Социализм в ХIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:31, лекция

Описание работы

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права»

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Социализм в ХIX веке 

В первой половине XIX столетия движение за осуществление  социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых  вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права».В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. 

В то же время  печальный исход Великой Французской  революции свидетельствовал о несостоятельности  действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна. 

В это время  в среде последователей социализма возникают движения — сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 — 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе. Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная — Брукфарм, близ Бостона, просуществовала с 1841 по 1846 год. 

В 1830 — 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается  несколько течений. Одно разрабатывало  проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и  другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон, Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда».Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения. 

В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его  требованием немедленного коммунистического  переустройства путём революционного переворота и введения революционной  диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины. 

Близкую форму  к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сун Ят-сена. Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки. 

Сен-Симон  Анри де  

Родился в Париже в обедневшей аристократической  семье (семейная легенда гласила, что  основателем рода Сен-Симонов был  Карл Великий). Получил домашнее образование, в 17 лет поступил на военную службу, вместе с полком отправился в Америку, где сражался с англичанами; в 1721 году получил звание капитана. В годы Французской революции был арестован и заключен в Люксембургском дворце; после революции неожиданно для самого себя разбогател, стал вести разгульную жизнь и за несколько лет истратил все свое состояние, после чего обратился к занятиям наукой и даже посещал лекции в парижской Политехнической школе. В 1803 году опубликовал "Письма жителя Женевы своим современникам", в которых предложил ученым заменить священников, а богатым поделиться собственностью, — таким образом, по мнению Сен-Симона, можно было значительно "улучшить" род человеческий. К 1808 г. окончательно обанкротился; в 1823 году, устав жить "подачками друзей", пытался покончить с собой, но только лишил себя одного глаза. Скончался Сен-Симон в 1825 году. Через три года после его смерти в Париже прошла первая встреча сен-симонистов — последователей учения Сен-Симона. К сен-симонистам принадлежали многие известные люди — в частности, Томас Карлейль и Фридрих Энгельс. 

План  правительственного устроиства 

Не только исчезнут всякие социальные различия, кроме  основанных на труде и способности, но и правительство в обычном  смысле этого слова станет в высокой  степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие». «Франция стала крупной мануфактурой, а французская нация -- большой мастерской». Но ведь «обязанность предупреждать воровство и всякие беспорядки в мастерских, словом, управление мастерскими, считается (в мануфактуре) совершенно второстепенным занятием и возлагается на малозначащих лиц». Точно так же роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».

Информация о работе Социализм в ХIX веке