Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:20, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по отечественной истории
35. Хрущевское десятилетие: реформирование экономики, попытки либерализации внутренней и внешней политики.
В 1957-1958 годах
Н. С. Хрущёвым было проведено три
реформы. Они касались промышленности,
сельского хозяйства и системы образования.Было
решено, что промышленные предприятия
должны управляться не министерствами,
а местными органами - совнархозами. Н.
С. Хрущёв надеялся таким образом рационально
использовать сырьевые ресурсы, устранить
изолированность и ведомственные барьеры.
Такому решению было много противников.
В действительности совнархозы стали
просто многоотраслевыми министерствами
и со своими задачами не справились. Реформа
свелась к бюрократической реорганизации.
Гораздо значительнее на структуру производства
повлияли преобразования в сельском хозяйстве.
Н. С. Хрущёв вопреки сопротивлению изменил
критерии планирования в сельском хозяйстве.
Теперь колхоз получал только обязательные
задания по заготовкам вместо жёсткой
регламентации деятельности. Он впервые
мог решать сам, как использовать собственные
ресурсы и организовать производство.
произошло сокращение числа колхозов
и рост число совхозов. Самые бедные колхозы
были объединены и для их оздоровления
преобразованы в совхозы. Характерной
чертой было укрупнение хозяйств за счет
неперспективных деревень. В хрущёвском
десятилетии часто выделяют два периода,
различных по экономическим результатам.
Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй
(с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году)
- когда положительных результатов было
меньше. Первый период относился к времени,
когда Никита Сергеевич боролся за главенство
во враждебном ему коллегиальном руководстве,
и второй - когда он господствовал. семилетний
план вывел советскую экономику из застоя.
Сократился экономический разрыв между
СССР и США. Однако не все отрасли развивались
равномерно. Медленно росло производство
потребительских товаров, которых хронически
не хватало. Нехватка усугублялась незнанием
спроса на рынке товаров, который никто
не изучал. Важнейшим направлением внешней
политики СССР в первые послевоенные годы
являлось формирование прочной системы
безопасности страны как в Европе, так
и на ее дальневосточных рубежах. Внутренняя
эволюция СССР после смерти Сталина повлекла
новую ориентацию страны и в сфере внешней
политики. Журналистские сообщения изменились:
они заметно смягчились. Для людей это
было удивительно: ведь раньше людям твердили
только о негативных чертах Запада. Пресса
начала писать не только о том, что плохого
произошло в других странах, но и о том
полезном, что можно там найти. Обновляя
контакты с зарубежными странами, Советское
правительство старалось расширять торговые
отношения. Это было выгодно не только
СССР, но и западным странам, которые получили
возможность выхода на новый, обширный
рынок своей продукции, чего они были лишены
после второй мировой войны. Новые отношения
с внешним миром не могли ограничиваться
только экономикой. Правительство СССР
установило прямые контакты и начало обмен
делегациями с парламентами других стран.
Событием, изменившим расстановку сил
в послевоенном мире, стал запуск 4 октября
1957 года первого искусственного спутника
Земли. С этой даты начался отсчет «космической
эры». Превосходство советской науки было
усилено первыми временными неудачами
аналогичных экспериментов в США. Кульминацией
стал день 12 апреля 1961 года: впервые человек,
советский космонавт Юрий Гагарин, совершил
орбитальный полет вокруг Земли. Успехи
СССР в освоении космического пространства
явились результатом деятельности блестящей
группы ученых, возглавляемых академиком
Королевым. Идея обогнать американцев
в запуске спутника исходила как раз от
него. Хрущев был горячим сторонником
Королева. Успех этих начинаний имел огромный
политический и пропагандистский резонанс
в мире. Дело в том, что СССР был окружен
кольцом американских военных баз, на
которых находилось ядерное оружие, т.е.
Советский Союз находился фактически
под прицелом США. Для СССР же США оставались
практически неуязвимыми, так как у него
не было таких баз. Теперь же положение
в корне изменилось: Советский Союз отныне
владел не просто ядерным оружием, но и
межконтинентальными ракетами, способными
доставить его в заданную точку мира. С
этого времени США утратили неуязвимость
из-за океана. Теперь и они оказались под
той же угрозой, что и СССР. Если до этого
момента в мире существовала одна сверхдержава,
то теперь появилась вторая, более слабая,
но имеющая достаточный вес для определения
всей мировой политики. На американцев,
недооценивавших возможности своего противника,
это произвело шоковое впечатление. США
и всему миру отныне пришлось учитывать
мнение Москвы в решении международных
вопросов. Положительным сдвигом в международной
обстановке стало совместное обсуждение
главами ведущих государств, впервые после
окончания второй мировой войны, современных
проблем. А первой такой встречей было
совещание в Женеве 18-23 июля 1955 г. глав правительств
СССР, Англии, Франции и США. Хотя к каким-либо
договоренностям прийти не удалось, но
даже просто сам факт созыва этого совещания
имел положительное значение. В ядерной
гонке Советский Союз к удивлению США
достиг значительных успехов.
36. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие СССР в 1965-1984 гг.
Содержание реформы
было изложено на мартовском (по сельскому
хозяйству) и сентябрьском (по промышленности)
пленумах ЦК КПСС в 1965 г. Она состояла из
трех компонентов: 1) усиление материальной
заинтересованности; 2) расширение хозяйственной
самостоятельности и изменение порядка
планирования; 3) ускорение темпов технического
прогресса. В промышленности предполагалось,
в частности, сокращение числа директивных
плановых показателей, обязательных для
выполнения предприятиями. Теперь вместо
30 их оставалось пять: объем реализованной
продукции, основная номенклатура, фонд
заработной платы, прибыль и рентабельность,
отчисления в бюджет. Основным из них стал
объем реализованной продукции, а не ее
валовой объем, как прежде. Для повышения
материальной заинтересованности предпрития
переводились на хозрасчет и большую часть
прибыли могли оставлять себе для развития
производства, совершенствования техники,
материального поощрения (премии, «13-я
зарплата» по итогам года), улучшения условий
быта и отдыха рабочих и служащих. Стимулировались
внедрение новой техники и совершенствование
производства. Предполагалась перестройка
системы ценообразования. Вместо искусственно
низких оптовых цен вводились цены, соответствующие
требованиям хозрасчета. Упразднялись
Советы народного хозяйства и восстанавливался
отраслевой принцип управления промышленностью.
В целях повышения эффективности работы
происходило слияние мелких и средних
предприятий с крупными. Создавались производственные
объединения (ПО), а с 1970-х гг. - научно-производственные
объединения (НПО). Зачастую они включали
в себя полный цикл производства от добычи
сырья до выпуска готовой продукции. Подразделения
многих производственных объединений
размещались в разных экономических районах
и союзных республиках. Это приводило
к углублению процесса хозяйственной
интеграции союзных республик.Серьезные
изменения предусматривались и в сельском
хозяйстве. Снижался план обязательных
закупок зерна, объявленный неизменным
на 10 лет. В очередной раз повысились закупочные
цены на сельхозпродукцию. Их уровень
был привязан к климатическим условиям
регионов. Сверхплановые закупки должны
были производиться по повышенным ценам.
Были списаны прежние долги государству
колхозов и совхозов. Как и промышленные
предприятия, они получили право оставлять
у себя часть прибыли и распоряжаться
ею по своему усмотрению. С 1966 г. вводилась
гарантированная оплата труда колхозников
на уровне рабочих совхозов. Снимались
ограничения с личных подсобных хозяйств,
введенных при Н.С. Хрущеве. В духе реформы
в ноябре 1969 г. был принят Примерный Устав
колхозов. Он закрепил хозяйственную самостоятельность
колхозов, сохранил за колхозниками право
на подсобное хозяйство, приусадебный
участок и личный скот и птицу. Восьмая
пятилетка (1966-1970 гг.) стала временем наиболее
стабильного развития послевоенной экономики.
Валовой общественный продукт вырос на
13%. Среднегодовой рост производительности
труда составил 7,4% (в предшествующей пятилетке
- 5,8%). В строй вступили около 1900 промышленных
предприятий. В их числе была первая очередь
Волжского автомобильного завода в Тольятти,
Западно-Сибирский металлургический комбинат
и др. В 1966 г. практически страна смогла
обойтись без закупок хлеба за границей.
Меньше, чем прежде, потребовалось закупить
хлеба и в 1967 г. В итоге социально-экономического
развития к середине 80-х гг. экономика
страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением
темпов роста. Возможности экстенсивной
формы расширенного воспроизводства уменьшались
в результате сокращения прироста важнейших
производственных ресурсов - трудовых,
сырьевых, энергетических. Структура экспорта
СССР была на уровне слаборазвитых стран.
От пятилетки к пятилетке происходило
падение основных экономических показателей.
Общество «развитого социализма» все
более заходило в тупик, в нем зрело недовольство.
Противоборство мнений по вопросу о выборе
путей дальнейшего развития общества
завершилось поворотом от реформаторства
периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному
курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической
основой деятельности нового руководства
была разработанная в конце 60-х годов концепция
«развитого социализма». В официальных
документах «развитой социализм» трактовался
как обязательный этап на пути продвижения
советского общества 466 к коммунизму, в
ходе которого предстояло добиться органического
соединения всех сфер общественной жизни.
В октябре 1977 г . внеочередная сессия Верховного
Совета СССР приняла новую Конституцию.
Предварительно проект Основного Закона
был опубликован в центральной и местной
печати. На предприятиях, в колхозах, в
учебных заведениях прошло обсуждение
конституционного документа. Широкое,
свободное рассмотрение проекта Основного
Закона расценивалось как доказательство
преимуществ советской демократии перед
буржуазной. Ядром политической системы
общества «развитого социализма» называлась
Коммунистическая партия.
37. СССР на международной арене во второй половине 60-х — начале 80-х гг.
На международной
арене со второй половины 60-х гг.
наметился поворот от конфронтации
к разрядке международной напряжённости.
В 1968 был подписан многосторонний договор
о нераспространении ядерного оружия.
В 1970 заключён договор между СССР и ФРГ,
подтвердивший нерушимость государственных
границ в Европе; Советский Союз заявил
о том, что не будет препятствовать мирному
объединению двух германских государств
в будущем. В 1975 завершилось Совещание
по безопасности и сотрудничеству в Европе,
заключительный документ которого констатировал
основные принципы отношений между европейскими
странами, США и Канадой: суверенное равенство
государств, неприменение силы или угрозы
силой, нерушимость границ и территориальная
целостность государств, уважение прав
человека и др. Регулярными стали встречи
на высшем уровне двух “сверхдержав”
- СССР и США. В начале 1970-х гг. США признали
наличие военно-стратегического паритета
с Советским Союзом. Был подписан ряд советско-американских
договоров в области ограничения вооружений
(по вопросу о стратегических вооружениях,
по противоракетной обороне, об ограничении
подземных ядерных испытаний и др.).В отношениях
с социалистическими странами СССР продолжал
политику “старшего партнёра”, стремящегося
к укреплению сотрудничества на его собственных
принципах. Тем не менее, “социалистическое
содружество”, в которое входили страны
- члены Организации Варшавского договора
и СЭВ, представляло собой мощную политическую
и военную силу, являясь одной из несущих
конструкций “двухполюсного” миропорядка.
Отношения внутри “содружества” обострились
после вооружённого вмешательства СССР
и других стран - участников Варшавского
договора во внутренние дела Чехословакии
(август 1968), политическое руководство
которой провозгласило курс на создание
новой концепции социализма - “социализма
с человеческим лицом”. Сложный период
переживали советско-китайские отношения.
В конце 60-х гг. произошёл ряд вооружённых
конфликтов на советско китайской границе,
переговоры по пограничным и иным вопросам
зашли в тупик, выход из которого наметился
только во второй половине 80-х гг. В конце
1979 - начале 1980 советское руководство приняло
решение о вводе войск в Афганистан для
помощи пришедшему там к власти прокоммунистическому
режиму. Растянувшееся на десять лет вмешательство
СССР в гражданскую войну в Афганистане
серьёзно подорвало его позиции на международной
арене и осложнило внутриполитическую
обстановку в стране. Размещение американских
ракет средней дальности в ФРГ, Великобритании
и Италии и советских ракет в ГДР и Чехословакии
привело к новому обострению советско-американских
отношений. В начале 80-х гг. США объявили
о разработке программы “стратегической
обороны”, нацеленной на то, чтобы на новом
витке гонки вооружений экономически
обескровить Советский Союз.
38. Последние годы существования СССР (1985-1991-е гг.): «перестройка», экономические реформы, изменение внешнеполитических принципов, распад СССР.
Перестройка — общее
название совокупности политических и
экономических реформ, проводившихся
в СССР в 1985—1991 годах.В ходе перестройки
резко обострилось политическое противостояние
сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий,
движений, связывающих будущее страны
с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам
будущего облика Советского Союза, взаимоотношений
союзных и республиканских органов государственной
власти и управления.К началу 1990-х годов
перестройка привела к обострению кризиса
во всех сферах жизни общества, ликвидации
власти КПСС и распаду
СССР.На рубеже
80--90-х годов были разрешены индивидуальная
трудовая деятельность и создание кооперативов
по производству нескольких видов товаров.
Широкими правами наделялись предприятия
(Закон о государственном предпри-ятии,
1987 г.). На центральные планирующие организации
возлага-лись обязанности по определению
контрольных цифр хозяйственного развития
и размеров государственного заказа. Предприятия
получили возможность продавать самостоятельно
сверхплановую продукцию. Однако отсутствие
в экономике рыночных механизмов создавало
трудности на пути реализации этого положения.
Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства
в СССР». Он должен был содействовать формированию
экономических и правовых условий для
развития частного предпринимательства.
На это были направле-ны и реорганизация
банковской системы, создание коммерческих
и кооперативных банков. Расширилось привлечение
в экономику ино-странных инвестиций,
создавались совместные с зарубежными
фир-мами предприятия.Произошли изменения
в организации сельскохозяйственного
про-изводства. Появились фермерские и
частные крестьянские хозяйства. К концу
1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс.
фермерских хозяйств, в которых производилось
около 1% всей сельскохозяйст-венной продукции.
Негосударственный сектор -- в коллективах
и ча-стных формах--получал все более широкое
распространение в эко-номике.Об изменении
прежних подходов СССР к решению внешнеполи-тических
вопросов свидетельствовали состоявшиеся
в Женеве осенью 1985 г. советско-американские
переговоры. В подписанном президен-тами
двух стран документе констатировалось,
что «ядерная война недопустима и в ней
не может быть победителей». Стороны заявляли
о своем отказе добиваться военного превосходства
друг над другом. Была достигнута договоренность
о расширении отношений двух стран. Новая
внешнеполитическая концепция и ее реализация
отвечали задачам внутриполитического
развития СССР. Они позволяли огра-ничить
гонку вооружений, значительно сократить
военные расходы. Широкие слои населения
в Советском Союзе и за рубежом выступили
с поддержкой идей М. С. Горбачева и его
ближайших соратни-ков. Но были и противники
новых подходов к решению междуна-родных
вопросов. За сохранение прежнего курса
в отношениях с За-падом ратовали многие
деятели военного и внешнеполитического
ведомств, часть работников партийного
аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся
изменениям в области дипломатии, они
по-полнили ряды оппозиции горбачевской
«перестройке». что причинами распада
послужило то, что власти хотели централизованного
государства во главе с коммунистической
партией, в этом были и свои плюсы, и свои
минусы. Однако это союзное государство
не приказало долго жить. В распаде СССР,
прежде всего, виновата правящая верхушка.
Власть перенесла острейший кризис, после
которого все попытки восстановления
прежней системы не приводили к успехам.
Перестала существовать единая партийная
система, появились другие партии. После
кризиса многие республики просто не захотели
терпеть диктатуру центральной власти,
им нужна была своя власть, независимость,
в конечном счете, они признавали свой
суверенитет и больше не относились к
СССР. Это был еще один удар по центру.
Разрабатывались новые соглашения и декларации,
власти пытались удержать все на месте,
но эта политическая система уже отжила
свое. Распаду СССР способствовал и распад
социалистической системы. В результате
СССР распался и к власти пришли демократы.
39. Создание новой российской государственности в 90-е гг. XX в.Международные связи России в 90-е гг.: отношения со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Ослабление позиций
России на международной арене. После
распада СССР Россия стала правопреемницей
СССР в Организации Объединённых Наций.
К началу 1992 г. она была признана 131 государством
мира. Но место и роль России в системе
международных отношений изменились.
Снизилась внешнеэкономическая активность
России.Во взаимоотношениях со странами
"ближнего зарубежья" возникли трудности.
Между Российской Федерацией и Грузией
обострились противоречия, связанные
с нечёткой позицией России в грузино-абхазском
конфликте. Разногласия возникли и с Украиной
по вопросам раздела Черноморского флота
и Крыма, завоёванного во второй половине
ХVIII Россией и переданного Н.С. Хрущёвым
в 1954 г. Украине. Во взаимоотношениях со
странами Балтии камнем преткновения
стала проблема русскоязычного населения.
Россия лишилась союзников в Восточной
Европе.Важным направлением внешней политики
России является развитие отношение со
странами СНГ (Содружество Независимых
Государств), представляющими новую форму
сотрудничества республик бывшего СССР.
Эти страны получили международное признание
и поддержку.Россия и Запад. Укреплению
и расширению связей России на международной
арене способствовали визиты Б.Н. Ельцина
в Англию, Италию, Канаду, Францию, США
в конце 1991 - 1992 гг.; Индию - январь 1993 г.;
его регулярные встречи с руководителями
ведущих мировых держав.Руководство России
предприняло новые инициативы в области
ограничения и сокращения вооружений.
Россия сняла с боевого дежурства около
600 стратегических ракет, ликвидировала
130 шахт пусковых установок, заявила о
сокращении Вооружённых сил на 700 тыс.
чел.В начале февраля 1992 г. на встрече в
Кэмп-Дэвиде российский и американский
президенты приняли Декларацию, в которой
была зафиксирована новая формула взаимоотношений
между странами: "Россия и США больше
не рассматривали друг друга в качестве
потенциальных противников. Их отношения
теперь характеризовались дружбой, партнёрством,
основанных на взаимном доверии, уважении
и общей приверженности демократии и экономической
свободе".Основными вехами ликвидации
"холодной войны" стали: заключение
договора о сокращении стратегических
вооружений (СНВ - 2) в декабре 1992 г., предусматривавшего
взаимное сокращение Россией и США к 2003
г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по
сравнению с уровнем, установленным соглашением
по СНВ - 1; визит Б.Н. Ельцина в США в сентябре
1994 г.; вывод российских войск из Германии
(август 1994 г.).Большие сдвиги были достигнуты
во взаимоотношениях с Францией, Великобританией,
Италией, Германией. Россия стала участником
ежегодных встреч лидеров "большой
семёрки" - ведущих развитых стран, где
обсуждаются важные экономические и политические
вопросы. Россия пока не имеет статуса
полноправного участника. В 1996 г. Россия
вступила в Совет Европы.Россия - Восток.
Важной вехой в восточном направлении
внешней политики стали визиты президента
России в Китай, улучшение отношений с
Индией, странами Юго-Восточной Азии. Новое
состояние стагнации в целом находятся
и в отношениях со странами восточных
государств и некоторых стран Азии и Африки.