Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:24, доклад
С самого начала XVI в. происходит формирование официальной идеологии Московского государства. Примерно в одно и то же время, в 20-е гг. XVI в. появляется "Послание о Мономаховом венце" Спиридона-Саввы, впоследствии переделанное в "Сказание о князьях Владимирских", и "Послание" псковского старца Филофея с обоснованием доктрины "Москва - третий Рим". Текст "Сказания о князьях Владимирских" был в общем сходен с текстом «Послания» Спиридона, но «Родословие литовских князей» выделено в особую статью, и роль, отведенная Спиридоном тверским князьям, перенесена на московского князя Юрия Даниловича и его потомков.
«Сказание о князьях Владимирских».
С самого начала XVI в. происходит формирование официальной идеологии Московского государства. Примерно в одно и то же время, в 20-е гг. XVI в. появляется "Послание о Мономаховом венце" Спиридона-Саввы, впоследствии переделанное в "Сказание о князьях Владимирских", и "Послание" псковского старца Филофея с обоснованием доктрины "Москва - третий Рим". Текст "Сказания о князьях Владимирских" был в общем сходен с текстом «Послания» Спиридона, но «Родословие литовских князей» выделено в особую статью, и роль, отведенная Спиридоном тверским князьям, перенесена на московского князя Юрия Даниловича и его потомков.
В 1547 г. происходит венчание молодого великого князя Ивана IV на царство: он был коронован шапкой Мономаха и объявлен "царем всея Руси". В связи с этим был составлен чин венчания, во вступлении к которому были использованы идеи "Сказания о князьях Владимирских". В начале "Сказания" излагается библейское родословие человечества после всемирного потопа, далее - история о рождении от египетского волхва и чародея Нектонава великого завоевателя Александра Македонского, затем история премудрой египетской царицы Клеопатры, согласившейся выйти замуж за Антония, дабы сохранить мир и избежать кровопролития. После этого автор переходит к римской истории и уделяет особое внимание Августу, который везде посадил своих родичей. Одним из "сродников" Августа был некто Прус, посаженный на том месте, которое впоследствии будет называться Прусской землей. «Сказание о князьях Владимирских» заканчивается упоминанием победы Дмитрия Донского на Куликовском поле над Мамаем.
В «Послании о Мономаховом венце», входящем в состав «Сказания о князьях Владимирских», Спиридон-Савва говорил о потомке императора, который получил территории на востоке Европы, унаследованные затем Рюриком и впоследствии Рюриковичами. Следующим эпизодом является история получения в Царьграде «шапки Мономаха» Владимиром Мономахом для удостоверения его царского достоинства.
В русских летописях, в «Степенной книге» Сказание было принято в качестве официальной версии доказательства прав московских князей на возглавление русского государства. Неофициальной версией стала концепция псковского старца Филофея. В 1524 году в «Послании на звездочетцев» Филофей говорит о Москве как Третьем Последнем Риме. Д.С. Лихачев считает, что официально измышления псковского книжника были приняты лишь в XVII веке.
Итак, в XVI веке формируются две взаимосвязанные теории, идущие одновременно из церковных кругов и от светской власти. Иосифлянские круги провозглашали Москву центром православного благочестия, Вторым или Новым Иерусалимом. Сторонники московской светской власти проводили идею о Москве как Третьем Риме. Москва явилась единственным носителем истинной веры и христианской государственности, после их падения в Риме, в Константинополе, Иерусалиме. Проблема состояла в том, что разница идей заключалась в различии верховных правителей: «царства» или «священства» - которая в XVII веке заостряется. Всякое политическое движение принимает религиозную форму: народная борьба за независимость оборачивается темой победы «правой веры».
Усиление роли личностного начала в XV – XVI веках приводит к тому, что ответственность за сохранение правой веры переносится со всего русского народа на правителя Московской Руси. Русский царь объявлялся наследником римских императоров («Сказание о князьях Владимирских»), для чего он получает венец для удостоверения своего царского достоинства («Послание о Мономаховом венце»), а затем побеждает иноземное иго в лице Дмитрия Донского. Политическая история до 1480 года (т.е. до окончательной победы на реке Угре над татаро-монгольскими завоевателями) – это история смены мировых держав: Древнего Рима, Нового Рима и Третьего Рима – Москвы. Такова теолого-историческая концепция государственности, сформированная русскими средневековыми мыслителями.