Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:58, шпаргалка
1. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.
2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ в., Основные политические центры и пути их развития.
5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв.
7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
8. Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.гг. XVI в. Опричнина.
9. "Смутное время "/начало ХVIIв./: причины, ход, результаты.
10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVIIв. Соборное уложение 1649г.
11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси 1Х-ХУП вв.
12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.
Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.
До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.
Большую роль в
жизни древнерусской деревни
играла община. К моменту образования
гос-ва у вост. славян родовая община
сменилась территориальной
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.
Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.
Норманская
теория. По этой теории накануне
образования Киевской Руси северные племена
славян и их соседи платили дань варягам,
а южные племена (поляне и их соседи) находились
в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши
варягов за море”, что привело к междоусобице.
В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы
послали за варяжскими князьями и предложили
им княжить над ними. Власть над Новгородом
и окрестными славянскими землями перешла
в руки варяжских князей, старший из кот.
Рюрик положил начало княжеской династии
(2 других брата Ррика – Трувор и Синеус).
После смерти Рюрика др. варяжский князь
Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород
и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь
(называемое историками также Киевская
Русь).
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.
Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.
Особенности
социально-полит. строя.
Все общ-во делилось по отн-ю к князю на
3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на
свободных – не служили лично, а платили
дань миром – общиной; 3) служили частным
лицам. Сословия еще не сложились. В основном
были свободные, полусвободные и рабы
(холопы). Рабство не получило распространения.
Осн. масса сельского населения, завис.
от князя, называлась “смердами”. Были
купцы и ремесленники. Среди дружинников
выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие
землю, кот. могли передавать по наследству.
Позже появляются и дворяне – получают
землю только на срок своей службы.
Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”
Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.
Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.
“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.
Принятие христианства
имело большое международное значение,
заключавшееся в том, что Русь, отвергнув
“примитивное” язычество, станов. теперь
равной др. христ. странам, связи с кот.
значительно расширились. Наконец, оно
сыграло большую роль в разв. русской к-ры,
испытавшей на себе влияние византийской.
Правосл. церковь строила храмы и монастыри,
учила людей грамоте и живописи.
В условиях господства
натурального хозяйства у каждого княжества
была возможность отделиться от центра
и существовать в качестве самостоятельной
земли или княжества. К середине 12в. на
основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных
княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств.
Феодальная раздробленность стала новой
формой организации русской государственности
в условиях развития феодального способа
производства, которая стала закономерным
этапом развития Древней Руси. Титулов
великого князя в 12в. назвали не только
Киевских, но и других князей. Процесс
дробления привел к тому, что княжества
делились на более мелкие уделы. В результате
этого процесса самостоятельными княжествами
стали: Киевская, Черниговская, Муромская
и т.д. В каждой из земель правила своя
династия – одна из ветвей Рюриковичей.
Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское,
Владимиро-Суздальское и Новгородская
боярская республика. Владимиро-Суздальское
княжество сложилось в начале 12в., как
крупное феодально-боярское земледелие.
На его территории было много городов:
Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль –
территория была защищена от врагов лесами,
реками. Выгодные торговые пути способствовали
отделению от Киевской державы. Это княжество
укрепилось при князе Юрии Долгоруком,
Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое
гнездо. На юго-западе Руси важную роль
играло Галицко-волынское княжество. Здесь
были плодородные земли, богатые города,
значительные запасы каменной соли. Князья
Ярослав I и Роман Мстиславович успешно
вели борьбу с польскими феодалами и половцами.
Крупнейшим политическим центром была
Новгородская боярская республика. Высшим
органом республики было вече, где избирали
посадника и епископа. Основу экономики
власти составляло сельское хозяйство.
Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными
имели различные формы управления, а экономическую
основу составляло сельское хозяйство.
Влияние монгольского фактора на русские земли.
Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало очень крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина.