и влиятельные землевладельцы, которые имели свои дворы, челядь, своих дружинников. Наиболее уважаемые  старшие дружинники составляли постоянный совет — «Думу». С ними князь  советовался, или «думал», о всяком важном деле. Дружинники были лично  свободны, а связаны с князем только узами личного договора, обоюдным доверием и уважением. 

Младшая дружина  называлась «гриднями», или «отроками». Они жили при дворе князя, обслуживали  его дом, двор, хозяйство, выступали  в мирное время в роли управителей  и слуг, а в военное — в  качестве воинов. 

Дружина князя составляла главное ядро и стержень войска, из нее формировались телохранители, постоянные спутники и советники  князя, своеобразный «штаб», который  во время войны давал народному  ополчению командиров. Народное ополчение  призывалось к оружию в случае обширных военных действий. Призвать народ к оружию князь мог только с согласия вече. Вооруженный народ  был организован по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Во главе народного  ополчения стоял «тысяцкий», назначаемый  князем. Именно народное ополчение («вои») решало исход сражения. 

Как уже говорилось, «Русская правда» является одним  из основных источников наших представлений  о социально-экономической структуре  Киевской Руси. Уже ее первая статья говорит о наличии классового расслоения древнерусского общества. Главным критерием сословного деления было отношение подданных к князю. По этому признаку Древнерусское государство делилось на три сословия: на княжих мужей, людей и холопов. 

Высшим привилегированным  классом на Руси были «княжи мужи», или «старцы градские». Все они  лично служили князю, составляли его дружину. Положение их было весьма высоко при княжеских дворах. Средний  класс составляли «люди», то есть свободные  простолюдины, платившие князю дань, образуя тем самым податное сословие. Холопы, или «челядь», являлись крепостным классом, они служили не великому князю, а частным лицам. «Челядь» преимущественно обслуживала княжеские  и боярские дворы. 

В начале XII века наряду с политическим делением русского общества выявляется и экономическая градация, связанная с имущественным состоянием. Согласно «Русской правде», в среде  «княжих мужей» появляется привилегированный  слой землевладельцев, которых стали  называть боярами. Боярство состояло из двух элементов: во-первых, земских  бояр, потомков старейшин родов и  военно-торговой аристократии, во-вторых, служилого княжеского боярства, высшего  слоя княжеских дружин. Земские бояре  и бояре князя — это первоначально  две разные феодальные группы, имевшие  нередко совершенно противоположные  политические и экономические интересы. С течением времени происходил процесс  слияния земского и княжеского боярства, в результате которого все боярство превратилось в единый класс крупных  землевладельцев. 

Основную массу  сельского населения Киевской Руси составляли смерды. В исторической литературе существует немало версий о социальном статусе смердов, однако большинство исследователей сходятся на том, что смерды были лично свободными, вели самостоятельное хозяйство, владели  имуществом, земельным наделом и  были людьми юридически дееспособными. Смерды платили денежные и натуральные  подати и иногда призывались на военную  службу. 

Постепенно в сельской местности появляется слой феодально-зависимого населения. Разорившийся смерд заключал договор («ряд») с феодалом на определенных условиях и становился «рядовичем», либо брал у хозяина ссуду («купу») и превращался в «закупа». Ни тот, ни другой не могли уйти от господина  ранее, чем выполнят условия договора. 

Несмотря на то, что  основой производства являлся труд свободного крестьянства, в рассматриваемый  период существенную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками  холопства были различные обстоятельства: и рождение от холопов, и продажа  в рабство, и некоторые преступления, и долговая несостоятельность, и  женитьба на рабе, и поступление  в домашнее услужение без договора. Право господина распоряжаться  трудом и личностью холопа было почти  неограниченным, вплоть до безнаказанного убийства. 

Смягчить бесправие  холопов в определенной мере стремилась церковь. Наряду со светским обществом  в Киевской Руси существовало многочисленное общество «церковных людей»: монашество, «белое» духовенство, церковнослужители, бесприютные, призреваемые церковью и  др. Все они находились в подчинении, управлении и юрисдикции церковных  властей. 

С развитием феодальных отношений изменялись и формы  эксплуатации непосредственных производителей. На смену дани — первичной формы  феодальной эксплуатации — в XI веке пришла примитивная отработочная рента  и рента продуктами, то есть натуральный  оброк. Постепенно развивалась и  совершенствовалась денежная система  взимания налогов. Процесс утверждения  и распространения феодальных отношений  сопровождался формированием вотчинного землевладения, возрастанием роли местного боярства. Это укрепляло власть феодалов над зависимым населением и, вместе с тем, ослабляло внутреннее единство Древнерусского государства. Сепаратизм феодалов поддерживали и окрепшие к  тому времени города. Появились первые признаки распада Киевской Руси. Боярство, выросшее на местах, стремилось отделиться от Киева и создать независимые  княжества. 

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году складываются предпосылки  феодальной раздробленности. Несколько  лет совместно правили его  сыновья Изяслав, Святослав и  Всеволод. Но вскоре их союз распался, начались новые феодальные усобицы, которые продолжались несколько  десятилетий. В бурных событиях конца XI — начала XII века на первый план выступил князь Владимир Мономах (1113—1125), правивший  Переяславским княжеством, находившимся на границе с половцами. При нем  было предпринято несколько успешных походов в «Половецкое поле». Русские дружины доходили до низовьев Дона и берегов Азовского моря, громя половецкие орды. Владимиру  Мономаху удалось значительно ослабить давление половцев на Русь. 

Успешные походы Владимира Мономаха против половцев принесли переяславскому князю славу  замечательного полководца, патриота и мудрого государственного деятеля. Неслучайно, когда в 1113 году разразилось  народное восстание в Киеве, местные  бояре и купцы решили пригласить на великокняжеский престол шестидесятилетнего князя Владимира Мономаха из Переяславля. Внук Ярослава Мудрого и византийского  императора Константина Мономаха, сын  Всеволода Ярославича Владимир Мономах  пользовался большим авторитетом  в народе. Его знали на Руси как  умного, энергичного и мужественного  человека. Став великим князем, Владимир Мономах не мог не считаться со справедливыми требованиями восставших жителей Киева. В 1113 году он издал  дополнение к «Русской правде» —  «Устав Владимира Всеволодича», который  регламентировал положение социальных групп в обществе. Тем самым  был завершен процесс создания кодекса  законов «Русской правды», что свидетельствовало  о победе феодализма в русском  государстве. Этот закон облегчил положение  городских низов, смердов, закупов, рядовичейи холопов. Владимир Мономах  запретил взимать слишком высокие  проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Все это  на некоторое время ослабило социальное напряжение в обществе. 

За 12 лет своего правления  Владимир Мономах проявил себя сильным  и волевым правителем. Он подчинил своей власти всех князей, прекратил  княжеские усобицы, сумел на время  приостановить естественный процесс  распада русского государства на отдельные земли. 

Владимир Мономах  известен не только как видный полководец и дальновидный политик, но и как  рачительный хозяин и даровитый  писатель. На склоне лет он написал  очень интересное автобиографическое «Поучение детям»,в котором поделился своими размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Об успешности его внешнеполитической деятельности летописец писал: «Именем Владимира половцы детей своих в колыбели пугали. Литва из своих болот не показывалась. Венгры строили каменные города с железными воротами, чтобы Великий Владимир их не победил. А немцы радовались, что они далеко...». 

В годы правления  Владимира Всеволодовича экономика  Древнерусского государства достигла высокого уровня. Развивалось сельское хозяйство, осваивались новые земли. В городах было известно свыше 40 видов ремесел. Русские ремесленники изготовляли прекрасное оружие, сложные  замки и другую домашнюю утварь. Особенно больших успехов добились древнерусские ювелиры. Они создавали  подлинные шедевры в технике  зерни, скани, перегородчатой эмали. Изделия  из серебра и золота получили известность  далеко за пределами древнерусского государства. Развивались строительство  и архитектура. Строились соборы, крепости, княжеские и боярские палаты. Успешное развитие получила внешняя  торговля. Традиционными русскими товарами на зарубежных рынках были мед, воск, лен, льняные ткани, различные ремесленные  изделия. Ввозила Русь шелковые ткани, парчу, бархат, драгоценные металлы  и камни, пряности. Товары ввоза шли  на удовлетворение потребностей господствующего  класса феодалов и верхушки городского населения. 

Владимир Мономах  умер в 1125 году. После него единство Киевской Руси существовало, пока на престоле находился старший сын Мономаха, великий киевский князь Мстислав Владимирович. Но вскоре после его  смерти в 1132 году, по выражению летописца, «раздрася вся земля русская» на несколько самостоятельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности.

7.Этапы объединения   русских земель в единое государство.

Этапы объединения. Процесс создания единого Российского  государства занял длительный период с конца XIII — начала XIV в. до конца XV— начала XVI в.

Конец XIII— первая половина XIVв.:

— образование Московского  княжества при князе Данииле  Александровиче (конец XIII в.) и его  территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества  с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы (1318г., убийство в Орде тверского князя  Михаила и передача ярлыка московскому  князю Юрию, который владел им до 1325 г.);

— вокняжение Ивана  Даниловича Калиты. Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население  которой в 1327 г. восстало и убило  ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях — с исправкой выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий. «Сорок лет тишины великой», по словам Ключевского, позволили родиться и вырасти двум поколениям, «к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса дедов и отцов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».

Вторая половина XIV в. В 60—70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался  в Москве. Во-вторых, удалось отвести  военную угрозу со стороны великого княжества Литовского, правитель  которого, князь Ольгерд, активно  участвовал во внутрирусской политике и организовал три похода против Москвы. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего  перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством. Дважды (в 1371 и 1375 гг.) тверской князь Михаил получал в Орде ярлык на великое  княжение, и дважды князь Дмитрий  отказывался признать его великим  князем. В 1375 г. Москва организовала против Твери поход, в котором участвовали  практически все князья Северо-Восточной  Руси. Михаил был вынужден признать старшинство московского князя  и отказаться от ярлыка на великое  княжение. В-четвертых, впервые за более  чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти  на открытый конфликт с Ордой, бросить  ей вызов, оперевшись на поддержку большинства  русских княжеств и земель.

Информация о работе Социально-экономическая природа Древнерусского государства