Система права современной Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Романо-германская правовая система является, пожалуй, наиболее древней и широко распространившейся в мире. Это объясняется не только ее историческими корнями. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. Носителями и двигателями данной системы были наиболее мощные государства: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождающиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и другие. Их влияние на жизнь Европы и стран других континентов, как в культурологическом смысле, так и в военно-политическом и экономическом, было бесспорным. Романо-германская система права приобрела характер универсальный, разумеется, с теми особенностями и модификациями, которым она подвергалась в различных регионах мира.

Содержание

Введение 4
1.Общие сведения о романо-германской правовой системе 7
1.1.Общая характеристика правовой системы Германии 7
1.2.Особенности правовой системы Германии 9
2.Формирование и становление правовой системы Германии 15
2.1.Становление и формирование системы права в Германии 15
2.2.Источники права в процессе эволюции правовой системы Германии 21
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

готовая кр ИГиПЗС.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Романо-германская правовая система является, пожалуй, наиболее древней и широко распространившейся в мире. Это объясняется не только ее историческими корнями. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. Носителями и двигателями данной системы были наиболее мощные государства: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождающиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и другие. Их влияние на жизнь Европы и стран других континентов, как в культурологическом смысле, так и в военно-политическом и экономическом, было бесспорным. Романо-германская система права приобрела характер универсальный, разумеется, с теми особенностями и модификациями, которым она подвергалась в различных регионах мира.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания  и другие страны), имеет длительную юридическую историю. Она сложилась  в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII в., на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. Право нашей страны также тяготеет к романо-германской правовой семье.

На само становление  романо-германской правовой системы  повлияло право Древнего Рима, и  сейчас она существует на заимствованных из римского права основных понятий, правовых институтов.

«Восходя в своем  историческом становлении к давно минувшим временам античности (и в этом смысле представляя феномен исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения, Нового времени) в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного практического значения. Внимание, которое заслужено принято уделять римскому праву в рамках общего научного познания права в свое историческое время оказало влияние на становление национальных правовых культур всей так называемой романо-германской правовой семьи (к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как мгновенной работе над ним ученых юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения». Многие термины из философии права и юридической практики взяты именно из римского права: «юстиция», «республика», «конституция», «мандат», «казус», хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом. Романо-германская правовая система охватывает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье  начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами. Другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Таким образом, основной задачей данной работы является изучение динамики эволюции романо-германской правовой системы с тем, чтобы понять её значение для современного общества.

Актуальность темы обусловлена не только тем, что романо-германская система самая распространенная в мире среди прочих правовых систем, но и потому, что российская правовая система относится к романо-германской семье.

Целью данной работы является изучение процесса формирования современной Германской правовой системы.

В достижение поставленной цели определены задачи исследования:

  1. дать общую характеристику правовой системы Германии;
  2. изучить формирование и становление системы права Германии.

По своей структуре контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении сформулированы задачи и цели, преследуемые в данной работе. В заключении приведены некоторые  выводы и сделаны обобщения по данной теме.

 

  1. Общие сведения о романо-германской правовой системе

 

    1. Общая характеристика правовой системы Германии

 

Основы правовой системы  ФРГ были заложены после объединения  в 1867 г. под главенством Пруссии  в Северо-Германский Союз, ставший  затем, в 1871 г., Германской империей. Наряду с этим на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований.

Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени – других государств. Источниками в этом процессе послужили: Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. Также учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев.

Медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов начался с образованием Северо-Германского Союза. Были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. – Гражданское уложение.

Продолжают действовать многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, правда с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919–1933 гг.) и после образования в 1949 г. ФРГ. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода нацистской диктатуры (1933– 1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945– 1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ.

Важнейшим этапом процесса присоединилась ГДР к ФРГ в 1990 г.стал первый государственный договор  об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу 1 июля 1990 г. Согласно этому договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор – о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии, после чего на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Конституция (1949г.) имеет  определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ. Она подробно регулирует вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в нее 16 земель – субъектов федерации, а также определяет систему органов власти, управления и правосудия.

Решающая роль в сфере законодательства принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей компетенции) вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст. 73 Основного Закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст. 74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель (исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована).

Важными источниками  права наряду с законодательными актами признаются постановления, издаваемые Федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами  земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Роль источников права утратили обычаи.

В период 1958–1963 гг. было опубликовано «Собрание федерального права» – собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное по девяти «главным областям права»:

1) государственное и конституционное  право; 

2) управление;

3) правосудие;

4) гражданское и уголовное право; 

5) оборона; 

6) финансы; 

7) хозяйственное право;

8) трудовое право, социальное  обеспечение, обеспечение жертв  войны; 

9) связь, пути сообщения, водный  транспорт.

 

    1. Особенности правовой системы Германии

 

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Как уже было упомянуто, она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Правовые системы романо-германской семьи по содержанию существенно отличаются друг от друга, и особенно их публичное право, что связано с различиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторые отрасли частного права также отражают разные подходы или уровни развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм рассматриваемые правовые системы благодаря их структуре могут быть сближены и объединены в одну семью.

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука  объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы. Повсюду мы встречаемся с одним и тем же фундаментальным делением права на публичное и частное, которое основано на идее, очевидной для всех юристов этой семьи, а именно: отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах.

В странах романо-германской правовой системы используется известное  со времен Римской империи, ставшее  классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Еще одна отличительная особенность  романо-германской правовой системы  – строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. В рамках отраслей права развиваются подотрасли и институты. Так, конституционное право включает в себя подотрасли прав и свобод граждан, избирательного права, федерального права, власти и государственных органов, институты прямой демократии.

Романо-германской правовой системе присущи следующие теоретические  концепции государственной власти и демографических институтов, получившие распространение в современном  мире [6, c. 52]:

  • признание доктрины и принципов правового государства;
  • закрепление принципа разделения властей;
  • обеспечение систематического конституционного контроля
  • (конституционное правосудие);
  • регулирование административной юстиции;
  • гарантии развития многопартийной системы;
  • обеспечение местного самоуправления.

Обязательственное право  – один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в  романо-германскую семью. Юристы этой семьи с трудом могут представить  себе, что понятие обязательственного права неизвестно другим системам, в частности из семьи общего права. Их недоумение еще более возрастает, когда они узнают, что даже само понятие и термин «обязательство», столь элементарные для них, не известны этой семье и не имеют аналога в английском юридическом языке.

Опираясь на римское  право, доктрина в странах романо-германской семьи создала обязательственное  право, которое считается разделом гражданского права, главным объектом юридической науки. Как фактор, определяющий единство правовых систем романо-германской семьи, обязательственное право играет роль, подобную трасту в странах общего права и праву собственности в социалистических странах.

Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают, оценивают и анализируют одинаково. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень: ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле.

Информация о работе Система права современной Германии