Скоморошество на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Скоморох - важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….с. 3
Скоморошество в русской культуре...................................................с.5
Основные этапы развития первого театра на Руси………………...с.7
Скоморошество и церковь……………………………………………..с.11
Заключение…………………………………………………………………..с.14
Список использованных источников и литературы…………………с.15

Работа содержит 1 файл

загрузить.docx

— 27.52 Кб (Скачать)

С конца XVII столетия скоморохи  постепенно исчезают из центральных  областей России, вынужденные под  давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I.

Скоморохи исчезли из русской  культуры в XVIII веке.[3, стр.330] Хотя  и поводыри медведей известны ещё в начале XX века. Одним из последних свидетельств их деятельности можно считать лубочную картинку XVIII в., изображающего скомороха в шутовском костюме с бубенчиками, играющего на волынке.

 

1.3. Скоморошество и церковь

 

Ремесло скомороха, как и  предмет его служения - смех, во всем противостоит официальному мировоззрению  с его социальными нормами  и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.) [1, стр. 71] До XVII церковь «терпит» этот смех. Скоморохи играют в обстановке полной свободы, им не возбраняется принуждать людей к игре; изгонять скоморохов нельзя, за это предусмотрен особый штраф. Такое сосуществование скоморошества и церкви было предопределено средневековым «правом на смех», аналогичным европейской карнавальной вольности, санкционированной церковью. Это - нужда выйти из-под бремени повседневности, чтобы вернуться к житейским заботам с новыми силами. Русская церковь, впрочем, не санкционировала этот смех - церковник и скоморох приблизительно до XV века существовали, скорее, в разных сферах, создавая особую двойственность культуры и антикультуры.

Большинство известий о скоморохах - церковное их обличение за греховное  ремесло смеха. «Повесть временных  лет» их осудила: дьявол «всякими хитростями отвращает нас от Бога, трубами  и скоморохами, гуслями и русалиями» [5,стр.24]. Внешний вид скоморохов говорил о занятиях «бесовским» промыслом: они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили.

Скоморохи также являлись представителями языческой культуры и языческой традиции. Это вызывало негативную реакцию православной церкви. Разнузданность массовых забав, по мнению священников, отвращали народ от веры. Еще одним немаловажным фактором, лежащим в основе гонения на народную смеховую культуру, была основанная на Библии сама философия православного  монашества, которую, как известно, церковь пыталась предложить обществу в качестве идеальной модели поведения, некой базовой философии для  каждодневных поступков.

Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их представления  появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого  времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI - начале XVII в., когда церковь активно поддерживало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку».[2, стр. 464] С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I.

В 1648 и 1657 годах архиепископ  Никон добился указов о запрещении скоморошества.

Как известно, скоморошество  во многом было связано с сакрализованным  антиповедением, традиции которого долго  сохранялись при утрате культовых  функций. Этим частично объясняется  ассоциативная связь скоморохов со сферой колдовства в фольклоре  и видение их официальной церковью как носителей антихристианского  начала. По причине жизнестойкости языческих обрядов с элементами, их составляющими (песни, танцы, игры, «смехотворчество», «глум» и др.) Там же, становится понятным, что с византийским идеалом монашества философские основы такого явления в народной культуре, как «скоморошество», вступали в непримиримое противоречие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как бы ни было грубо и  элементарно искусство скоморохов, но мы не должны упускать из виду, что  оно представляло единственную соответствовавшую  вкусам народа в течение многих веков  форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи  были древнейшими в России представителями  народного эпоса, народной сцены; они  же вместе с тем были и единственными  представителями светской музыки в  России. Несмотря на неоднозначное  в разные времена отношения к  скоморохом, всю многовековую эпоху  в истории русской светской музыки до середины XVII века можно назвать  эпохой скоморохов, так как именно они были яркими новаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Их искусство было обращено к народу и отличалось подлинным  демократизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

  1. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех: социофилософский анализ //

          Альфа-М. 2005. С. 71-79

  1. Фрэнсис Е.П. Скоморохи в памятниках письменности // Нестор-

                    история. 2007. С.463-477

  1. Юдин А.В. Русская народная духовная культура // Высшая

          школа. 2007. С. 326-331.

  1. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской

          культуре // СПб. 2003.С. 46

  1. Журнал Знание-Сила// фев. 1993. С. 24-29.

6. http://www.cultinfo.ru (Вологодский веб-портал культуры)


Информация о работе Скоморошество на Руси