Скифо-сибирское единство и Тагарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны—это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было подмечено сходство предметов изобразительного искусства из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства.

Содержание

1. Скифо-сибирское единство и Тагарская культура.…….3-8ст
2. Декабристы в сибирской ссылке …… ………………….9-12ст.
3. Энергетическое строительство в Сибири
(вторая половина XX – начало XXI века)…………………. 12-21ст.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

                                                                

     Вариант№2 
 

     1. Скифо-сибирское единство и Тагарская культура.…….3-8ст

     2. Декабристы в сибирской ссылке …… ………………….9-12ст.

     3. Энергетическое строительство в  Сибири 

     (вторая  половина XX – начало XXI века)…………………. 12-21ст. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Скифо-сибирское единство и Тагарская культура.

      
В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны—это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было подмечено сходство предметов изобразительного искусства из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства.

     На  обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые  и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства —бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.

     Археологический материал отражает то новое историческое явление, которое возникло в степях Евразии, на северных окраинах древних  цивилизаций, Древней Греции, ахеменидской Персии, Китая, а позднее — государств эллинистического мира. Это была сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север. Это был принципиально иной мир, отличавшийся по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов, а именно: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

     Единство  сложилось на территории степной, горно-долинной и части лесостепной Евразии  — от Причерноморских степей на западе до Центральной Азии, Забайкалья и Ордоса на востоке. С севера на всем своем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны первоначального распространения производящего хозяйства и древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита —с возникновения здесь производящих форм хозяйства, — определял направленность хозяйственного развития этого региона.

     Степной пояс Евразии, растянувшийся почти  на 11 тыс. км, то расширяется, то сужается до совсем незначительных коридоров. На западе степи охватывают Южную Украину, степной Крым, Северное Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, расширяясь в огромные степные массивы Казахстана, Барабы, Кулунды. К востоку они идут узким коридором между Северными отрогами Кузнецкого Алатау и лесной таежной зоной, а далее опять расширяются в степи Хакасско-Минусинского района Южной Сибири, Центральной Азии и Забайкалья.

     Степи различны по плодородности почвы: здесь  и черноземные степи Украины, Южной Сибири с тучным гумусовым  слоем, засушливые степи Крыма, Заволжья, Казахстана и Хакасии. Эта территория весьма разнообразна и в рельефном  отношении. Здесь можно выделить три типа зон: открытые, равнинные обширные массивы (Украина, Заволжье, Казахстан), предгорные степные районы (Крым, Северное Предкавказье, Южный степной Урал, Казахстан), котловины и замкнутые горами степные долины Тянь-Шаня, Памира, Саян и Алтая.

     Эти природно-ландшафтные различия играли определенную роль в период сложения культур скифо-сибирского мира и  способствовали формированию особенностей хозяйства отдельных регионов. Нельзя не обратить внимание еще на один фактор — гидрологический. Протекающие здесь крупные реки Днепр, Дон, Волга, Обь, Иртыш и, наконец, Енисей как бы перерезают во многих местах степной пояс с севера на юг или, наоборот, с юга на север. В древности они являлись определенным препятствием для установления культурно-исторических связей. Тем не менее эти связи развивались вдоль степей по направлению запад — восток — запад. Основным транспортным средством была лошадь, на которой ездили либо верхом, либо запрягая ее в повозку. Сами степи стали большой транспортной дорогой, соединявшей Восток и Запад. Потребовалось около двух тысяч лет активного освоения степей, сложения исторических связей вдоль степей, прежде чем возникло такое историческое явление, как скифо-сибирский мир.

     Природно-географическая среда была не только чисто географической реальностью, но и тем фактором, который  в немалой мере способствовал  сложению скифо-сибирского культурно-исторического  единства в VI—III вв. до н. э. Географически  скифо-сибирский мир соприкасался в Причерноморье с древнегреческими полисами, а в Средней Азии —сначала с ахеменидской Персией, а потом, после ее разгрома и похода Александра Македонского, с царством Селевкидов и поздними эллинистическими государствами — Греко-Бактрией и Парфией. На востоке ордосский центр культуры скифского облика развивался в непосредственной близости от циньского Китая. На севере, правда, граница была более расплывчатой, но в основном совпадала с контактной зоной лесостепей и лесными таежными массивами. Более четко ее можно провести в Азии. На западе скифо-сибирский мир граничил с фракийским миром и поздними культурами гальштата и латена, которые на восточных своих окраинах испытали значительное влияние скифов.

     Степной пояс Евразии был зоной традиционного  обитания древнего европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тысячелетии до н. э. возникли андроновская и срубная общности, охватывавшие значительные территории, где позднее сложились культуры скифо-сибирского мира.

     Как следствие хозяйственного подъема  в результате появления рациональных приемов ведения скотоводческо-земледельческого хозяйства надо рассматривать довольно резкий демографический скачок в  среде степного населения Евразии  в VI—V вв. до н. э. Вряд ли он был связан с приходом на эти территории значительных масс нового населения.

     В период сложения единой общности в  степях Евразии, видимо, имело место  передвижение части саков с территории современного Казахстана на восток. Вероятно, в конце VI—V вв. до н. э. происходила миграция населения на Алтай и, возможно, в Минусинскую котловину, что обусловило резкое изменение характера тагарской культуры на рубеже VI—V вв. до н. э. Миграционные процессы в этот период, как известно, шли повсеместно: передвижения в Причерноморье, которые привели к установлению господства скифов; в Заволжье, Приуралье и Западном Казахстане устанавливается господство савроматов и, наконец, в VII—VI вв. до н. э. в Южной Сибири завершается подчинение индоиранцами местного населения — носителей ирменской культуры в лесостепи, карасукского и других групп населения в Хакасско-Минусинском районе.

     Таким образом, при всей сложности и  пестроте населения степей в первой половине I тысячелетия до н. э., очевидно, преобладало население индоиранской группы, что способствовало сложению и функционированию скифо-сибирского единства (прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ), а также постоянному поддержанию культурных и экономических связей между отдельными частями этого огромного мира.

Тагарская культура — археологическая культура бронзового века (X—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Заслуга действительного  открытия и первого правильного  исторического освещения рассматриваемой  эпохи принадлежит С.А. Теплоухову, который в начале 20-х годов XX в. детально изучил памятники и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой и развитие ее рассматривал по четырем последовательным этапам. Периодизация С. А. Теплоухова сохранила в основном свое значение до наших дней, но данное им название культуры не прижилось. Позднее С.В. Киселев предложил более удобное наименование – тагарская культура, теперь общепринятое.

Памятники распространены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков — рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и ее притока Урюпа. Наиболее северные тагарские памятники находятся на р. Чулым южнее г. Ачинска, западной границей служат предгорья Кузнецкого Алтая и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта и Западного Саяна. Наиболее восточные памятники известны на правобережье Енисея у сел Верхний Суэтук и Кочергино на р. Туба, у сел Уджей и Конь на р. Амыл и у д. Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок  лесостепи по Енисею близ города Красноярска.

В степях Южной Сибири VI—IV вв. до н. э. тагарцы также строили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.

Преобладающим у тагарцев являлся европеоидный тип, по всей видимости, восходящий к Андроновской культуре .Однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода хуннов. Академик В.П. Алексеев отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры. 

          
 

          Литература

     1.Абдулганеев М. Т. 1985. Работы в горном и лесостепном Алтае.// АО 1983 г. М., с.189.

     2.  Абдулганеев М. Т. 1994. Валиковая керамика раннего железного века в северных предгорьях Алтая.// Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности исредневековье. Барнаул: АГУ, с.106–109.

     3.Абдулганеев М. Т. и др. 1988. Работы Алтайского университета. // АО 1986 г. М., с.202–206.

     4.  Адрианов А. В. 1916. К археологии западного Алтая. // ИАК. Вып.62.

     5.  Баркова Л. Л. 1978. Курган Шибе и вопросы его датировки. // АСГЭ. Вып.19.

     6.  Бурыкина Е. И. 1989. Женские украшения из Маймы-4 в Горном Алтае. // Археологические исследования в Сибири. Барнаул: АГУ.  

      
 
 
 
 
 

          2. Декабристы в сибирской ссылке.

     Восстанием  декабристов началась история организованного  революционного движения в нашей  стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов  не внесло бы свой вклад, где они  не проявили бы свое революционное  новаторство, свою неуемную страсть  к познанию, где не сказывались  бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

     Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания  на Сенатской площади. Им не суждено  было реализовать грандиозные планы  переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили  лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Информация о работе Скифо-сибирское единство и Тагарская культура