Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:50, контрольная работа
К началу 19 века в России накопился огромный нормативно-правовой материал. Однако этот материал не был систематизирован: общая кодификация не проводилась со времен издания Соборного уложения 1649 года. Последнее считалось действовавшим так же, как и законодательные акты Петра I и его преемников. Существовало множество актов, изданных в разное время, отражавших развитие общественно-политической и экономической жизни страны на разных этапах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОПРОС.
1.1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА………………………………………….…...4
1.2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА……………………………………………………….....8
1.3. УПРАЖНЕНИЕ………..…………………………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА……
Конституция СССР 1924 г. Образование союзных органов власти.
В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права.
Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
Разработка конституции началась в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие, вместе с тем было решено окончательно утвердить текст Конституции на II съезде Советов СССР, который состоялся в конце января - начале февраля 1924 г.
Конституция состояла из двух разделов:
I.
Декларация об образовании
II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).
Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР.
Договор состоял из 11 глав:
1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.
2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.
3. О съездах Советов СССР.
4. О ЦИК СССР.
5. О Президиуме ЦИК СССР.
6. О СНК СССР.
7. О Верховном Суде СССР.
8. О Народных комиссариатах СССР.
9. Об ОГПУ.
10. О союзных республиках.
11. О гербе, флаге, столице СССР.
Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.
Согласно
Конституции в исключительную компетенцию
Союза входили следующие
*
союзные отношения: прием в
Союз новых республик,
* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;
*
установление основ
*
руководство транспортом и
*
утверждение единого
*
установление общих начал
* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;
* между республиками и др.
После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г. основывалась на первой Конституции 1918 г. Изменения касались компетенции РСФСР, большое внимание уделялось федеральному устройству РСФСР, статусу АССР и АО, уточнялось понятие диктатуры пролетариата.
Сохранялось
классовое понятие
Развитие органов государственного управления и суда.
Структура
органов государственного управления
после принятия Конституции 1924 г. отражала
как полномочия центра, так и союзный суверенитет.
В то же время это отражало поступательное
движение государственного механизма
к единой централизации. В основе ее лежала
политика чрезвычайщины и партийно-директивного
централизма. Все назначения происходили
через организационно-
В целях успешного проведения целенаправленной классовой политики совершенствовалась и развивалась система органов ВЧК.
До 1930 г. Наркоматы ВД были республиканскими, а с 1930 г. НКВД союзных и автономных республик были ликвидированы, а комиссариат приобрел полностью централизованную структуру. В 1932 г. было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, а в 1934 г. в ходе массовых чисток и преддверии грандиозных политических репрессий органы охраны общественного порядка были объединены с органами государственной безопасности в рамках единого НКВД. Одновременно усложнялись функции самого наркомата (например, было образовано главное управление шоссейными дорогами, НКВД руководило широкой сетью лагерей и их производственной деятельностью).
Сочетание
функций обеспечения
Суд
С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Так, Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а вносил лишь ходатайство во ЦИК. Таким образом, судебная власть не была независимой и находилась под контролем государственных органов. 29 октября 1924 г. ЦИК утвердил "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", в соответствии с которыми система судебных учреждений включала: народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды Союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы.
Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов.
В
1924 г. была учреждена Прокуратура
Верховного Суда СССР. Это был промежуточный
этап образования общесоюзной
С 1933 г. прокуроры республик были подчинены уже не республиканским Верховным Судам, а Прокурору СССР. 20 июля 1936 г. прокуратура была выведена из Наркомата юстиции.
Произошла и реорганизация центрального и местного аппаратов. К концу 1936 г. в Прокуратуру СССР входили: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура ж/д транспорта, Главная прокуратура водного транспорта, отделы общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный по специальным делам, по надзору за местами заключения, по жалобам.
На практике в 30-е гг. Прокуратура зарекомендовала себя как верная политическая сила авторитарного режима. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский вдохновенно и творчески участвовал в репрессиях, приложив немало сил в их развязывании.
Вооруженные Силы
C
1923 г. начался перевод армии
на милиционно-территориальную
Улучшалось военно-техническое оснащение частей.
В 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе.
Конституция 1936 г. и перестройка Советского госаппарата. Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений.
Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму:
*
государственной собственности;
*
колхозно-кооперативной
Конституция фиксировала наличие только двух классов - рабочих и крестьян.
Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Конституции.
Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:
* об общественном устройстве;
* о суде и прокуратуре;
*
об основных правах и
* об избирательной системе.
Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата.
В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126).
В отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм.
В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика.
В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы.
Советы
рабочих, крестьянских и солдатских
депутатов были переименованы в
Советы депутатов трудящихся. Претерпевает
изменения организационная
Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов.
Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат - Совета Союза и Совета Национальностей.
Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.
Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов).
Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.
Информация о работе Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века