Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:50, реферат
Скоморох - важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.
Введение …………………………………………………………………….с. 3
Скоморошество в русской культуре...................................................с.5
Основные этапы развития первого театра на Руси………………...с.7
Скоморошество и церковь……………………………………………..с.11
Заключение…………………………………………………………………..с.14
Список использованных источников и литературы…………………с.15
С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I.
Скоморохи исчезли из русской культуры в XVIII веке.[3, стр.330] Хотя и поводыри медведей известны ещё в начале XX века. Одним из последних свидетельств их деятельности можно считать лубочную картинку XVIII в., изображающего скомороха в шутовском костюме с бубенчиками, играющего на волынке.
1.3. Скоморошество и церковь
Ремесло скомороха, как и предмет его служения - смех, во всем противостоит официальному мировоззрению с его социальными нормами и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.) [1, стр. 71] До XVII церковь «терпит» этот смех. Скоморохи играют в обстановке полной свободы, им не возбраняется принуждать людей к игре; изгонять скоморохов нельзя, за это предусмотрен особый штраф. Такое сосуществование скоморошества и церкви было предопределено средневековым «правом на смех», аналогичным европейской карнавальной вольности, санкционированной церковью. Это - нужда выйти из-под бремени повседневности, чтобы вернуться к житейским заботам с новыми силами. Русская церковь, впрочем, не санкционировала этот смех - церковник и скоморох приблизительно до XV века существовали, скорее, в разных сферах, создавая особую двойственность культуры и антикультуры.
Большинство известий о скоморохах - церковное их обличение за греховное ремесло смеха. «Повесть временных лет» их осудила: дьявол «всякими хитростями отвращает нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями» [5,стр.24]. Внешний вид скоморохов говорил о занятиях «бесовским» промыслом: они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили.
Скоморохи также являлись
представителями языческой
Если отцы церкви начали
осуждать скоморохов еще с XI в., то первые
территориальные запреты на их представления
появились четыре столетия спустя.
Официальные гонения на скоморохов
усиливались в продолжение
В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Как известно, скоморошество
во многом было связано с сакрализованным
антиповедением, традиции которого долго
сохранялись при утрате культовых
функций. Этим частично объясняется
ассоциативная связь скоморохов
со сферой колдовства в фольклоре
и видение их официальной церковью
как носителей
Заключение
Как бы ни было грубо и
элементарно искусство
Список использованных источников и литературы
Альфа-М. 2005. С. 71-79
история. 2007. С.463-477
школа. 2007. С. 326-331.
культуре // СПб. 2003.С. 46
6. http://www.cultinfo.ru (Вологодский веб-портал культуры)