Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:49, реферат
Вопрос о смертной казни в современных правовых государствах является одной из насущных проблем. Но если в Европе и США этот вопрос в ту или иную сторону был решен, в России и ряде других государств же, после вступления в Совет Европы эта проблема обрела большую остроту.
Смертная казнь в современном мире
Вопрос о
смертной казни в современных
правовых государствах является одной
из насущных проблем. Но если в Европе
и США этот вопрос в ту или иную
сторону был решен, в России и
ряде других государств же, после вступления
в Совет Европы эта проблема обрела
большую остроту.
В настоящее время актуальность проблемы
смертной казни связана во многом с тем,
что сейчас многие государства идут на
смягчение законодательства, при этом
отменяя и смертную казнь. В связи с этим
возникает вопрос о правомерности и допустимости
применения смертной казни, а также о необходимости
и целесообразности ее применения. Сама
проблема целесообразности применения
существует в человеческом обществе на
протяжении очень длинного отрезка его
истории.
В процессе борьбы с преступностью немалую
роль играет уголовное наказание за особо
тяжкие преступления и самым радикальным,
дискуссионным и противоречивым видом
в системе наказаний, является наказание,
которое лишает человека не только право
на жизнь, но и самой жизни - смертная казнь.
По отношению к этому виду наказания в
настоящее время существуют три теоретических
позиции. Одни ученые и практики выступают
целиком против применения смертной казни
и за ее немедленную отмену, объясняя это
аморальностью и нецелесообразностью
подобного наказания. Другие поддерживают
применение смертной казни, рассматривая
ее не только как правовое ограничение,
но и как физическое уничтожение преступника,
которое гарантирует обществу полную
безопасность от возможных дальнейших
преступных деяний этого лица. Третьи,
в принципе поддерживая эту меру, выступают
за сокращение применения и постепенную
отмену смертной казни. Все эти мнения
достаточно обоснованы, и выбор наиболее
правильного подхода к проблеме смертной
казни представляется тяжелым.
Право на жизнь — неотъемлемое право каждого
человека, охраняемое законом. Его содержание
заключается в том, что никто не может
быть умышленно лишен жизни иначе как
во исполнение смертного приговора, вынесенного
судом за совершение преступления, в отношении
которого законом предусмотрено такое
наказание.
Право на жизнь принадлежит каждому человеку
с момента рождения и является его неотъемлемым
правом. Другое дело, что вкладывается
в само содержание понятия право на жизнь.
Общепринятой является довольно узкая
формулировка, заключающаяся в недопустимости
произвольного лишения человека жизни
другим лицом. Но ограничивается ли содержание
права на жизнь только этим? В этой связи
становятся актуальными проблемы, связанные
с реализацией этого самого права.
В Международном пакте о гражданских и
политических правах дано более развернутое
определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое
право каждого человека. Это право охраняется
законом. Никто не может быть произвольно
лишен жизни» (ч.1 ст.6). Оно образует первооснову
всех других прав и свобод, складывающихся
в этой сфере. Право на жизнь представляет
собой абсолютную ценность мировой цивилизации,
ибо все остальные права утрачивают смысл
и значение в случае гибели человека.
В контексте такого сложного вопроса как
«право на жизнь» существует ряд сложных
моментов, которые бурно обсуждаются во
всех кругах общества. Такими вопросами
являются легализация эвтаназии, право
человека на самоубийство, трансплантация
органов и клонирование человека, смертная
казнь.
Смертная казнь – разрешенное законом
лишение человека жизни в качестве наказания.
Смертная казнь – одно из древнейших наказаний.
Она применялась еще до того, как возникло
уголовное право в современном смысле
этого слова. Михлин А. С., ссылаясь в своей
работе на Таганцева Н. С., указывает, что
«лишение жизни как вид общественной расправы
с преступниками встречалось несравненно
ранее».
Истоком смертной казни стал обычай кровной
мести. Работы исследователей убедительно
доказывают, что обычай кровной мести
был распространен на всем земном шаре
в эпоху господства родовых отношений.
Рассматривая исторический аспект этого
вопроса, нужно заметить, что начало применения
смертной казни уследить невозможно.
В развитых странах смертной казни всегда
предшествует длительное судебное разбирательство
на разных уровнях, подсудимому предоставляются
возможности для подачи апелляций. Часто
это приводит к тому, что между вынесением
приговора и его исполнением проходят
годы или даже десятки лет. Казнь может
производить только уполномоченный представитель
государства, иначе это действие считается
убийством и карается законом.
В большинстве современных государств
смертная казнь приводится в исполнение
непублично, то есть на ней имеют право
присутствовать лишь определённые законом
лица (например, согласно уголовно-исполнительному
кодексу России — прокурор, представитель
тюрьмы, в которой проводится казнь, и
врач).
В ряде случаев смертная казнь может быть
заменена пожизненным заключением или
длительным сроком лишения свободы по
решению суда. Приговорённый судом к смертной
казни также может быть помилован высшим
должностным лицом государства или штата
(президентом, монархом, премьер-министром,
губернатором и т. д.).
К середине 2007 г. 89 стран отменили смертную
казнь за все преступления. Еще 10 стран
сохранили ее только для отдельных особо
тяжких преступлений, совершенных в военное
время, исключив возможность назначения
смертной казни за так называемые общеуголовные
преступления. 30 стран отменили смертную
казнь на практике, то есть не приводили
смертные приговоры в исполнение последние
10 лет и собираются и в дальнейшем придерживаться
моратория, либо официально объявили о
введении моратория на исполнение смертных
приговоров.
Называть
смертную казнь беззаконным наказанием,
веками освященным убийством - значит
забыть всю историю смертной казни,
условия ее развития; нельзя игнорировать
тот факт, что мы встречаемся со
смертной казнью у самых различных
народов на всех ступенях культуры, при
всех религиях и условиях жизни.
Один из основных доводов сторонников
отмены смертной казни состоит в том, что
человек не мог уступать обществу права
на свою жизнь, так как он и сам лишен возможности
распоряжаться ею. Жизнь не составляет
блага, даруемого человеку государством,
поэтому государство и не имеет законного
права отнимать эту жизнь. Таким образом,
государство, самовластно прекращая человеческую
жизнь, присваивает себе не принадлежащее
ему право.
Но и вопрос о пожизненном лишении свободы
как более гуманной мере по отношению
к смертной казни спорный. Некоторые авторы
называют пожизненное заключение ничем
иным, как «смертью в рассрочку».
Оценивая масштабы и глобальные тенденции
применения смертной казни, следует учитывать
не только динамику абсолютных показателей
и, тем более, не суммарный перевес числа
стран, отказавшихся от этой меры, но и
численность населения в тех странах,
где она еще сохранилась и в разной мере
широко применяется. И тогда надо будет
признать, что, несмотря на отмеченные
успехи, направленные на ее отмены, почти
70% населения планеты еще живет под угрозой
применения смертной казни.