Система канонического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:01, доклад

Описание работы

Римское право не имело в средние века такого глубоко влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последнее стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти, и перестройки социальной структуры общества в нужном церкви направлении.

Работа содержит 1 файл

система кп - копия.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Там же, на Латеранском  соборе было также установлено, чтобы  церковь не участвовала в ордалиях - испытаниях, применявшихся для  определения виновности или невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания огнём, водой, железом; судебные поединки.

Об инквизиционном процессе более подробно говорилось ранее в настоящей работе. Здесь  же хотелось бы добавить, что для  искоренения ереси создавалась система инквизиционного трибунала в следующем составе:

1. Инквизиторы  - члены двух монашеских орденов:  доминиканцы или францисканцы. Минимальный  возраст - 40 лет. Играли главную  роль в следствии и процессе, были наделены неограниченными и правами, подчинялись только римскому папе, который, в свою очередь, являлся главой инквизиции.

2. Эксперты - юристы, квалификаторы - формулировали обвинение  и приговор, определяли степень  вины без ознакомления с делом  подсудимого.

3. Прокурор - представлял обвинение.

4. Обслуживающий  персонал: нотариус, понятые, врач, палач.

Нотариус и  понятые скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что создавало видимость законности. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.

Уровень инквизиционного  террора не всегда был так высок, как в XIII в. Инквизиция имела свои взлёты и падения, но цель её деятельности оставалась неизменной во все времена: укрепление позиции церкви путём  преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов религии и социального порядка.

Одной из мер  наказания, часто применяемых церковным  судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой  и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть также направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе права носить оружие. Последнее было особенно тяжёлым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим удовольствием использовала в своих конфликтах со светской властью. Также популярны были такие наказания как:

" епитимии - церковные  наказания, обладавшие широким спектром (от лёгких до унизительных наказаний): поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание;

" тюремное  заключение;

" ссылка на  галеры гребцами.

Канонический  процесс получил очень быстрое  и широкое распространение в  средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника. Она была существенно иной - подвергнуть виновного государственному наказанию.

На долговое право и на торговое право церковь  влияла, прежде всего, через своё учение о справедливой цене. В его основе стояло неучастие церкви в процессе развития рыночных отношений в средние  века. Ищущий мирского богатства подвергал  душу опасности. Церковная собственность в городах вообще не включалась в торговую жизнь, и буржуазия часто жаловалась на то, что "мёртвая рука церкви" парализовала торговлю. Церковь пыталась идеологическими средствами склонить торговую жизнь к справедливому соглашению через запрет прибыли, основанный на Библейской заповеди, и требование о равенстве сторон соглашения. Каноническое право, таким образом, принимало основанное на принципе эквивалентности естественного права учение о законе и правосудии, которое уходило корнями в египетское право и играло большую роль в античной торговой жизни и договорных отношениях, а в римском праве привело к образованию судов чести.

Благодаря высокому техническому уровню канонического  права и интеллектуальному уровню церковной среды, а также возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию, в то время когда мирской правопорядок в большинстве европейских стран был очень примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права. При этом церковь в определённой мере опиралась на образцы римского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Феодализм-Общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении у господствующего класса

сословие- социальная группа, обладающая закрепленными в  законе или обычае и передаваемыми  по наследству правами и обязанностями.

АЛЛОД - у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная . Собственность

БЕНЕФИЦИЙ - в период раннего средневековья в Западной Европе землевладение, которое жаловал король (другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной,или административной службы.

ФЕОД-в странах Западной Европы в период развитого феодализма одна из наиболее распространенных форм земельных держании (прав на землю).

МАРКАсоседская община в средние века в странах Западной Европы; 2) в империи Каролингов и в "Священной Римской империи" крупный пограничный административный округ  во главе с маркграфам

ЛИТЫ - слой полусвободного населения у германских племен франков и саксов

 КОММЕНДАЦИЯ - в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного человека.

ПРЕКАРИЙ - в раннее средневековье в Западной Европе право пользования землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок.

Вассал-в средневековой  Западной Европе землевладелец, подчиненный своему сеньору и обязанный нести в его пользу различные повинности на основе вассального договора.

МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. ministerium -служба, должность) - в средневековой Западной Европе служилые люди  короля и крупных феодалов; выполняли придворную, хозяйственно-административную и военную службу, за что получали земельные владения (лены).

МАЙОРДОМ  - высшее должностное лицо  во Франкском государстве при Меровингах (конец V - середина VIII в.)

Тунгин-во Франкском королевстве председатель сотенного собрания

ГРАФ(нем. Graf) - в раннее Средневековье в Западной Европе должностное лицо,  представляющее власть короля в графстве.

Скабины-во Франкском королевстве члены суда сотни.

ВЕРГЕЛЬД (нем. Wergeld - цена человека) - в германских варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека.

КОМПОЗИЦИЯ- во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением.

ЛЕННОЕ  ПРАВО- право, определявшее отношения между вассалом и сюзереном.

ЗЕМСКОЕ ПРАВО - в княжествах средневековой Германии общие для всего свободного населения нормы, по которым действовали суды административных подразделений княжеств

Манориальное  право-средневековая правовая система, регулировавшая отношения «помещик-крестьянин» и сельскохозяйственное производство в феодальном поместье — маноре

ЦЕХ (нем. Zeche) В феодальную эпоху - организация городских ремесленников, занимающихся одним и тем же ремеслом; цех защищал экономические и политические права ремесленников.

Гильдия- в XVIII - нач. XX вв. сословное объединение купечества. Привилегированное купечество с 1775 г. делилось по размерам капитала на 3 гильдии.

МАЙОРАТ(от лат. major - старший) - в гражданском праве форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она полностью переходит к старшему из наследников.

Минорат- ср.- век. система наследования имущества младшим сыном.

ИНКВИЗИЦИОННЫЙ  ПРОЦЕСС - одна из исторических форм судебного процесса (наряду с состязательным); характеризуется производством по долгу службы, тайностью, письменностью, недопущением процессуального представительства, единоличным судейством, совмещением судьи и следователя в одном лице и т.д. И. п. существовал в Европе примерно до середины XIX в., а затем был заменен смешанным процессом.

ИНКВИЗИЦИЯ(от лат. inquisitio - розыск) - в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями).

Информация о работе Система канонического права