«Сибирское взятие». Начало присоединения Сибири к Русскому государству

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Описание работы

Продвижение русских в Сибирь было вызвано
одновременно со знакомством с ней и рассказами о
неисчислимых ее богатствах. Одним из важнейших стимулов
проникновения в Сибирь была пушнина. Во все времена пушнина
на Руси имела большой спрос как на отечественном, так и на
европейском рынках. Вывоз ее заграницу давал большую
прибыль и обогащал государеву казну. В 1636 году в Мангазейском
уезде было представлено в таможне промысловой пушнины на
115802 рублей.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Знакомство русских с Сибирью……………………………………………...4
3. Знакомство с Югрой………………………………………………………….5
4. Отношения Московского государства с сибирскими народами…………..7
5. «Хозяин» Сибири Кучум……………………………………………………..8
6. Похода отряда Ермака в Сибирь……………………………………………10
7. Присоединение Сибири к Русскому государству……………….………...16
8. Заключение…………………………………………………………………..23
9. Список литературы………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по Истории Сибири.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

       Успешное  присоединение Сибири возможно было при овладении бывшей ханской столицей Кашлыком, где находился князь Сейдяк. В это время его сила возросла в связи с приходом к нему мурзы Карачи. Любая попытка казаков захватить Кашлык была бы обречена на провал. Слишком у них было мало сил. Понимая свою слабость и ставя перед собою задачу - 
завоевание Кашлыка, воеводы обратились в Москву с просьбой прислать дополнительные силы. На их просьбу вскоре в Тюмень прибыли 500 служилых людей. Они привезли царский указ о том, чтобы тюменский голова Данила Чулков отправился с присланным войском на Иртыш и заложил вблизи Кашлыка город, из которого   можно  было   удобнее   «принимать соответствующие   меры против татар». Чулков   успешно справился с задачей. В 1587 году на высоком берегу Иртыша при впадении в него Тобола был создан Тобольский острог, впоследствии ставший столицей и административным центром Западной Сибири.

       Данила  Чулков не прибегал к военной силе против татарского хана Сейдяка. Напротив, он старался наладить хорошие отношения с местным населением, вызвать доверие у народа и его знати и подчинить их Русскому государству. Такая тактика правителя Тобольска притупила чувство безопасности у хана и его союзника Карача. Посоветовавшись с ближайшим окружением, они приняли приглашение, при этом, по соглашению могли взять с собой только 100 воинов в качестве охраны,  без оружия, а не 500, как предлагалось в начале переговоров. Встреча состоялась в Тобольском остроге по инициативе головы  Д.Чулкова. Для «гостей» был организован пиршеский стол. Но мирных переговоров не получилось. Казаки не могли простить Караче вероломного убийства Ивана Кольцо и других своих соратников. Они набросились на Карачу и Сеид-хана и связали их. Почти вся свита была перебита, но в этой схватке погиб и атаман М. Мещеряк. Сеид-хан был захвачен в плен, затем увезен в Москву, где был принят на царскую службу.

       Крупным по своим размерам и значимости было Пелымское княжество вогулов. Оно было расположено по рекам Пелым, Конды и нижнему течению Сосьвы. Его центром было слияние рек Польша с Тавдой. Здесь находилось поселение, которое стало местом пребывания пелымских князей. В русских летописях это княжество известно с XV в. Пелымское княжество не было единым государством. В него как самостоятельные части входили Конда и Табары.

       Конда по численности населения была самой крупной составной частью Пелымского княжества. Она находилась среди озер и болот и была труднодоступна для врагов. Сюда в минуту опасности уходили вогулы от вражеского нашествия. Конда имела своих князей, принадлежавших к пелымскому княжескому роду. Резиденция их находилась в укрепленном кондинском городке Картажа. В Конде, в ее лесных трущобах, находилось священное языческое место вогульского племени, где хранились их святыни. Сюда приходили поломники не только из ближайших окрестностей, но и издалека. Здесь же находилось их святилище, славившееся своим оракулом, в которое мог войти «только один некий жрец».

       Иное  положение, и хозяйственное, и общественное, было в Табарах, входивших в состав Пелымского княжества. В отличие от других его частей, здесь до прихода русских было примитивное земледелие. Табаринцы-хлебопашцы во времена Ермака сдавали ему ясак хлебом.

       Как и в других частях Пелымского княжества, в Табарах произошло расслоение общества. Из общей племенной массы выделилась знать. Но она имела своих самостоятельных князей, избираемых и не принадлежавших к пелымскому княжескому роду.

       И все же, состоявшее из отдельных частей Пелымское княжество, обладало не только экономической, но и военно-политической силой. В течение полутора столетий оно успешно противостояло русским отрядам. Местные князья признавали временами власть Московского государства, соглашались платить ясак, но всякий раз при возможности отказывались от вассальной зависимости. Более того, вогулы во главе с князьями не раз вторгались в пределы Пермского края и владения Строгановых. Для защиты от них здесь было построено несколько острогов, по и после этого Москве пришлось не один раз направлять вооруженные отряды против пелымского войска. Только после прихода в Западную Сибирь русского воинства удалось в 1593 году отряду князя Петра Ивановича Горчакова подчинить Пелымское княжество. Горчаков стал первым воеводой в Пелыме. На помощь ему и прикрытие города от набегов вогулов и местного князя Аблегирима, враждебно настроенного против русских, по распоряжению Москвы прибыли с отрядами воевода Никифор Траханиотов, письменные головы Богдан Воейков и Семен Ушаков. Они приняли меры по организации борьбы с местным князем. В ходе этой борьбы князь, видимо, погиб, а его сын Таутай с женой и детьми, княжеским внуком по имени Учет были вывезены в Москву. Учет принял христианство и был наречен Александром. Его потомки жили сначала в Пелыме, потом служили в Верхотурье, а впоследствии были пожалованы в дворянское сословие. После этого местное население прекратило противодействие русским и исправно платило ясак.

       В 1593 году, был построен город Березов на левом берегу реки Сосьвы, в 20 верстах от устья Оби. В этом регионе основную массу населения составляли вогулы и остяки. Они были обложены ясаком. Братьям кодского князя Алача, принявшего первым среди остяков православие, на основании особого царского пожалования, был разрешен сбор ясака с двух остяских волостей «не судить там людей по своему усмотрению, не платя в казну никаких даней и пошлин».

       Одновременно  с Пелымом и Березовым на северо-восточных окраинах тобольских владений в 1594 году был построен город Сургут, на месте бывшего острога, основанного Мансуровым. Непосредственное строительство города осуществлял воевода Владимир Опичков. Необходимость в построении этого города диктовалось тем, что, как говорилось в летописи, «тобольским казакам трудно было вверх идти по реке Оби для покорения прочих остяцких народов и сбору с них ясаку». Нужно было город «снабдить особливыми воеводами и собственными гарнизонами».

       Крупным по значению на севере Западной Сибири было Обдорское княжество, расположенное у впадения Оби в океан, распростиравшееся от Урала на западе и до Обской губы – на востоке. Столицей княжества вначале был поселок Носовой, на месте которого впоследствии был построен русскими Обдорский городок. Как и другие западно-сибирские городки, Обдорск известен в летописи с XV в. По численности населения он было немногочисленным. В начале XVII в. в нем проживало 123 ясачных человек.

       Первым  обдорским князем в годы завоевания русскими нижнего Нриобья был местный князец, принявший после крещения имя Василий. Однако он был вскоре казнен за попытку организации восстания. Для устрашения местного населения его тело висело в Березове в течение трех лет. Тем не менее, в дальнейшем московские власти признали владельческие права на княжение потомков Василия. Они получили царскую грамоту, подтверждавшую их княжеское достоинство.

       Большую территорию Западной Сибири занимало Кодское княжество. Оно распадалось на две части: собственно Коду и земли, присоединенные к ней по повелению московского царя и его правительства. В состав собственно Коды входили 13 городков и присоединенные Емдырская, Ваховская волости и две небольшие волости в Березовском и Тобольском уездах. В момент присоединения их к России численность населения Кодского княжества, не считая Ваха, составило 441 человек.

       По  своему общественному строю княжество было на стадии формирования раннефеодального государства. В нем уже четко определилась  социальная  дифференциация. Общество распадалось на две группы: кодских хантов, составлявших военную знать, и ясашное население присоединенных волостей. Из состава служилой знати выделился род Алачевых, присвоивший себе право сбора ясака с подвластного населения. Особую  группу  людей  составили  ханты, относившееся «худобе». Это была та социальная среда, на основе которой сложился слой холопов, не плативших княжеской семье ни рухляди (пушнины), ни поминки (подарки), лишь исполняли обязанности по хозяйству. И в Коде, и в подвластных волостях существовало патриархальное рабство, численность рабов достигала 80 человек.

       С присоединением Кодского княжества к России его князья становились вассалами московского царя  и владели своей вотчиной с ясашными людьми на основании царской грамоты Федора Ивановича. Они приносили ясак и поминки князьям Алячевым уже как их вассалы, но по указу и жалованной грамоте. Сами же они были освобождены от уплаты податей в государеву казну. Одновременно с разрешением кодским князьям   сбора   ясака   им   давалось право   ведения судопроизводства. Но взамен получения материальных благ и властных полномочий они обязаны были предоставлять московским властям военную силу по дальнейшему завоеванию и присоединению новых земель и оказывать поддержку в установлении господства над местным населением. Так, в частности, было при завершении завоевания Пелымского княжества, обдорских хантов и земель Среднего Приобья. Кроме военной службы кодские князья организовывали своих людей на строительство острогов и городов. С их помощью были основаны Березов, Сургут, Томск и ряд других поселений.

       К небольшим по размерам и численности населения относились  Казымское,   Сосвинское,   Белогорское, Бардаковское   княжества. Их территории совпадали с границами   волостей. Они, как и другие княжества Западной Сибири, были раннефеодальными государствами. Племенные вожди, опираясь на свое экономическое превосходство, захватившие охотничьи и рыболовные угодья, заставляли своих соплеменников работать на себя, собирали и устанавливали на них ясашные повинности. Этот процесс образования феодальной знати продолжался   и   после присоединения к Русскому государству.

       В середине 90-х гг. Москва проявила заботу о защите верхнего течения реки Иртыша, чтобы приблизить Управление татарами на юг Западной Сибири, находившегося далеко от Тобольска, и покорить барабинских татар, которые еще не были приведены «под высокую государеву руку». К тому же, в этих местах находился «в бегах» хан Кучум, делая постоянные набеги на русских и их поданных.  Нужно было устранить окончательную опасность, которую   он   представлял для населения южной Сибири. С этой целью в 1594 году в среднем течение Иртыша был основан город Тара. Для организации строительства и защиты было привлечено 145 стрельцов, 100 тобольских служилых людей, 554 казахских и 300 ясачных татар. Прибытие в Тару большого количества татар было рискованно в местах, где возможно было появление хана Кучума. Однако это было сделано в связи с изменением к лучшему отношения к 
русским местного, в том числе и татарского, населения. Оно само страдало от кучумовцев. Сюда был послан воеводой Андрей Елецкий. Вместе с ним прибыли его товарищи письменные головы Борис Доможиров и Григорий Елизаров. Они получили специальный Наказ царя Федора Ивановича. Царь предписывал своим посланцам, «чтоб Кучума извоевати и поиск над ним учинити, а себя от нево уберечи», и «волости, которые государю непослушны, повоевати, сколько Бог помочи подаст». В это время Кучум метался по Барабинским степям. В августе 1598 года помощник Тарского воеводы Андрей Воейков и казачий атаман Черкас Александров с отрядом в 400 человек напали на ставку Кучума. В бою погибли почти все его сыновья, сдались в плен мурзы. Сам же Кучум бежал и, по слухам, был убит в стычке с калмыками.

       С гибелью Кучума и его войск ускорился   процесс присоединения татарского населения Среднего Приобья, Здесь проживали яуштинские татары. Их князь Тоян добровольно принял русское подданство и предложил построить на  их территории русский город, который служил бы для защиты и дальнейшего расширения московских владений. Таким городом стал Томск, основанный в 1604 году Г.И. Писемским, сыном боярским В.Ф. Тырковым и кодским князем О. Юрьевым. За добровольное подчинение яуштинцы были освобождены от уплаты ясака и находились на положении служилых юртовских татар. 
 
 

       Заключение

       Присоединение Западной Сибири к России имело большое 
значение в жизни ее коренных народов. Прежде всего, на ее 
территории установилось новое государственное устройство. До 
прихода русских здесь существовали отдельные княжества, во 
главе которых стояли местные правители. Между княжествами 
происходили постоянные войны и этнические столкновения по 
вопросам «жизненного пространства». С приходом русских в 
Западной Сибири были ликвидированы княжества и на их землях 
были образованы, по образцу России, волости. Они стали здесь 
новыми административно-территориальными единицами, 
находившимися  под  управлением   царских   чиновников. 
Изменилось и социально-экономическое положение местного 
населения.   Раньше  оно   вносило   ясак  своей   знати. 
С присоединением западносибирских земель российским 
правительством была установлена государственная монополия на 
большую   часть    промысловой    пушнины.    Всеобщее 
«объясачивание» коренного населения привело к ликвидации его 
прежней иерархии, и немногочисленная родоплеменная знать 
либо погибла в межобщинных и межэтнических войнах и 
усобицах, либо вошла в состав служилого сословия России. Значительная часть прежней знати, потеряв власть, беднела и 
пополняла массу ясачного населения. С изменением социальной 
структуры в Западной Сибири прекратились межэтнические 
столкновения, утратили свои военно-оборонительные функции 
городки, отпала необходимость возведения крепостей.

       В ходе установления господства над местным  населением 
московские власти меняли формы управления сибирскими 
княжествами. В начале покорения, как правило, они оставляли во 
главе княжеств и волостей представителей старой племенной 
знати, давали им право на сбор ясака и другие властные 
полномочия. Такую же политику по отношению к сибирским 
княжествам московское правительство проводило в период 
перерождения родоплеменной знати в феодальную. В первой 
половине XVII в., когда еще Москва нуждалась в военной службе 
местных князьков, она в ряде случаев не только предоставляла им 
большую   самостоятельность,   но   даже   способствовала 
формированию феодальной знати.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе «Сибирское взятие». Начало присоединения Сибири к Русскому государству