Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Средних Веков".
Франкское завоевание Галлии. Эпоха Меровингов.
Племенной союз франков возник из объединения сигамбров, бруктеров, некоторых других нижнерейнских племен. Начиная с IV в. они выступают как федераты Римской империи и получают земли для поселения на крайнем севере Галлии. К концу существования империи франки контролировали территорию вплоть до Соммы.
В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486—511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства — с конца V до конца VII в., обычно называемый меровингским периодом.
Меровинги — династия франкских королей, первая в истории государства франков. Правила с конца V до середины VIII века. После первого исторического вождя, Хлодиона, предание называет королем салических франков Меровея (середина V в.), от которого будто бы получила свое название династия Меровингов. Первым исторически достоверным представителем династии является Хильдерик I. Известен своей победой над алеманнами. Его сын Хлодвиг (466—511), ставший королем в 481 г., был истинным основателем франкского королевства; он объединил под своею властью франков, а также захватил всю Галлию Успехам Хлодвига в войне с вестготами способствовало принятие христианства. Ко времени сыновей Хлодвига относится присоединение области будущего Прованса.
При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках — Бургундия (534); остготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, аламаны и бавары; саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобард-ское) оно включило в свой состав. История Франкского государства позволяет проследить развитие феодальных отношений от самой ранней стадии до преобладания на этой территории феодального уклада; от зарождения раннефеодального государства до его расцвета в виде первой на Западе Европы средневековой империи — Каролингской. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений. Соотношение тех и других было неодинаково на севере и на юге королевства. К северу от Луары романизация галльского населения в I —начале V в. была заметно слабее, чем на юге страны.
На первом этапе существования Франкского государства (конец V — конец VII в.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.
В конце VII в-фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (maiordomus — старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников небрежительное прозвище «ленивых королей».
После продолжительной
борьбы в среде франкской
Хозяйство и общественный строй франков по данным «Салической правды».
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге.
Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком в очерке «Германия»). Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за молочного поросенка отдельно и пр. Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц. имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада, за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты. «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы. Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина. Родовую общину сменила община соседская. Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам, для королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоящих на службе у короля, — 600 (о родовой знати «правда» не упоминает). Жизнь полусвободных — литов — защищалась сравнительно низким вергельдом — в 100 солидов. У франков имелись и рабы, совершенно не защищаемые вергельдом: убийца лишь возмещал ущерб, причиненный господину раба. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.
В конце VI в. под
воздействием имущественного расслоения
и ослабления родовых связей наследственный
надел свободных франков
Складывание основ феодальных отношений в Каролингском государстве
Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей, которая позднее по имени самого крупного из своих представителей — Карла Великого — получила название династии Каролингов.
Представители дома Каролингов (Пипинидов) правили Франкским государством с конца VII в. сначала в качестве майордомов при «ленивых королях», затем с 751 г. — в качестве королей. Этот период в истории Франкского королевства, до его распада в середине IX в., обычно называют каролингским. В правление Каролингов во франкском обществе сложились основы феодального строя. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет социального расслоения внутри общины там, где она сохранилась, разорения массы свободных крестьян, которые, теряя свои аллоды, постепенно превращались в поземельно, а затем и лично зависимых людей. В это время размывается слой свободного крестьянства основы франкского войска вплоть до Карла Великого. Однако аграрная колонизация покоренных областей, существенно компенсировала сокращение. Королевская власть также, как могла, препятствовала этому процессу, справедливо считая свободное крестьянство источником пополнения и войска, и казны. Тем не менее Свободные крестьяне попадают в различные формы зависимости, сближаясь по статусу с группами зависимого населения. Различия между свободными и сервами постепенно стираются. Сдвиги в социальной структуре франкского общества определили политику преемника Пипина Геристальского — майордома Карла Мартелла. Карл Мартелл («Молот», 715—741 гг.) начал свое правление с усмирения внутренних смут в королевстве. В 732 г., в решающем сражении при Пуатье, Карл Мартелл нанес поражение арабам.
Развитие феодальных отношений, происходившее во Франкском государстве, требовало изменения форм земельной собственности. Деление общества на два антагонистических класса нуждалось в юридическом закреплении сословной неполноправности утративших свободу крестьянских масс. Таковы были социальные предпосылки так называемой бенефициальной реформы Карла Мартелла. Сущность ее состояла в том, что вместо преобладавших при Меровингах дарений земли в полную, безусловную собственность (аллод) после этой реформы получила широкое распространение и законченную форму система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде бенефиция (beneficium—дословно «благодеяние»). Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего конной военной службы. С течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX—X веков приобрел черты феода (лена), т.е. наследственного условного держания, связанного с обязанностью несения военной службы.
Карл Мартелл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию церковных земель, за счет которых наделил большое количество бенефициариев. Карл Мартелл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и расширению владений церкви на покоренных им территориях.
Становление феодального
поместья было долгим и сложным процессом,
который в каролингскую эпоху еще далек
от завершения. Некоторые поместья
возникали в результате социального расслоения
в свободной деревне и вступления части
общинников в зависимость от какого-то
более богатого и удачливого соседа. Кроме
того, имела место самоотдача мелких собственников
под покровительство и власть крупных,
в первую очередь церковных. Юридическими
инструментами служили коммендация и
прекарий. Коммендация влекла за собой
потерю человеком важных признаков свободы.
Прекарий был связан с изменением имущественных
прав человека и не предполагал автоматической
утраты личной свободы. Прекаристами становились
как разоряющиеся, так и достаточно состоятельные
люди, по тем или иным причинам решившие
поменять статус собственника на статус
держателя. Итогом стало уменьшение доли
людей, обладавших землей на праве собственности.
Политическая история Каролингской державы. «Каролингское возрождение».
Для наступления нового культурного подъема необходимо было воссоединить скудные остатки античной и христианской культуры в общем центре. Этим центром стала франкская держава Каролингов, прежде всего — двор Карла Великого. Предпосылкой культурного воссоединения Европы было политическое воссоединение Европы франкскими королями. Дед Карла Великого Карл Мартел широко прово¬дил секуляризации церковных владений отразил в семидневной битве 732 г. при Пуатье нашествие арабов. Отец Карла Великого Пипин Короткий поддерживая деятельность Бонифация, готовился к наступлению на восток и обеспечивал себе союз с папским престолом. Наконец, сам Карл Великий (768-814 гг.) предпринял наступление по всем границам, присоединил к франкскому королевству Италию и Баварию, покорил Саксонию, разбил аваров, отодвинул испанскую границу до Эбро, увеличив территорию франкской державы почти вдвое и объединив в ней, по существу, всю христианскую Европу, кроме лишь Англии и Астурии. Это воссоединение западного христианства было торжественно санкционировано папским престолом, когда на рождество 800 г., накануне нового века, папа Лев III в Риме возложил на Карла Великого императорскую корону. Карл Великий унаследовал от Карла Мартела отлично действующую систему военной организации, а от Пипина Короткого — систему духовной организации франкского общества. Ему оставалось только совершенствовать эту государственную машину.
На несколько десятилетий империя франков стала сильнейшим государством в Западной Европе. Постоянной резиденцией императора в конце его жизни стал город Аахен. Новые рубежи империи были укреплены пограничными областями — «марками». При Карле Великом Франкское раннефеодальное государство достигло своего расцвета. В VIII—IX вв. оно все более отчетливо выступало как орудие политической власти быстро складывавшегося класса феодалов. Для того чтобы держать в повиновении крестьянство, теряющее земли и свободу, для завоевания и освоения новых территорий феодалам необходима была относительно сильная центральная власть. Этим объясняется временное усиление королевской власти при первых Каролингах, особенно заметное в правление Карла Великого. Король издавал указы — капитулярии — по самым различным вопросам государственного управления, действовавшие по всей обширной империи.
«КАРОЛИНГСКОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ», — известный культурный
подъем во Франкском государстве
в 8 - 1-й половине 9 вв., выразившийся
в организации новых школ, привлечении
к королевскому двору ряда образованных
деятелей, Термин «Каролингское Возрождение»
введен западной историографией в 19 в.
Культурные преобразования были тесно
связаны с большими военно-политическими,
административными и организационными
задачами, которые стояли перед Каролингами,
стремившимися к укреплению своей власти
на всей территории империи. Центром
«Каролингского Возрождения» был своеобразный
кружок при дворе Карла Великого, которой
руководил Алкуин. Ангильберт (ум.814) принадлежал
к высшей франкской знати и известен рядом
панегирических стихотворений, в которых
он воспевает победу над аварами и прославляет
Карла Великого, его сына Пипина (друга
самого поэта) и др. Более значительно
поэтическое творчество Теодульфа (ум.821),
испанского гота по происхождению, который
пользовался покровительством Карла и
стал епископом орлеанским. Хотя Теодульф
был при дворе «своим» человеком, но не
ясно, участвовал ли он в работе дворцовой
школы. Через несколько лет после кончины
Карла Теодульф был обвинен в причастности
к мятежу и окончил свои дни в ссылке в
Анжере. Плодовитый поэт, он при жизни
пользовался громкой известностью, мало
уступавшей славе античных классиков.
Павел Диакон (ок.725-799) принадлежал к знатному
лангобардскому роду и был придворным
писателем короля Дезидерия и учителем
его дочери. Написал «Историю Лангобабдов».
Особое место среди писателей Каролингского
возрождения занимает Эйнгард (ок.770-840).
Получив первоначальное образование в
Фульдском монастыре и проявив прекрасные
способности, он был послан в Ахен для
продолжения обучения в придворной школе.
Через некоторое время Эйнгард стал любимцем
Карла Великого, доверявшего ему ответственные
поручения. Главное сочинение – «Жизнь
Карла Великого» - он написал через несколько
лет после кончины своего героя. В период
«Каролингского Возрождения» вырос интерес
к светским знаниям, «семи свободным искусствам»,
Значительного развития в период "Каролингского
Возрождения" достигла историография.
Со 2-й трети 9 в. развивается местное летописание,
особое значение получили «Фульдские
анналы» (680—901), Большую ценность представляет
также переписка деятелей этой эпохи,
Возрождение ознаменовалось появлением
серии биографий королей. Пполучила развитие
литература, формировались народные языки
Большое развитие искусство миниатюры,
монументальная живопись.