Система управления в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:46, доклад

Описание работы

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом.

Работа содержит 1 файл

Система управления в Киевской Руси.docx

— 20.03 Кб (Скачать)

Система управления в Киевской Руси

Первоначально в  Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при  которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее  крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями. 
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).  
 

    Культура  Киевской Руси

    Общие условия развития культуры. В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство –  Киевскую Русь со столицей в Киеве.

    Первые  киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав)  стремились расширить территорию государства за счет  присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен  (Олег покоряет  древлян, северян, радимичей; Игорь – уличей, тиверцев, еще раз древлян, которые отпали после смерти Олега; Святослав – вятичей); освободиться от внешней зависимости (борьба с печенегами, хазарами, экспансией Византии, начало борьбы с половцами);  установить внешнеэкономические связи (походы на Византию).

    Киевская  Русь представляла собой раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.

    Собранной данью Великий князь расплачивался  с боярами, дружинниками, церковью. Основную массу населения, конечно, составляли крестьяне (смерды).

    Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие  краски,  умело подбирали цвета. В  рисунках  прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы,  которые особенно  часто использовались в прикладном искусстве.  Их можно увидеть на резной деревянной мебели,  домашней утвари,  расшитых золотом  тканях,  в резных   костяных   изделиях,  известных  в  Западной  Европе  под названием «резьба тавров», «резьба русов».

    Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном  варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.   
 

    Славянская  письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности  у  древних  славян  появились  еще во времена язычества. Однако только в IX   в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия,  родом из македонского города Солуни (солунские братья).  Кирилл (в миру Константин) изучал богословие,  преподавал философию (отсюда:   Константин-философ),  владел  несколькими  языками.  Он  и составил  славянскую  азбуку,  состоящую  из 38 букв (глаголица).  Часть их заимствована из греческого алфавита,  другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на  основе   греческого   уставного   письма   возникла кириллица,  которая  отличалась  формой букв.  Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

    Письменность  распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в  большинстве  своем  были  грамотными,  о  чем   свидетельствует множество  берестяных  грамот,  найденных в Новгороде.  В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и  рисунки,  сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых  камнях,  посуде,  оружии,  на  одежде, монетах,   церковной  утвари,  орудиях  труда.  «Лолин  прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе,  чтобы не  перепутать его с другими во время девичьих посиделок.   

    Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

    Славянская  литература начинается с переводов  книг  Священного Писания.  Первые работы были сделаны Кириллом  и Мефодием. Вначале переводили,  в основном, с древнегреческого языка,  в  редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников.      Древнейшей рукописью    является      «Остромирово   евангелие» (середина  XI  века),  переписанное  для  новгородского  посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

    Устное  народное творчество. В собственно  славянских  книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. 
В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа.

    Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции

Информация о работе Система управления в Киевской Руси