Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:01, доклад
Римское право не имело в средние века такого глубоко влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последнее стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти, и перестройки социальной структуры общества в нужном церкви направлении.
Там же, на Латеранском соборе было также установлено, чтобы церковь не участвовала в ордалиях - испытаниях, применявшихся для определения виновности или невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания огнём, водой, железом; судебные поединки.
Об инквизиционном процессе более подробно говорилось ранее в настоящей работе. Здесь же хотелось бы добавить, что для искоренения ереси создавалась система инквизиционного трибунала в следующем составе:
1. Инквизиторы
- члены двух монашеских орденов:
2. Эксперты - юристы, квалификаторы - формулировали обвинение и приговор, определяли степень вины без ознакомления с делом подсудимого.
3. Прокурор - представлял обвинение.
4. Обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач.
Нотариус и
понятые скрепляли своей
Уровень инквизиционного террора не всегда был так высок, как в XIII в. Инквизиция имела свои взлёты и падения, но цель её деятельности оставалась неизменной во все времена: укрепление позиции церкви путём преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов религии и социального порядка.
Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть также направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе права носить оружие. Последнее было особенно тяжёлым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим удовольствием использовала в своих конфликтах со светской властью. Также популярны были такие наказания как:
" епитимии - церковные наказания, обладавшие широким спектром (от лёгких до унизительных наказаний): поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание;
" тюремное заключение;
" ссылка на галеры гребцами.
Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника. Она была существенно иной - подвергнуть виновного государственному наказанию.
На долговое право и на торговое право церковь влияла, прежде всего, через своё учение о справедливой цене. В его основе стояло неучастие церкви в процессе развития рыночных отношений в средние века. Ищущий мирского богатства подвергал душу опасности. Церковная собственность в городах вообще не включалась в торговую жизнь, и буржуазия часто жаловалась на то, что "мёртвая рука церкви" парализовала торговлю. Церковь пыталась идеологическими средствами склонить торговую жизнь к справедливому соглашению через запрет прибыли, основанный на Библейской заповеди, и требование о равенстве сторон соглашения. Каноническое право, таким образом, принимало основанное на принципе эквивалентности естественного права учение о законе и правосудии, которое уходило корнями в египетское право и играло большую роль в античной торговой жизни и договорных отношениях, а в римском праве привело к образованию судов чести.
Благодаря высокому
техническому уровню канонического
права и интеллектуальному
Феодализм-Общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении у господствующего класса
сословие- социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
АЛЛОД - у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная . Собственность
БЕНЕФИЦИЙ - в период раннего средневековья в Западной Европе землевладение, которое жаловал король (другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной,или административной службы.
ФЕОД-в странах Западной Европы в период развитого феодализма одна из наиболее распространенных форм земельных держании (прав на землю).
МАРКАсоседская община в средние века в странах Западной Европы; 2) в империи Каролингов и в "Священной Римской империи" крупный пограничный административный округ во главе с маркграфам
ЛИТЫ - слой полусвободного населения у германских племен франков и саксов
КОММЕНДАЦИЯ - в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного человека.
ПРЕКАРИЙ - в раннее средневековье в Западной Европе право пользования землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок.
Вассал-в средневековой Западной Европе землевладелец, подчиненный своему сеньору и обязанный нести в его пользу различные повинности на основе вассального договора.
МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. ministerium -служба, должность) - в средневековой Западной Европе служилые люди короля и крупных феодалов; выполняли придворную, хозяйственно-административную и военную службу, за что получали земельные владения (лены).
МАЙОРДОМ - высшее должностное лицо во Франкском государстве при Меровингах (конец V - середина VIII в.)
Тунгин-во Франкском королевстве председатель сотенного собрания
ГРАФ(нем. Graf) - в раннее Средневековье в Западной Европе должностное лицо, представляющее власть короля в графстве.
Скабины-во Франкском королевстве члены суда сотни.
ВЕРГЕЛЬД (нем. Wergeld - цена человека) - в германских варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека.
КОМПОЗИЦИЯ- во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением.
ЛЕННОЕ ПРАВО- право, определявшее отношения между вассалом и сюзереном.
ЗЕМСКОЕ ПРАВО - в княжествах средневековой Германии общие для всего свободного населения нормы, по которым действовали суды административных подразделений княжеств
Манориальное право-средневековая правовая система, регулировавшая отношения «помещик-крестьянин» и сельскохозяйственное производство в феодальном поместье — маноре
ЦЕХ (нем. Zeche) В феодальную эпоху - организация городских ремесленников, занимающихся одним и тем же ремеслом; цех защищал экономические и политические права ремесленников.
Гильдия- в XVIII - нач. XX вв. сословное объединение купечества. Привилегированное купечество с 1775 г. делилось по размерам капитала на 3 гильдии.
МАЙОРАТ(от лат. major - старший) - в гражданском праве форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она полностью переходит к старшему из наследников.
Минорат- ср.- век. система наследования имущества младшим сыном.
ИНКВИЗИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - одна из исторических форм судебного процесса (наряду с состязательным); характеризуется производством по долгу службы, тайностью, письменностью, недопущением процессуального представительства, единоличным судейством, совмещением судьи и следователя в одном лице и т.д. И. п. существовал в Европе примерно до середины XIX в., а затем был заменен смешанным процессом.
ИНКВИЗИЦИЯ(от лат. inquisitio - розыск) - в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями).