Автор: m***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.
Введение………………………………………………………………………………...3
Социальный строй Скифского государства……………………………………....5
Формирование скифской государственности…………………………………….6
Культура скифов……………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы……………………………………………………11
План
Введение…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение
В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.
Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.
Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.
Под основу ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы). При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура).
Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.
Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.
Актуальность данной темы обуславливается недостаточной изученностью структуры скифского общества и государства.
Главной целью является изучение структуры государства и общества скифов. Для достижения цели необходимо выполнить список задач:
- рассмотреть
государственную структуру
- рассмотреть общественный строй скифов;
- рассмотреть
культуру скифов.
Социальный
строй Скифского
государства
Вопрос о социальной структуре скифов остается дискуссионным. Г.В. Вернадский полагал, что в первой половине VII в. до н.э. скифы распространили свое владычество от Волги до Днестра. К концу столетия "скифское государство в степях приняло определенные очертания. Их царство было одним из серии кочевых империй", но не являлось централизованным государством. Царь не был абсолютным правителем; государство скифов "было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе". "Скифская империя социологически может быть описана как власть кочевой орды над соседними племенами".
Давая общую характеристику общественного строя скифов юга России, М.И. Ростовцев отмечал, что "государственная организация скифов предполагает существование особого военного класса населения, т.е. особой военно-организованной аристократии со всем административным строем государства". Ссылаясь на Геродота (IV, 62), ученый административно делил скифов на особые округа, а те в свою очередь - "на номы с центральным святилищем Арея в каждом...".
Можно согласиться с М.И. Ростовцевым и признать существование именно военной аристократии у скифов. Иначе и не могло быть в обществе, ориентированном на войну и походы. Классическим примером изображения рядовых воинов и аристократов стало изображение со сценами из скифской жизни на серебряной с позолотой чаше из Гаймановой могилы. Особенно выразительно представлены скифские аристократы, богатые и влиятельные, окруженные слугами. Различимы фигуры двух мужчин в воинском убранстве. В руке одного - кубок, на шее гривна - символ власти. У обоих к поясам прикреплены гориты с луками.
Военизированный образ жизни скифов накладывал отпечаток не только на их быт, но и на погребальные традиции. В.Б. Ковалевская в археологических материалах VII-VI вв. до н.э. Карачаево-Черкесии отметила случаи неестественно изогнутых или вывернутых кистей рук, посмертное выпиливание куска основания черепа у погребенного и пр. Эти и другие специфические черты погребального ритуала, связанного с "посмертным умерщвлением", археологами трактуются как проявление именно военных обычаев скифов.
Формирование
скифской государственности
В причерноморских
степях скифские кочевники появились
в VII в. до н.э., вытеснив киммерийцев, земледельческое
население оказалось под
Как кочевники скифы, так и местное автохтонное
население, оказавшееся под властью скифов,
проживало в условиях родоплеменного
догосударственного строя.
Завоевание и освоение обширных степных
просторов скифами хронологически совпало
с начавшейся колонизацией древними греками
в кон. VII – VI вв. до н.э. Северного Причерноморья
и основанием постоянных поселений, вскоре
превратившихся в благоустроенные города.
В V в. до н.э., по словам Геродота и данным
археологии, процесс скифо-греческих взаимодействий
принял устойчивый характер.
Скифы, как определенное культурно-социальное
объединение, существовали около 10 столетий,
пройдя большой путь формирования государственности:
от стойких родовых отношений, через этап
военной демократии к раннему государству
как оформившемуся цивилизационному институту.
На этом пути можно выделить три больших
этапа:
1 этап. VII – VI вв. до н.э. отмечен разложением
родовых учреждений и появление первых
ростков государственности;
2 этап. V – IV вв. до н.э. связан с формированием
некоторых ранних форм государственности;
3 этап. III в. до н.э. – III в. н.э. - оформление
скифской государственности как особой
формы кочевого государства.
И на каждом этапе на формирование скифской
государственности оказывало мощное воздействие
высокоразвитых греческих полисов Причерноморья.
На первом этапе контакты скифов с греками
носили эпизодический характер. Скифы
пришли в непосредственное соприкосновение
с греками в Крыму, на Таманском полуострове,
в районе Ольвии. Отдельные представители
скифской элиты, как Анахарсис, царь Скилл
охотно посещали греческие города и полюбили
греческие обычаи. Устанавливаются некоторые
торговые и культурные связи. Греческие
писатели уже хорошо знают скифские обычаи
описанные Геродотом.
Процесс взаимодействия культур резко
усилился и принял устойчивый характер
с середины V в. до н.э. Устанавливаются
достаточно тесные экономические связи
скифов с причерноморскими городами: хлеб,
кожа, рабы из Скифии идут к грекам, греческое
ювелиры производят по заказам скифской
аристократии изумительные по красоте
золотые и серебряные сосуды и украшения,
обильно представленные в неразграбленных
курганных погребениях. Скифы проникают
на территорию ряда греческих городов
– Ольвии (так называемые эллино-скифы
или миксэллины Геродота).
В Скифию широким потоком идет греческое
вино и оливковое масло. Многие знатные
скифы оседают на территории Боспора и
вливаются в состав боспорской знати.
Влияние скифов на Боспоре настолько велико,
что Боспор иногда называют греко-скифским
царством. Исследования археологов показали,
что греческие вещи находят на территории
практически всей современной Украины.
Показателем зрелости скифского производства
является основание главного города степных
скифов, так называемого Каменского городища
(около современного Никополя), где скифские
металлурги, используя опыт греческих
мастеров, создавали свои ремесленные
изделия.
Социальная дифференциация в скифском
обществе достигла высокого уровня. Торговля
с греками обогащала скифскую знать, рабство
стало распространенным явлением, причем
значительная часть порабощаемого населения
продавалась не только в причерноморские
города, но даже в Афины.
В V-III вв. до н.э. был создан социально-экономический
фундамент, на котором началось формирование
скифской государственности. Оно выразилось
в превращении власти вождей рыхлого племенного
союза в царскую власть, передаваемую
по наследству, превращении власти региональных
племенных вождей в подчиненных царю местных
правителей, т.е. политическому объединению
скифов, проведению государственной внешней
политики. Именно такой стала Скифия при
знаменитом царе Атее. Однако это была
еще ранняя государственность, с пережитками
племенной военной демократии.
Более явственно основные признаки государства
как цивилизованного фундаментального
института сложились у скифов в III в. до
н.э., во время последнего этапа скифского
владычества в степном Причерноморье
продолжавшегося до III в. н.э. Этот процесс
определялся тремя важнейшими факторами:
внутренним развитием самого скифского
общества, взаимодействием с греческими
городами-государствами (с усвоением их
государственного опыта) и внешним воздействием
(вторжение воинственных сарматов на территорию
степной Скифии).
Особое значение имел фактор сарматского
вторжения. Сарматы частично уничтожили,
частично оттеснили скифов в Крым и в нижнем
Приднепровье. Именно здесь возникло Поздне-скифское
царство, которое может быть однозначно
определено как «зрелая государственность».
Оно смогло выстоять в течении шести столетий
как против могущественных сарматов, вытеснивших
их из причерноморских степей, так и против
агрессии греческих приморских городов-государств,
включая сильное Боспорского царство
и даже могущественный Рим.
признаки
скифской государственности проявляются
в Позднескифский период.
а) Четко определилась компактная территория,
что позволило определить границы и обеспечить
их защиту, без чего не может быть прочного
государства;
б) происходит определенная этническая
консолидация многочисленных племенных
групп, живших в степном Крыму и нижнем
Дунае, и собственно скифов. Теперь термин
скифы фактически означает новую народность
в составе которой скифы составляли лишь
часть;
в) скифы перешли к оседлому земледельческому
быту, таким образом. произошла фундаментальная
трансформация всей скифской культуры;
г) крымские скифы основали собственные
города и, прежде всего, столицу Неаполь
Скифский как административный, культурный
и экономический центр. К тому же скифы
захватили в III-I вв. до н.э. целый ряд поселений
и мелких городов, ранее принадлежащих
грекам, и включили их в состав своего
государства. Тем самым было создано территориальное
управление, без которого невозможно существование
классического государства;
д) важнейшим показателем цивилизованности
поздне-скифского общества является принятие
крымскими скифами греческой письменности
и внедрение ее в повседневную жизнь скифской
элиты, о чем свидетельствуют дошедшие
до нас надписи скифских царей и их вельмож
из Неаполя Скифского;
е) интенсивные межгосударст-венные отношения
(военные, дипломатические и экономические)
между царством Скилура-Палака, Боспорским
царством и Херсонесом говорят о Скифском
царстве, как сильном, сплоченном, хорошо
организованном государстве.
Все эти данные свидетельствуют о том,
что если Боспорское царство можно назвать
греко-скифским государством, то Крымское
царство II в. до н.э. – III в. н.э. можно условно
определить как скифско-эллинистическое
государство.
Культура
скифов
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.
Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.
Особенностями
скифского звериного
стиля являются необычайная живость,
характерность и динамика образов, замечательная
приспособленность изображений к формам
предметов. В искусстве скифов IV—III вв.
до н. э. образы животных получали все более
орнаментальную, линейно-плоскостную
трактовку. Существовали и каменные, сильно
схематизированные изваяния скифов-воинов,
устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э.
греческие мастера изготовляли предметы
декоративно-прикладного искусства для
скифов, сообразуясь с их художественными
вкусами. Известнейшие памятники искусства
скифов, живших на территории Европейской
части бывшего СССР (а также древнегреческих
произведений), найдены в Келермесских
курганахи
курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая
Могила и др.;
уникальные настенные росписи открыты
в Неаполе
Скифском.
Заключение
Таким образом, можно прийти к выводу, что социальное устройство скифского общества является одной из наиболее спорных и дискуссионных тем. Однако, проведя данную исследовательскую работу и обобщив исследования ряда ученых можно выделить несколько основных моментов:
- Государственная
организация скифов
- Внутри скифского общества достаточно рано наблюдается дифференциация.
- Общество скифов, как и древних ираноязычных кочевников Евразии вообще, следует считать не раннеклассовым, а стратифицированным.
- Наблюдается
наличие признаков
- Существование
особой прослойки в скифском обществе,
такой как жречество игравшей не маловажную
роль в функции управления.