Смертная казнь 15-18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Сейчас, в современном обществе происходит процесс гуманизации уголовной политики в сфере применения наказаний к лицам, совершившим преступления. Ушли в прошлое изощренные способы смертной казни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………2
1. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В РУССКОМ ПРАВЕ XV-XVI ВВ.
1.1 Понятие и причины возникновения телесных наказаний………………………………..3
1.2 Система наказаний по Судебникам 1497 и 1550 гг…………………………………………..5
2. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В РУССКОМ ПРАВЕ XVII-XVIII ВВ.
2.1 Система наказаний по Соборному Уложению 1649 г…………………………………………7
2.2 Система наказаний по Воинским Артикулам 1715 г…………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

- Бесчестящие  наказания впервые появились  в Соборном Уложении, начиная  с самых мягких (выговор в присутствии  понятых) и кончая выдачей головой.  Сюда входило отнятие чести,  то есть лишение званий или  понижение в чине (гл. X ст. 5). Исполняемое  наказание регистрировалось в  Разрядной книге.

- Тюремное  заключение упоминается еще в  XI-XII вв., когда в темницы заключались  еретики. Вначале тюремное заключение  применялось лишь как предварительная  мера, но с XVI в. (Судебник 1550г.) стало  самостоятельным наказанием. В Уложении  этот вид наказания упоминается более сорока раз и как мера предварительная, и как основное наказание. Срок наказания колебался от трех дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные, монастырские и опальные (для политических заключенных). В монастырских тюрьмах, как и в других, осуществлялась охрана заключенных и их использование на тюремных работах, в политических тюрьмах полностью исключались любые контакты с заключенными. Тюремные сидельцы кормились либо за счет родственников, либо на подаяние, получаемое ими во время прохода под стражей по городу. Собранное подаяние делилось между всеми заключенными.

- Членовредительные наказания встречаются в трояком значении:

Во-первых, как отплата за содеянное. Так ст.10 главы ХХII Уложения говорит: «а буде кто, не бояся Бога и не опасаясь государския опалы и казни, учинит над кем-нибудь мучительное наругательство, отсечет руку или ногу, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему учинить то же».

Во-вторых, как средство предупреждения преступления уничтожением пригодных для того орудий. Таково в особенности часто встречавшееся в новоуказных статьях 1667 г. отсечение руки, носа, пальцев, причем отсечение отдельных членов назначалось или отдельно или совместно и в определенной законом постепенности; далее, сюда же относится отсечение языка, назначавшееся за разные "неистовые речи", "за царское бесчестие, кто говорит против него за очи бесчестные ложные слова", также за возмутительные речи и за религиозные преступления; способы и орудия, которыми выполнялись наказания, в древнейших памятниках не определялись. "Секли и резали руки, ноги, пальцы и языки как придется, как удобно или как вздумается исполнителям. Руки отсекались то по запястье, то поперек ладони; до которого места отсекались ноги - неизвестно; язык отрезали обыкновенно не весь, а часть его. Нередко бывали случаи, что лица с урезанными языками по излечении раны начинали снова говорить, и тогда им резали язык вторично. Для рвания ноздрей употреблялись особые железные щипцы; отсеченные члены иногда прибивались на стенах или на деревьях"

В-третьих, как средство распознания лиц, уже  изобличенных в преступном деянии. Такой мерой является клеймение, или пятнание, встречавшееся в  русских памятниках уголовного права  уже в XIV веке. Клеймение в эпоху  Уложения производилось посредством  раскаленного пятна, прикладываемого  на щеку, а городовые сибирские  клейма накладывались на спину. Такое  же значение имело отчасти и отрезание ушей, как это видно из статьи 19 главы XXI Уложения, а впоследствии поротие ноздрей и рвание носа, хотя первоначально оно являлось как специальное наказание за употребление табака.

Членовредительные наказания, часто основанные на принципе талиона, включали отсечение руки (за кражу, должностной подлог, покушение на господина), урезание ушей, ноздрей и носов (за повторную татьбу, продажу табака), языка (за ложную присягу). Виновных в убийстве родителей разрывали клещами

- Болезненные  наказания: Различалось 4 вида  наказания кнутом: 1) простое; 2) нещадное  и жестокое; 3) публичное на торгу,  в торговые дни при многих  людях; 4) имевшее последствием ссылку, иногда даже пожизненную. Число  ударов было значительно, так  как, по свидетельству князя  Щербатова, даже в XVIII веке кнут  назначался без счету, иногда  до 300 ударов и более. Убийцам известной любовницы Аракчеева Настасьи Минкиной было назначено одному 175, а другой, не достигшей 21 года, 125 ударов; так как, как указывал адмирал Мордвинов, для двадцати ударов потребен целый час, то при большом числе ударов наказание должно было длиться от восходящего до заходящего солнца, причем сменялось несколько палачей. Как велико было при этом физическое страдание, можно представить уже из того, что каждый удар пробивал кожу, которая отставала вместе с мясом, оттого смертельный исход наказания кнутом был явлением обычным. Иногда в приговоре прямо предписывалось: «забить до смерти». Кроме кнута, как в Уложении, так и в актах того времени, встречаются и другие средства телесного наказания, например, прутья толщиною в мизинец, а позднее, в конце XVII века, плеть, но сам образ и порядок исполнения этого наказания не был определен законом, даже по большей части в законе не указывалось число ударов, различалось только наказание «простое» и «нещадное».

Битье батогом  также бывало «простым» или «нещадным». Эта процедура называлась «правеж» и первоначально являлась средством  принуждения к исполнению судебного  решения по имущественным искам. Длительность правежа зависела от искомой  суммы долга. На правеж ставился ответчик, либо его поручитель, либо зависимые  от ответчика люди (крестьяне и  холопы). Болезненные наказания явились  первоначально, как альтернатива продажи (в случае несостоятельности) и уже  потом получили самостоятельное  значение. Они применяются ко всем преступлениям в сочетании с  другими наказаниями (тюрьма, ссылка, изгнание).

- Смертная  казнь. По Псковской Судной  грамоте смертная казнь (без  указания вида) назначалась за  пять составов преступлений, по  судебникам - в двенадцати случаях,  по Уложению – в тридцати  шести (но за счет расширения  “жестоких и нещадных” наказаний  – фактически в шестидесяти  случаях). Она полагается за: богохульство  и совращение в иную веру, все  политические преступления и  участие в них, составление  фальшивых актов, фальшивомонетчество,  умышленное убийство, неумышленное  убийство в некоторых случаях  (на государевом дворе, в присутствии  суда), изнасилование, поджог. В месте с тем усложнились ее формы, из которых не все определены законом, но многие практикуются. Наиболее распространенными видами смертной казни были повешение и отсечение головы. В документах XV в. упоминается утопление в реке. К квалифицированным видам смертной казни относились: четвертование, сожжение в срубе, железной клетке или открытом костре, копчение на медленном огне. Законодательно сожжение было закреплено Соборным Уложением и практиковалось до конца XVIII в. (по делам религиозным и к поджигателям). В практике употреблялись, и другие формы из разряда простой (расстрел, отравление) и квалифицированной смертной казни (колесование, рассечение на части, перетирание тонкими веревками, посажение на кол, распятие на кресте). Уже в первой половине XVI в. в приговорах судов упоминается о таком виде казни, как залитие горла расплавленным металлом (фальшивомонетчикам). Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни – закапывание живой по горло в землю (обычно смерть наступала через два-три дня). “Лихие люди” подвергались казни независимо от состава совершенного ими преступления. Приговоренный к смерти преступник сажался в особую избу на шесть недель для покаяния и потом подвергался казни (гл. XXI ст. 34. "А которые тати и разбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити в тюрьме и в и(ы)збу на шесть недель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и разбойников казнити"). Приговоренный к смерти не имел права доноса; ему ни в чем не верили (гл. XXI ст. 93. "А на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей на кого они говорили, зговаривать, и тому их зговору не верить"). Беременная женщина не наказывалась и содержалась под стражей в тюрьме до рождения ребенка (гл. XXII ст.15 "А которая жонка приговорена, будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертно не казнити, а казнити ея в те поры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрьме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла")ю

Необходимо  отметить, что исполнители казней выбирались из вольных людей, содержались  они правительством (гл. XXI ст. 96 “А в  палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, и государево им жалование давать из Государевой казны из Разбойного приказу”), но тюрьмы строились и содержались на общественный счет.

2) Имущественные  наказания были следующих видов:  штраф, пеня, конфискация.

- Посягавшие на имущество, честь и здоровье частных лиц наказывались штрафом. Штрафы разных размеров и видов применялись Русской Правдой. Там они были компенсационной (за ущерб) мерой, а с XIV в. стали средством для искупления вины. Убытки истца возмещались из имущества преступника (татя, разбойника и их соучастников). Размеры платы за бесчестье были дифференцированы: было бесчестье простое, двойное и тройное. К этому добавлялась сложная шкала штрафных санкций за каждый вид телесного повреждения.

- Пеня, прежде  означавшая то же, что и древняя  продажа, делается самостоятельным  видом наказания по уничтожению  продажи и применяется главным  образом к преступлениям против  порядка государственного управления. Одинаковое значение с этим  видом наказания имеет заповедь, то есть денежный штраф за  проступки против полицейских  распоряжений правительства (Глава  XX. статьи 1-2). Другой вид заповеди  – это добавочное денежное  наказание за общие преступления.

- Конфискация  – наиболее тяжелое имущественное  наказание (“разграбление” по  Русской Правде). Судебники ввели  конфискацию в качестве дополнительного  наказания для “лихих людей”  и за злоупотребления по должности.  Порядок конфискации регламентирован  в Соборном Уложении: конфискации  подвергалось как движимое, так  и не движимое имущество, имущество жены политического преступника и его взрослого сына. Все поступало в государственную казну (судебники предусматривали передачу части конфискованного имущества судьям). Соборное Уложение предусматривало конфискацию в отношении обвиненных в государственных преступлениях (Глава II, ст. 5), в разбое, укрывательстве разбойников, нарушении правил продажи табака, дезертирстве со службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Система  наказаний по Воинским Артикулам  1715 г.

По моему  мнению, в этом периоде будет весьма целесообразно рассмотреть систему  наказания и по Воинским Артикулам. Именно в этом законодательном акте закреплены многие новые для того времени виды наказаний. Основной целью  наказания по Артикулам являлось устрашение, что явствовало из специальных  оговорок типа: «дабы через то страх  подать и оных от таких непристойностей  удержать». Устрашение сочеталось с  публичностью наказаний. Казнь проводилась  в людном месте, о ней предварительно объявлялось. Процедура казни превращалась в особый спектакль, где каждому  была отведена определенная роль. Демонстративность  казни характерна для эпохи абсолютизма: власть демонстрирует свое всесилие над индивидом, его телом. Верховная  власть не признает автономной личности, для нее люди делятся на подданных, солдат, преступников и т.п. Она стремится  регламентировать, определить, «установить  порядок». Исполнение наказания в  данном случае – только часть этих функций, ритуал осуществления власти. Архаический элемент мести, возмездия  становится дополнительным по отношению  к устрашению. Преступнику отсекали орган, посредством которого он совершил преступные действия. Изоляция, исключение из общества преступника становится определенно выраженной целью наказания. При этом предотвращается повторное  совершение преступлений данным лицом, его вредоносное влияние на окружающих, а сам он используется для участия  в принудительных (каторжных) работах. Труд преступников использовали при  строительстве Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах. Смертная казнь по Артикулам была предусмотрена в  ста двадцати двух случаях, причем в  шестидесяти двух из них – с  обозначением вида. К простой смертной казни относились: отсечение головы (упоминалось 8 раз), повешение (33 раза) и расстрел (аркебузирование – 7 раз). К квалифицированным видам казни относились: четвертование (поочередно отсекались конечности, потом голова; иногда конечности отрывались щипцами - упоминалось 6 раз); колесование (по телу прокатывали окованное колесо, дробя тело – упоминалось в 5 случаях); закапывание в землю заживо (зарывали до плеч, осужденный умирал от жажды), залитие горла металлом, сожжение (на костре или в срубе – упоминалось 3 раза); повешение за ребро на железном крюке. Телесные наказания подразделялись на членовредительные, клеймение и болезненные. К членовредительным относились: урезание языка или прожигание его каленым железом, отсечение руки или пальцев, отсечение носа и ушей, вырывание ноздрей. Клеймение заключалось в наложении каленым железом особых знаков на тело преступника (лоб, щеки, руки, спину). К болезненным наказаниям относились: битье кнутом (до 50 ударов и «нещадное»), батогами и плетью (число ударов не регламентировалось), «кошками», линьками, шпицрутенами (толстыми прутьями при прогоне через строй три, шесть или двенадцать раз, упоминалось в 39 случаях), розгами. К болезненным наказаниям относились также заковывание в железо, ношение на себе седла и ружья, посажение на деревянную лошадь, хождение босиком по деревянным кольям. Каторжные работы назначались в виде ссылки на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и мануфактуры навечно или на определенный срок. К каторге приравнивалась ссылка на галеры гребцом. Расширяется применение тюремного заключения, иногда сопровождающееся заковыванием в железо. Более мягкой формой заключения являлся арест у профоса (до двух недель).Лишение чести и достоинства осуществлялось в виде позорящих наказаний и в виде особой процедуры – шельмования. Процедура шельмования включала следующие действия: имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу, и его объявляли вором (шельмой). Преступник предавался церковной анафеме и объявлялся вне закона, отлучался от церкви и ее обрядов, отлучался от таинств, брака и возможности принесения присяги. Он фактически исключался из общества. Это наказание предусматривалось в 11 случаях. Близким к шельмованию видом наказания была политическая смерть, заключавшаяся в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы.К позорящим наказаниям относились: повешение за ноги после смерти, удар профоса по щеке, написание имени на виселице, раздевание женщин донага, положение тела на колесо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, на основании вышеизложенного в настоящей работе, можно сделать следующие выводы. В российском законодательстве XV – XVIII веков впервые были определены цели и задачи наказания, которые заключались в возмездии за содеянное, устрашении правонарушителя и народа, ограждении общества от преступника, предупреждении преступлений путем ликвидации субъекта, приведения его в физическую непригодность или возникновение у него страха перед наказанием. Законодатель пытался создать устрашающую совокупность наказаний, с помощью которых оградить интересы царствующего дома, державы, войска от разного рода посягательств. Интересы личности физические и экономические, отходили на второй план. Многие наказания были однородными, так как между ними практически не содержалось существенных различий (например, содержание в душной и грязной тюрьме через несколько месяцев приводило к смерти даже здоровых людей, что, в принципе, было равносильно смертной казни). Отсутствие элементарных правил и норм обращения с осужденными приводило к произволу со стороны лиц исполняющих наказание. Смертная казнь в то время получает широкое применение. Она была предусмотрена за совершение большого спектра правонарушений. Зачастую уголовное наказание походило на расправу над осужденным, нежели на какое-либо государственное принуждение. При этом следует учесть, что сама по себе строгость уголовного закона в силу исторических причин не повлекла массовых казней во времена правления Петра Великого. В то время шло интенсивное строительство городов, страна участвовала в нескольких войнах, а смертные приговоры зачастую заменялись принудительным трудом на возведении всякого рода сооружений и гражданских объектах («извлечение выгод из преступника»). Устанавливая наказания, законодательство петровского периода, преследовало цели привлечение осужденных на многочисленные государственные стройки и т.д. В законодательстве данного периода была предусмотрена возможность применения большого количества калечащих наказаний, уродовавших осужденных физически, а так же телесных наказаний. Много говорили о спасительном страхе, внушаемом тяжкими телесными наказаниями, всякая попытка их смягчения встречала крики ужаса за погибшую общественную безопасность. Но чем более падала вера в устрашительность розги, тем сильнее обрисовывался весь вред этого наказания с точки зрения пенитенциарной. Наказание тем ощутительнее, чем выше нравственный уровень наказываемого, так что для лиц, давно утративших сознание стыда и позора, репрессивная сила легких телесных наказаний сводится к нулю. Высеченный теряет способность сознавать позор - теряет сознание своего личного достоинства, а поднятие этого сознания составляет одну из задач правоохранительной деятельности государствам. Следует отметить, что уничтожение членовредительных наказаний завершилось Указом от 27 сентября 1801 г., отменившим пытку; как сказано в Указе: "чтобы само название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной". Однако уже в то время в законе появляются такие виды наказаний, которые в общих чертах напоминают цивилизованные формы уголовной репрессии (ссылка, изгнание со службы, публичное извинение, политическая смерть, тюремное заключение).Все недостатки карательной системы государства были, в первую очередь, обусловлены эпохой становления российской империи, реформированием государства, заменой «стрелецкой» армии на регулярную, ломкой патриархального уклада жизни России. Дальнейшая история развития института уголовного наказания свидетельствует о постепенном смягчении как системы наказаний в целом, так и отдельных видов наказаний. 

Информация о работе Смертная казнь 15-18 века