Складывание Московского государства XIV –XV вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Политическая централизация Руси происходила значительно быстрее, чем преодолевалось ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия. На Руси создаются условия для восстановления городов и дальнейшего развития сельского хозяйства являвшейся базой борьбы за объединение и независимость. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными Русскими землями. Начинают складываться некоторые экономические предпосылки для объединения этих земель.

Содержание

Введение.
Объединение земель вокруг Москвы: причины, предпосылки
Варианты централизации государства: избранная рада, опричнина.
Становление и укрепление деспотизма
Духовное развитие общества.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории на тему становление московского государства.docx

— 53.25 Кб (Скачать)

Опричнина:

      После 1560г начинается полоса военных неудач России. Уже в начале Ливонской войны поражения русских войск вызывали острый политический кризис, который был тесно связан с личностью Ивана VI. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной Радой» члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на:

  1. византийскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно – неограниченные функции;
  2. идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453г и женитьбе ИванаIII на Софье Палеолог в 1472 г.;
  3. идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире;
  4. идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характер этой власти.

        Идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван VI воплотил в опричнине.

    Опричнина является центральным событием истории XVI века.

       Слово опричнина употреблялось лет за сто до Ивана VI. Происходит оно от слова «оприч», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участка земли – своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и называли «опричниной». Таким образом, Иван Грозный в 1565 г. назвал опричниной систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину – оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти.

      Опричников одевали в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла – чтобы выметать измену, и собачьи головы – чтобы выгрызать измену. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные «оклады», для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу. Все свои преобразования Иван IV проводил с невероятной жестокостью. Расправы, казни следовали одна за другой. Был убит московский митрополит Филипп, занимавший независимую позицию, укорявший царя за жестокость. Учреждение опричнины, очевидно, было таким чудовищным орудием деморализации народа русского, с которым едва ли что-нибудь сравниться, и глядевшие на это иноземцы справедливо замечают: «Если бы сатана хотел выдумать что-нибудь для порчи человеческой, то и тот не мог бы выдумать ничего удачнее»

    В 1571 г. на страну обрушилось страшное бедствие. Крымский хан Давлет-Гирей устремился к Москве. Опричное войско не отличалось крепостью духа и бежало. Хан дотла выжег столицу и безнаказанно ушел в Крым с огромным полоном.

       Трагические события подорвали веру царя в опричнину.  В 1572 г. опричнина была отменена. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис – деревни и села Центра и Северо-запада запустели. Необработанными оказались до 90% земли. К тому же в 1570-1571 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы. Силы страны, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались

     Как же все-таки можно оценить опричнину? В определенной мере она явилась продолжением преобразований, начатых при Иване III. Их суть заключалась в формировании государственной системы, состоящей из самодержавной власти, опирающейся на земский строй. Вместе с тем опричнина стала и личной драмой царя Ивана, в условиях правления избранной Рады в некоторой степени отодвинутого от власти. Отсюда его борьба с аристократией (не только боярами, но и верхушкой дворян, церковью) и попытка опереться на земство (в т.ч и на дворянство). В целом в таком противостоянии не было новизны, но оно отличалось остротой момента, что сказалось на судьбе исторического развития страны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Становление и укрепление деспотизма.

      Рабская психология в поведении русских отмечалась иностранцами еще в XVI в. Даже отношения феодалов с великим князем строились по принципу «государь-холоп». Источники этих деспотических традиций власти уходят во времена монгольского ига.

     Иго изменило прежде всего положение князей. Хотя древнерусские юридические нормы наследования никто не отменил, ордынские правители властно вторгались в существующие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262 года в золотоордынский Сарай, чтобы получить там разрешения на свои княжества.

    Получение грамоты на право княжения обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Русские князья в орде нередко подвергались унижению. Условия жизни в непривычном кочевом быту были очень тяжелы. От русских князей требовалось исполнить языческие обряды, во время приема князья и послы стояли  перед ханом на коленях. За первые 100 лет ига в орде умерли от перенесенных лишений шесть князей. Несколько князей были отпущены больными и умерли по дороге домой. Это была политика, направленная на уничтожение верхушки русских земель, чтобы сломить и обезглавить возможное сопротивление. Позднее, убийства русских князей в орде так же диктовалось политическими соображениями.

      Так, в результате соперничества  Москвы и Твери, в которой  хан Узбек поддерживал  более  слабое Московское княжество,  погибли несколько тверских князей. Чтобы ослабить Рязанское княжество  в Орде убили четырех рязанских  князей. Вместе с князьями гибли  и сопровождавшие их бояре,  слуги. Порою ханы годами держали  при себе русских князей и  их сыновей. Эти факты свидетельствуют  о том, что завоеватели диктовали  свою волю русским князьям,  находившимся в бесправном, унизительном  положении.

     Постепенно русские князья превращались в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Становясь «служебниками» ханов  русские князья впитывали дух империи: беспрекословную покорность  подданных и безграничную власть правителей.

      Отказ выплачивать дань, принимать послов, выполнять распоряжения хана и другие проявления политической самостоятельности русских князей вызывало со стороны Орды жестокие репрессивные меры. В итоге было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве отношений подданства. Некоторые считают, что на дальнейший политический путь развития России оказала влияние гибель господствующего класса (дружинников). В результате наступил регресс. Итогом стало формирование системы вассалитета на тех принципах господства и подчинения, которые заложили монголы. Иго склонило чашу весов в сторону княжеско - подданнических отношений, города лишились старых вольностей и новых не приобрели. В дальнейшем это будет способствовать формированию деспотической системы управления русским государством, в основе которой лежали отношения господства и подчинения.

     Нельзя отрицать того факта,  что русские, находясь длительный  период под властью монгольской  империи, так или иначе, оказались  под влиянием тех политических  и правовых принципов, на которых была построена монгольская империя.

   Монгольское правление косвенно  способствовало также росту великокняжеской  власти через усиление власти  каждого князя внутри своего  княжения и экспансии самого  сильного великого княжества  за счет своих соседей.  В  результате первого процесса  великий князь московский в  конце концов превратился в  абсолютного суверена (государя) своего княжения. Второй процесс вел к образованию единого национального государства и победе принципа единодержавия. Поскольку эти две тенденции слились, князь московский (позже царь) получил ту власть, которую принято называть абсолютной.

     Монгольское государство было построено на принципе безусловного подчинения индивидуума коллективу сначала роду, а через него государству. Вот эта монгольская идея послужила тем базисом, на котором развилась всеобщая служба населения государству, его закрепление на службе государству. Отношения по принципу «государь - холоп» возобладали и между аристократией и царем.

     Многие историки согласны с тем, что самодержавная, по сути деспотическая форма правления была заимствована русскими правителями у монголов и явилась следствием существования длительной зависимости, в результате которой сформировалась рабская психология у русских князей, которые привыкли беспрекословно подчиняться старшему. В период ига это был хан Золотой орды, в период создания централизованного государства московский князь

   Монгольское иго принесло на  Русь деспотическую вертикальную  политическую модель власти, при  которой имеет место уничижительное  отношение к человеку как быдлу  (в переводе с тюркского это  означает «скот»). Наглядно такое  отношение к народу показал  царь Иван Грозный введя опричнину. Он предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его личностной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Духовное развитие общества

        После страшного разорения русских  земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынских  отрядов культура пришла в упадок. Положение усугублялось тем, что в качестве пленников в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые в средние века во всех странах являлись главными центрами развития культуры. Последствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так на много десятилетий прекратилось каменное строительство. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви.

    Однако именно сохранение и  возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условия ордынского ига. Как и прежде, большое значение оказывало церковь, ее учения, основанные на религиозном мировидении. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческо-христианских или даже языческих представлений: это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах.

     В фольклоре XVI в., наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо крупным историческим личностям – Ивану грозному, Ермаку Тимофеевичу.

     Первым памятником художественной  литературы после нашествия   можно считать «Слово о погибели  Русской земли». После победы  на Куликовском поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под Явным влиянием «Слово о полку Игореве».

      В XV в. были созданы многие известные жития русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

     Большая часть грандиозных рукописных  историко-литературных трудов связана  с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554г были созданы «Великие Четьи Минеи» - 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи. Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-годов XVI в. В 70-годах было закончено составление иллюстрированной всемирной истории – Лицевого летописного свода.

   Создание единого государства  способствовало появлению обширной  публицистической литературы, главной  темой которой стали пути развития  страны. К литературе бытового  жанра относится такое оригинальное  произведение, как «Домострой». В нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, как покупать товары на рынке и принимать гостей. Наставления вместе с тем освящаются авторитетом бога и священного писания.

Информация о работе Складывание Московского государства XIV –XV вв