Шпаргалка по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 04:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Отечественная история".

Работа содержит 1 файл

Ответы на экзаменационные вопросы.doc

— 511.00 Кб (Скачать)

Вопрос 18. Просвещенный  абсолютизм Екатерины II:  личность монарха и жизнь российского общества.

Абсолютизм - это форма правления, при которой  верховная власть в государстве  полностью и безраздельно принадлежит  монарху. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила. У историков бытуют разные мнения по поводу просвещенного абсолютизма Одни говорят, что это политика, преследовавшая цель сохранения старых порядков. Другие, что он способствовал буржуазному развитию. Третьи, что это один из этапов эволюции абсолютной монархии. 1В в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции. По их мнению обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга. Сочинение “духе законов” Монтескье было настольной книгой Екатерины 2-ой (Великая 1762-1796 гг царств.). Его идеалом была конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина 2-ая пыталась реализовать эти положения, она должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и называлась “просвещенным абсолютизмом”. Екатерина 2-ая не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. С 1763 Екатерина 2 начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Екатерина 2 придавала огромную роль законодательству, за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Одной из ее первых реформ было разделение Сената на б департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Эта реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. Самым крупным мероприятием Екатерины 2 был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения (нового свода законов Российской империи). В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. она приготовила “Наказ” -теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Почти Уд текста “Наказа” составляли цитаты из сочинений просветителей, таким образом он представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Верховная власть, по мнению Екатерины 2, может быть только самодержавной. Целью самодержавия она объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: “Блаженство каждого и всех”. Равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных - свои. Работа Комиссии продолжалась более года, потом она была распущена. Политика просвещенного абсолютизма в России была направлена на использование положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Она не могла существовать долго. После Великой французской революции настал конец периода просвещенного абсолютизма.

Вопрос 21. Внутренняя и внешняя политика при   Николае I.

Внутренняя  политика: 14 дек. 1825г. вступает на престол  Николай I, младший брат Александра.. его деятельность начинается с процесса над декабристами. Шли длительные судебные дела, в результате приговорены  к смертной казни 5 участников, 127 человек  высланы в отдаленные регионы либо сосланы на каторги. Царствование Николая - прямое продолжение последнего десятилетия царствования Ал-ра I. Николай поставил себе цель: ничего не менять, поддерживать существующий порядок, без участия общества с помощью практического законодательства. Консервативный и бюрократический образ действий. Бюрократия: Николай усложнил механизм централизованного управления - создание огромного числа новых департаментов, канцелярий и т. д. Рост бюрократического аппарата ( с 15тыс. до 85 к концу царствования). Создание собственной канцелярии Его Величества. Для руководства и рассмотрения важнейших гос. вопросов. I отд. - отчеты министров, контроль за исполнением приказов; II отд. - Кодификация законов под руководством М. Сперанского; III отд. - система полицейского сыска (Бенкендорф), цензурный орган; IV отд. - управление благотворительными и воспитательными заведениями ( императрица Мария); V отд. - для управления государственными крестьянами; VI отд. - для стабилизации обстановки на Кавказе. Кодификация законов - создать свод действующих законов, занималось 2ое отд. канцелярии во главе со Сперанским. 1830г. выходит “полное собрание законов Российской империи” из всех уставов, законов, указов, начиная с Уложения 1649г (в 45 томах). За эту работу Сперанский удостоился ордена Андрея Первозванного. Полное собрание положил в основу “Свода законов”, которое вышло в 15 томах в 1833г. Крестьянский вопрос: Николай подписывает манифест (чтобы прекратить слухи, появившиеся после восстания 1825г.), из которого ясно, что не будет никаких изменений в устройстве крепостных крестьян. Однако эта мысль очень заботила царя. Создано около 10 тайных комитетов для рассмотрения вопроса об освобождении крестьян. результат деятельности - создание особого управления для гос. крестьян - министерство государственных имуществ во главе с Киселевым ( лучший администратор того времени). В короткое время Киселев создал отличное управление гос. крестьянами и поднял их благосостояние. Они перестали быть обузой для государства. Киселев создал устройство сельских и городских обществ, которое ляжет в основу положения от 19фев. Для вышедших на волю крестьян. При поддержке Киселева вышел ряд законов об устройстве крепостных крестьян:

1827г. - закон,  ограничивающий дворянские права  “душевладения”, суть такова: если имение было должником государства (таковых тогда было 2/3 всех имений); 1841г. - при поддержке Киселева закон, запрещающий продавать крестьян в розницу; 1843г. - запрет на куплю-продажу крестьян без земли; 1847г. - дал право крестьянам имений-должников выкупаться на волю с землей.. 1848г. - закон дал право крестьянам приобретать недвижимость. Итоги: законы не получили практического развития, кроме некоторых исключений. Благодаря бюрократическому аппарату законы просто исчезли из следующих изданий “Свода законов”.

Денежная  реформа. 1839 - 43гг. Канкрин проводит реформу. Главная идея - ограничить гос. расходы; уменьшить кредиты  и заемы; протекционизм. Ввел серебренный  рубль (1 новый равнялся 17 старым ).

Официальная идеология, просвещение. Важное направление николаевского правления - контроль над умами подданных. Этой задачей занялся министр просвещения С. С. Уваров. Основоположник и автор новой государственной идеологии . - “Теория официальной народности”. Православие, самодержавие, народность - три черты - главные ориентиры духовного развития России и отличия развития России от Западного мира. 1828г. - реформа низших и средних учебных заведений - разделение учебных заведений по сословному признаку: начальные и приходские училища - для крестьян;

уездные училища - для городских жителей; гимназии - для дворян. 1835г. новый  университетский устав - ограничение  автономии университетов. 1826, 1828г. - цензурный устав - строгий контроль за литературой. Внешняя политика. Главное  военное событие эпохи правления Николая - это Крымская война. С Турцией. Годы войны: 1853-56. Великий позор для России . Показала неорганизованность, разоренную, голодную страну. Война показала реальную ситуацию, в которой находилась Россия: отсталость России в экономическом отношении; пережитки политического устройства страны - крепостное право, тормозящее развитие хозяйства России; отсталость от Запада в вооружении и военной технике и т. д. Поражение в Крымской войне сильно повлияло на Николая. Он не смог пережить такого удара: война показала всю несостоятельность своей политики. В путешествии по России он умирает.

Вопрос 22. Отмена крепостного права в России.

Содержание  крестьянской реформы излагалось в  документе под названием: “Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.

Пока сделка не осуществилась – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. –  закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).

*За пользование  землёй крестьяне выполняли –  барщину и оброк. Размер оброка  зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

*Повинности  временно обязанных почти ни  чем не отличались от крепостных  крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. 544 млн. руб. стоила земля, а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. – разница как компенсация помещикам). *Государство выступало в роли посредника: 20% - крестьяне должны были заплатить помещику сразу, 80% – государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 “положение”) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наёмной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри – феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы “самоуправления”, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость , где волостной сход – высший орган.]

Вопрос 23. Буржуазные реформы 60-70 –х  гг. XIX в. Их значение в модернизации Российского общества

Вопрос об отмене крепостного права ставился в  российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Почему? Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853—1856) показало уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества. 
В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 г. — Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. В конечном счете был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли все-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом «Положения» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности. 
Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки»). За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось поэтому своеобразным посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами. 
Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II— почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику. 
Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60—70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы. 
Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли. 
Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого. 
Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25—30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны. 
Как и крестьянская реформа 1861 г., реформы 60—70-х гг. имели первостепенное историческое значение. Они охватили практически все сферы общества (кроме названных, были проведены школьная, университетская, финансовая и другие реформы), вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении (например, в 70-е гг. из ведения присяжных были изъяты политические дела, а права адвокатов урезаны, полномочия земств сокращены). Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60— 70-х гг. XIX в. в целом остались незавершенными.
 

Вопрос 24. Народничество (три течения в народничестве,  организации народников в 70-х гг. XIX в.).

После поражения  декабристов центрами развития общественной мысли стали различные салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы: “Отечественные записки”, “Современник” и др. Три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное. Консерватизм. В России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. Суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами мое. университета М.П. Погодиным и С.П. Щевыревым. Либерализм. На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения -славянофильство и западничество. Оба течения желали видеть Россию процветающей. За изменение социально-полит. строя, за конст. монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова. Идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: Аксаковы, Киреевские. Хомяков, Самарин и др. Они преувеличивали национальную самобытность России. Настаивали на возвращении тех порядков, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу. Западники за развитие России в русле европейской цивилизации. Объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России. Отрицали особую роль крестьянской общины. Выступали ча широкое просвещение народа. Радикалы. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов организованной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и провинции, где не так сильно был развит полицейский надзор. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Они распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительство. Тайные организации 30-х годов 19 века имели в основном просветительский характер. Вокруг Станкевича , Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых и изучали отечественные и иностранные полит, произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Во в горой половине 30-х годов спад общест. движения из-за разгрома кружков полицией. В 40-ые годы наметился подъем в связи с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, Буташевича-Петрашевского и др. Кружок Петрашевского. В него входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты ( Достоевский, Салтыков-Щедрин). Петрашевцы осуждали самодер-вие и крепостное право. В республике они видели идеал полит, устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Радикальная часть их пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне. Кружок был раскрыт в 1849 правительством.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественной истории"