Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:56, доклад
Русалии – языческий праздник древних славян, который упоминался в средневековых источниках, начиная с 12 в. Они отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).
Русалии – языческий праздник
древних славян, который упоминался в
средневековых источниках, начиная с 12
в. Они отмечались в канун Рождества Христова
и Богоявления (зимние Русалии), на неделе
после дня Пятидесятницы (Троицы) или в
летний Иванов день (Иван Купала).
Во всех этих праздниках
явно выступает культ воды, растительности,
плодородия и плодовитости. Пляски девушек,
хороводы вокруг березки, плетение и бросание
в воду венков, песни о яровой пшенице
и о будущем урожае, о яр-хмеле, о девице
и о молодце, имитация coitus'a, обращения
к русалкам, Ладе, Леле, Туру и Яриле, жертвы
воде в виде женских кукол, похороны мужских
кукол (Кострома, Кострубонъка, Ярила)
- все это обычно происходит в июне, колеблясь
между 4 и 30 числом этого русального месяца.
Путаницу в сроках обрядов вносит, во-первых,
география (чем севернее, тем позже происходит
обряд), а во-вторых, церковный календарь
с его подвижной пасхой, подвижным троицыным
днем, передвигающим языческий семик и
русальную неделю.
Обряды и гуляния:
Киевская летопись второй
половины XII в. называет «русальной неделей»
седьмую неделю после христианской пасхи,
завершаемую праздниками троицы (седьмое
воскресенье) и сошествия святого духа
(духов день, пятидесятница).
Вся неделя считалась
праздничной, и проходила под знаком народных
гуляний, кульминацией которых, были «проводы
русалок». Его участники выбирали самую
красивую девушку, украшали многочисленными
венками и "гирляндами" зелени. Затем
процессия проходила по деревне, ближе
к вечеру участники выводили "русалку"
за село, чаще всего на берег реки. Исполняя
особые песни, с русалки снимали венки
и гирлянды, бросали их в воду или в костёр
(если поблизости не было реки).
После завершения обряда
все разбегались, а бывшая русалка стремилась
догнать и поймать одного из сопровождавших.
Если она довила кого-либо, это считалось
дурным предзнаменованием, предвещая
будущую болезнь или смерть.
Была и еще одна вариация
«похорон русалок». Делали из трав куклу,
которую ложили в гроб. Несли через все
село к реке что бы утопить его или же к
костру.
Проводы русалок, дарительниц
влаги полям, производились в тот важный
момент вегетации, когда завершилось формирование
колосьев и на известный срок дожди были
уже не нужны, с русалками можно было временно
распроститься.
Русалии в древней Руси
были кульминационной точкой народных
языческих празднеств. Все виды искусства
проявлялись в них полной мерой: музыка,
пение, танцы, военные игры, театрализованные
действа, проводившиеся иногда в масках.
Участники русалий, как можно думать, делились
на простых зрителей и на специальных
людей, выполнявших главные разделы игры-обряда,
подобно тому, как в болгарской деревне
существовали дружины "русальцев",
а торжественное празднование нового
года еще недавно выполнялось двенадцатью
"старцами" в огромных масках и специальных
одеждах
Считалось, что большую
часть года русалки проводят на дне реки
или появляются на земле во время так называемой
"Русальной недели".
Древние славяне отмечали,
русалии на возвышенных местах водили
хороводы, ряженые ходили; по деревне,
распевая русальные песни. За порядком
на улицах следила специальная дружина.
Существовал еще один
интересный обряд, сохраняющий свои специфические
черты праздника летнего солнцеворота:
костры на берегах рек, костры на вершинах
гор, своеобразная солнечная колесница
с двумя колесами. На обряд, в котором участвует
двухколесный передок, следует обратить
особое внимание. Описывается он так: Девушки,
"взяв передние колеса от телеги... садятся
на ось, а прочие, схватившись за оглобли,
возят по селению, а потом по полям с песнями
до утренней зари и для здоровья умываются
росой".
Отмечу, что существует
явная связь русалок с росой. Наши современные
слова: "оросить", "орошение"
тоже выражают идею полива посевов посредством
корня "рос". Поэтому, знающие люди
старались собрать росу в эти дни. Она
считала чудотворным средством от многих
болезней. Брали специально новую белую
простыню, расстилали в предрассветный
час на травах. Потом, либо деток закутывали
в нее, либо сами запахивались. Это было
чудотворным средством от многих болезней.
Девушкам советовали собирать эту же росу
в ладони и умываться ею, что бы была «белолицая»
и «пригожая». Ходили босяком по ней, что
бы излечить все болезни суставов.
Возвращаясь
к самим русалкам, которых можно
было увидать в эти дни, нельзя
упустить и то, что они считались
«нечистью». Исходя из этого, нужно было
соблюдать меры предосторожности, дабы
они не навредили (мужчин не защекотали
до смерти, девушек, не обманули, деток
не украли). Итак, существовало поверье,
что русалки боятся резких запахов, вот
и советовали иметь при себе: чеснок, полынь,
хрен, любисток. Существовали также словесные
обереги от русалок. Так, знахари некогда
сохраняли в великой тайне заумный заговор
от русалок Так же помочь в отпугивании
русалок мог нательный крест (иногда их
советовали носить сразу 2 на груди и на
спине), и вывернутая на изнанку рубаха.
Но не только отпугивали
русалок. Их еще и задабривали. Женщины,
у которых были малые дети оставляли детскую
одежку на деревьях, что бы дети не болели.
(Существовало так же поверье, что русалки
охраняли человеческих детей, которые
игрались на лугах, пока их матери трудились
на земле). Молодые девушки оставляли нитки
и полотно «на одежду русалкам», также
сплетали ветви ив, что бы русалки могли
на них качаться. Существует довольно
опасный способ девичьего гадания на суженого:
нужно спросить о нем русалку, но она в
шутку может и обмануть. В народе говорят
и о том, что в обмен на завитой венок русалки
могут наслать жениха. В селах, свежую
выпечку выставляли на подоконниках, для
того, что бы русалки могли покушать (якобы
питаются они ароматами).