Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
Смутное время — страшная и драматическая эпоха в истории России. Принеся неисчислимые бедствия народу и разорение государству, Смута стала важным политическим уроком для Московской Руси.
Смута, начавшаяся с пресечения семисотлетней ди¬настии Рюриковичей в конце XVI столетия и завершившаяся в 1613 г. с избранием на престол Михаила Романова, потрясла все основы рус¬ской жизни.
Смутное время — страшная и драматическая эпоха в истории России. Принеся неисчислимые бедствия народу и разорение государству, Смута стала важным политическим уроком для Московской Руси.
Смута, начавшаяся с пресечения семисотлетней династии Рюриковичей в конце XVI столетия и завершившаяся в 1613 г. с избранием на престол Михаила Романова, потрясла все основы русской жизни. На глазах одного поколения сменялись цари и самозванцы, разгоралась гражданская война и иностранная интервенция, происходил раскол страны на отдельные земли и города, враждовавшие друг с другом, и, наконец, наступил патриотический подъем, консолидировавший на какой-то момент все сословия русского общества.
Наступлению
смуты способствовал целый
Наиболее явной причиной начала смутного времени, стал уже упомянутый династический кризис. В 1581 году царь Иван IV Грозный, в одном из приступов гнева (ставших для него к тому времени нормой) убивает наследника престола – царевича Ивана. После смерти Ивана IV престол унаследовал другой его сын – Федор, который отличался набожностью и несвойственной правящей династии мягкостью характера. Соотечественники пытались приписать Федору традиционно почитаемый на Руси образ блаженного, менее предвзятые иностранные очевидцы не стеснялись в выражениях и напрямую указывали на слабоумие молодого царя.2 В виду последнего Федор оказался малопригоден к государственным делам, понимал это и его отец, перед смертью назначивший сыну в помощники своеобразный регентский совет, где главную роль играл боярин Борис Годунов. После смерти бездетного Федора Иоанновича, энергичный и честолюбивый Годунов оказался наиболее предпочтительной кандидатурой на престол. Четвертый сын Грозного царя (первый его ребенок погиб еще во младенчестве) Дмитрий, в 1591 году погиб при невыясненных обстоятельствах в городе Угличе. Быстро разнесся слух о том, что именно Годунов приказал убить Дмитрия, видя в нем угрозу своей будущей власти. Смерть Дмитрия обросла целой чередой слухов и небылиц, что в конечном итоге было использовано рядом.
Таким образом, в 1598 году к власти в стране пришла новая династия, а новым царем стал Борис Федорович Годунов (фактически являвшийся правителем при своем предшественнике). При всех достоинствах этого дальновидного и энергичного человека, обладавшего всеми талантами для успешной государственной деятельности, у него был один недостаток – его род не происходил от Рюрика. Сильно подняться Годунову удалось лишь во времена опричнины, что в глазах знатного боярства делало его выскочкой.
Новый царь проводил нерешительную, но довольно успешную внешнюю политику: «При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 году был заключен Тявзинский мир (близ Ивангорода). Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики — Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападение крымских татар на Москву. В 1598 г. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, не отважившегося вступить в русские земли. Велось строительство укреплений в Москве (Белый город, Земляной город), в пограничных городах на юге и западе страны».3 В то же время он не воспользовался польско-шведской враждой, что не позволило ему в союзе со шведским королем завладеть Ливонией.4 Еще более успешной была внутренняя политика царя. В 1589 году было учреждено патриаршество, что возвысило Россию не только в православном, но и во всем христианском мире. Большие усилия направлял на преодоление хозяйственной разрухи, наступившей в ходе не прекращавшихся десятилетиями воин и проводимой Иваном Грозным опричнины. Что бы улучшить экономическое положение государства Годунов пошел по пути установления крепостной зависимости. В 1597 году был принят указ «об урочных летах»: «Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска — 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу».5 В том же году люди, попавшие в рабство за долги, лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых крестьян к их владельцам.6Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Одновременно не исчезало недовольство Годуновым со стороны знатных боярских родов.
Еще
более усугубил ситуацию в стране
страшный голод – последовавший
за неурожаями 1601-1603 годов. Даже в летние
месяцы не прекращались заморозки, а
уже в сентябре выпадал снег. Причиной
неурожаев могла стать так
называемая вулканическая зима вызванная
извержением вулкана
Однако став царем Лжедмитрий оказался меж двух огней. С одной стороны он боялся или просто не желал отдавать русские земли полякам, обращать русский народ в католичество. Нарушение обещанного не могло не вызывать недовольства со стороны бывших покровителей. С другой стороны молодой правитель пренебрегал веками сложившимися традициями при московском дворе, обрядностью и обычаем ходить в баню. Особо сильное возмущение в народе вызывали наводнившие столицу разгульные и своевольные поляки. Апогеем недовольства стала женитьба Лжедмитрия на Марине Мнишек. В мае 1606 года московский народ возглавляемый боярами Шуйскими поднял восстание. Горожане перебили более тысячи попавшихся им поляков, не избежал смерти и правивший менее года царь: «Лжедмитрий, преследуемый восставшими, выпрыгнул из окна Кремлевского дворца и был убит. Современники насчитали более 20 ран на теле Лжедмитрия. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец».7
После майских событий на престол вступил боярин Василий Иванович Шуйский. Социальной опорой нового правителя являлись поднятые им на восстание москвичи, и узкий слой высшей боярской аристократии, в интересах которой он проводил свою политику, и более того, ограничив власть в их пользу. Целуя крест и давая клятву, он обещал не судить бояр без суда и следствия, вкладывая суд в полномочия боярской думы. Однако такой ход событий не устраивал остальную русскую знать, в результате чего в оппозицию царю встали менее знатные бояре и дворянское сословие. Что же касается народа, то он оставался лояльным к Лжедмитрию I. После смерти последнего моментально распространились слухи о его спасении – «когда второго Лжедмитрия еще не было и в заводе».8
Недовольство дворян и народа вылилось в народное восстание под предводительством Ивана Болотникова. Опорой его, в предстоящем походе на Москву, выступило казачество, которому Лжедмитрий I даровал свободу от налогов на 10 лет. К ядру войска их казаков, во время похода, присоединялись крестьяне, горожане и недовольная новым царем знать. Восстание проходило под знаменами преданности истинному царю Дмитрию, возвращения к старым общинным порядкам и вере в «доброго царя». Заняв южнорусские города, армия Болотникова в октябре 1606 года подошла к своей цели и осадила Москву. Лишь пойдя на уступки восставшим дворянам, он переманил их на свою сторону (приняв «Уложение о крестьянах» продлевавшее сыск беглых до 15 лет). Болотников сначала был отброшен к Калуге, затем к Туле. В течение июня-октября 1607 года Болотников руководил обороной Тульского кремля, осаждённой войсками Василия Шуйского. Шуйский приказал построить на реке Упе, протекающей рядом с кремлём, плотину, которая подтопила часть помещений крепости, в том числе, те, в которых находились запасы продовольствия. 10 октября 1607 года оборонявшиеся сдались. После победы войск Шуйского в октябре 1607 года, Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен в проруби.
Однако царю некогда было успокаиваться. В 1608 году, после длительного перерыва опустошительные походы на южные и центральные русские земли совершают крымские татары. Летом к Москве подошли войска нового самозванца – Лжедмитрия, поддерживаемого польской стороной, якобы чудом спасшегося в московском восстании 1606 года. Лагерь самозванца находился в селе Тушино, откуда он получил широко известное прозвище «Тушинский вор». Ему взять в осаду Троице-Сергиев монастырь. Лагерь под осажденным монастырем стал своеобразной базой тушинцев, откуда рассыпались по Замосковному краю их боевые отряды. Усилиями последних была захвачена большая часть земель верхней Волги.
Особо хочется отметить, что на данном этапе ощутимый вклад в борьбу с тушинцами внесли и жители нашего края. Полякам и казакам удалось захватить много городов и сел на Волге, в Суздали и Лухе были созданы опорные пункты захватчиков, однако в то же время часть городов, в их числе Шуя и Кинешма, отказались признавать самозванца. Объединенными силами патриотов во главе с кинешемским воеводой Федором Боборыкиным, в феврале 1909 года под селом Дунилово был разбит суздальский воевода Федор Плещеев. Данное событие обеспокоило тушинцев настолько, что на усмирение непокорных с крупным польским отрядом был послан один из лучших полководцев Лжедмитрия II Александр Лисовский. Плохо вооруженное ополчение мало что могло противопоставить закаленным в боях полякам, поэтому Лисовскому удалось вернуть под контроль восставшие земли, захватить Кинешму и Юрьевец. Однако подошедшая на выручку нижегородская рать разбила поляков под Юрьевцем, сам Лисовский был вынужден спасаться бегством. В течении 1609 года большая часть нашего края была очищена от захватчиков.
В тоже время Василий Шуйский, пытаясь сыграть на польско-шведских противоречиях, заключил со шведским королем Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд. Это даже усугубило ситуацию, так как развязало руки Сигизмунду III. Речь Посполитая вступила в борьбу непосредственно, осенью 1609 года осадив Смоленск. Шведские войска под командованием Делагарди были переданы под командование молодому полководцу, племяннику царя – Михаилу Скопину-Шуйскому, формировавшему в Новгороде армию. В течение 1609-1610 гг. ему удалось нанести тушинцам целый ряд поражений, освободить города Старая Русса, Тверь, Дмитров, снять осаду с Троице-Сергиева Монастыря. В то же время, в связи с открытой интервенцией в Лжедмитрии больше не было нужды. Польские войска покинули Тушино, собранная там, в противовес московской боярская дума уехала вместе с ними. Лжедмитрий II оставшись без поддержки бежал в Калугу где в последствии был убит. 12 марта полки Скопина-Шуйского вступили в Москву и начали подготовку к походу на осажденный поляками Смоленск. Однако рост популярности молодого полководца и его военные победы сыграли с ним злую шутку. В апреле на одном из торжественных обедов он почувствовал себя плохо и через две недели скончался. По одной из версий его могли отравить завистливые родственники.
В считанные месяцы ситуация для Василия Шуйского изменилась на обратную. Сигизмунд III оставив в тылу Смоленск, выступил на Москву. Русские войска были наголову разбиты под Клушиным польским гетманом Жоклевским, шведские наемники стали по примеру поляков грабить северо-западные русские земли. В сложившихся условиях быстро созрел заговор, произошел государственный переворот, возглавленный дворянином Захаром Ляпуновым. Шуйский был насильно подстрижен в монахи, а власть взяла в свои руки группировка боярской аристократии во главе с Федором Мстиславским («семибоярщина»). Боярская группировка, на условиях сохранения поляками обычаев и порядков, привилегированного положения боярства,9 присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, и впустила польские войска в Москву.