Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:24, контрольная работа
Политическая централизация Руси происходила значительно быстрее, чем преодолевалось ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия. На Руси создаются условия для восстановления городов и дальнейшего развития сельского хозяйства являвшейся базой борьбы за объединение и независимость. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными Русскими землями. Начинают складываться некоторые экономические предпосылки для объединения этих земель.
Введение.
Объединение земель вокруг Москвы: причины, предпосылки
Варианты централизации государства: избранная рада, опричнина.
Становление и укрепление деспотизма
Духовное развитие общества.
Заключение.
Список литературы.
Опричнина:
После 1560г начинается полоса военных неудач России. Уже в начале Ливонской войны поражения русских войск вызывали острый политический кризис, который был тесно связан с личностью Ивана VI. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной Радой» члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на:
Идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван VI воплотил в опричнине.
Опричнина является центральным событием истории XVI века.
Слово опричнина употреблялось лет за сто до Ивана VI. Происходит оно от слова «оприч», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участка земли – своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и называли «опричниной». Таким образом, Иван Грозный в 1565 г. назвал опричниной систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину – оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти.
Опричников одевали в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла – чтобы выметать измену, и собачьи головы – чтобы выгрызать измену. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные «оклады», для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу. Все свои преобразования Иван IV проводил с невероятной жестокостью. Расправы, казни следовали одна за другой. Был убит московский митрополит Филипп, занимавший независимую позицию, укорявший царя за жестокость. Учреждение опричнины, очевидно, было таким чудовищным орудием деморализации народа русского, с которым едва ли что-нибудь сравниться, и глядевшие на это иноземцы справедливо замечают: «Если бы сатана хотел выдумать что-нибудь для порчи человеческой, то и тот не мог бы выдумать ничего удачнее»
В 1571 г. на страну обрушилось страшное бедствие. Крымский хан Давлет-Гирей устремился к Москве. Опричное войско не отличалось крепостью духа и бежало. Хан дотла выжег столицу и безнаказанно ушел в Крым с огромным полоном.
Трагические события подорвали веру царя в опричнину. В 1572 г. опричнина была отменена. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис – деревни и села Центра и Северо-запада запустели. Необработанными оказались до 90% земли. К тому же в 1570-1571 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы. Силы страны, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались
Как же все-таки можно оценить опричнину?
В определенной мере она явилась продолжением
преобразований, начатых при Иване III.
Их суть заключалась в формировании государственной
системы, состоящей из самодержавной власти,
опирающейся на земский строй. Вместе
с тем опричнина стала и личной драмой
царя Ивана, в условиях правления избранной
Рады в некоторой степени отодвинутого
от власти. Отсюда его борьба с аристократией
(не только боярами, но и верхушкой дворян,
церковью) и попытка опереться на земство
(в т.ч и на дворянство). В целом в таком
противостоянии не было новизны, но оно
отличалось остротой момента, что сказалось
на судьбе исторического развития страны
4. Становление и укрепление деспотизма.
Рабская психология в поведении русских отмечалась иностранцами еще в XVI в. Даже отношения феодалов с великим князем строились по принципу «государь-холоп». Источники этих деспотических традиций власти уходят во времена монгольского ига.
Иго изменило прежде всего положение князей. Хотя древнерусские юридические нормы наследования никто не отменил, ордынские правители властно вторгались в существующие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262 года в золотоордынский Сарай, чтобы получить там разрешения на свои княжества.
Получение грамоты на право княжения обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Русские князья в орде нередко подвергались унижению. Условия жизни в непривычном кочевом быту были очень тяжелы. От русских князей требовалось исполнить языческие обряды, во время приема князья и послы стояли перед ханом на коленях. За первые 100 лет ига в орде умерли от перенесенных лишений шесть князей. Несколько князей были отпущены больными и умерли по дороге домой. Это была политика, направленная на уничтожение верхушки русских земель, чтобы сломить и обезглавить возможное сопротивление. Позднее, убийства русских князей в орде так же диктовалось политическими соображениями.
Так, в результате
Постепенно русские князья превращались в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Становясь «служебниками» ханов русские князья впитывали дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.
Отказ выплачивать дань, принимать послов, выполнять распоряжения хана и другие проявления политической самостоятельности русских князей вызывало со стороны Орды жестокие репрессивные меры. В итоге было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве отношений подданства. Некоторые считают, что на дальнейший политический путь развития России оказала влияние гибель господствующего класса (дружинников). В результате наступил регресс. Итогом стало формирование системы вассалитета на тех принципах господства и подчинения, которые заложили монголы. Иго склонило чашу весов в сторону княжеско - подданнических отношений, города лишились старых вольностей и новых не приобрели. В дальнейшем это будет способствовать формированию деспотической системы управления русским государством, в основе которой лежали отношения господства и подчинения.
Нельзя отрицать того факта,
что русские, находясь
Монгольское правление
Монгольское государство было построено на принципе безусловного подчинения индивидуума коллективу сначала роду, а через него государству. Вот эта монгольская идея послужила тем базисом, на котором развилась всеобщая служба населения государству, его закрепление на службе государству. Отношения по принципу «государь - холоп» возобладали и между аристократией и царем.
Многие историки согласны с тем, что самодержавная, по сути деспотическая форма правления была заимствована русскими правителями у монголов и явилась следствием существования длительной зависимости, в результате которой сформировалась рабская психология у русских князей, которые привыкли беспрекословно подчиняться старшему. В период ига это был хан Золотой орды, в период создания централизованного государства московский князь
Монгольское иго принесло на
Русь деспотическую
5. Духовное развитие общества
После страшного разорения
Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условия ордынского ига. Как и прежде, большое значение оказывало церковь, ее учения, основанные на религиозном мировидении. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческо-христианских или даже языческих представлений: это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах.
В фольклоре XVI в., наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо крупным историческим личностям – Ивану грозному, Ермаку Тимофеевичу.
Первым памятником
В XV в. были созданы многие известные жития русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Большая часть грандиозных
Создание единого государства
способствовало появлению
Информация о работе Складывание Московского государства XIV –XV вв