Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:31, лекция
В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права»
Социализм
в ХIX веке
В первой половине
XIX столетия движение за осуществление
социалистических идеалов возглавили
интеллектуалы, из среды которых
вышли великие утописты К. А. Сен-Симон,
Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма»,
по определению Ф. Энгельса, впервые
развившие самостоятельную теорию утопического
социализма в подлинную науку, заменившую
обанкротившуюся революционную метафизику
теории «естественного права».В вопросе
о преобразовании общества на первое место
было поставлено создание крупного общественного
производства, применяющего новейшие
достижения науки и техники. Преодолевая
привычные представления о уравниловке
и всеобщем аскетизме при коммунизме,
утописты выдвинули принцип распределения
«по способностям», изображали будущее
общество как общество изобилия, обеспечивающее
удовлетворение человеческих потребностей,
безграничный рост производительных сил
и расцвет личности. Утописты-социалисты
говорили о грядущем уничтожении разницы
между умственным и физическим трудом,
между городом и деревней, о планировании
производства, о превращении государства
из органа управления людьми в орган управления
производством и так далее.
В то же время
печальный исход Великой
В это время
в среде последователей социализма
возникают движения — сен-симонизм (Б.
П. Анфантен, С. А. Базар и другие), фурьеризм
(В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые
в 20 — 40-е годы XIX века попытки создания
в Англии и США оуэнистских коммунистических
колоний, как и более многочисленные опыты
по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг
в США, после кратковременных успехов
оканчивались неизменным крахом. Та же
судьба постигла и «икарийские» колонии
Э. Кабе. Всего же было более 40 попыток
создания в США фурьеристских фаланг.
Наиболее известная — Брукфарм, близ Бостона,
просуществовала с 1841 по 1846 год.
В 1830 — 40-х года
в среде социалистов
В среде тайных
революционных обществ Европы 30
−40-х годов XIX века создавались учения
необабувистского коммунизма, с его
требованием немедленного коммунистического
переустройства путём революционного
переворота и введения революционной
диктатуры, вводящей общность имущества.
Во Франции эти воззрения разделяли Т.
Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере
и другие. Использование теоретиками социализма
и коммунизма этого времени некоторых
идей утопического социализма позволило
им сделать важный шаг от уравнительных
принципов к коммунистическому принципу
«от каждого по способности, каждому по
потребности».В произведениях Дезами
и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма
достигла своей вершины.
Близкую форму
к утопическому социализму представляли
взгляды китайского революционного
демократа Сун Ят-сена. Таким образом,
можно констатировать, что учение утопического
социализма было не региональным, чисто
европейским явлением — его идеи, соединяясь
с идеологией национально-освободительных
движений, выдвигались также в странах
Африки, Азии, Латинской Америки.
Сен-Симон
Анри де
Родился в Париже
в обедневшей аристократической
семье (семейная легенда гласила, что
основателем рода Сен-Симонов был
Карл Великий). Получил домашнее образование,
в 17 лет поступил на военную службу,
вместе с полком отправился в Америку,
где сражался с англичанами; в 1721 году
получил звание капитана. В годы Французской
революции был арестован и заключен в
Люксембургском дворце; после революции
неожиданно для самого себя разбогател,
стал вести разгульную жизнь и за несколько
лет истратил все свое состояние, после
чего обратился к занятиям наукой и даже
посещал лекции в парижской Политехнической
школе. В 1803 году опубликовал "Письма
жителя Женевы своим современникам",
в которых предложил ученым заменить священников,
а богатым поделиться собственностью,
— таким образом, по мнению Сен-Симона,
можно было значительно "улучшить"
род человеческий. К 1808 г. окончательно
обанкротился; в 1823 году, устав жить "подачками
друзей", пытался покончить с собой,
но только лишил себя одного глаза. Скончался
Сен-Симон в 1825 году. Через три года после
его смерти в Париже прошла первая встреча
сен-симонистов — последователей учения
Сен-Симона. К сен-симонистам принадлежали
многие известные люди — в частности,
Томас Карлейль и Фридрих Энгельс.
План
правительственного
устроиства
Не только исчезнут всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова станет в высокой степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие». «Франция стала крупной мануфактурой, а французская нация -- большой мастерской». Но ведь «обязанность предупреждать воровство и всякие беспорядки в мастерских, словом, управление мастерскими, считается (в мануфактуре) совершенно второстепенным занятием и возлагается на малозначащих лиц». Точно так же роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».