Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа содержит 1 файл

Формирование Древнерусского государства в IX—X веках.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

В 1874 г. серьезные  перемены произошли в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Значительно сократились сроки воинской службы. Усовершенствованная система военно-учебных заведений позволила значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота.

В 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов  разработал проект очередной политической реформы, касавшейся привлечения выборных представителей от органов местного самоуправления к участию в решении общегосударственных вопросов. Царь дал согласие подписать этот документ, который позже некоторые историки стали называть «конституцией Лорис-Мелико-ва». Однако, по роковой случайности, именно в день, назначенный для подписания — 1 марта 1881 г., царь-реформатор был убит народовольцами.

Либеральные реформы 1860—1870-х гг. имели большое  историческое значение для России. Они стали важным шагом на пути построения в стране гражданского общества и правового государства. Реформы были направлены на то, чтобы ввести правовые начала в деятельность органов власти, основанную прежде исключительно на воле императора. Реформы изменили саму общественную атмосферу, породили ожидание скорого введения конституционного строя. В то же время преобразования вызвали опасения у консервативных кругов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они полагали, что начатые царем реформы могут привести к потрясениям и стремились ограничить их масштаб. Убийство царя-реформатора усилило позиции консерваторов и привело к отказу от реформ.

Общественное  движение 1860—1870-х годов

 

Материал  к ответу: Общественное движение 1860—70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического реформирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60—70-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. После земской реформы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.

Реформы вызвали  противодействие у консерваторов, стремившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М. Н. Катков — редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».

Реформы вызвали бурный рост революционных настроений в обществе. Представители революционного лагеря считали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие вопросы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редактор журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Развивая идеи А. И. Герцена об общинном социализме, он был сторонником и теоретиком крестьянской революции в России и призывал к созданию революционной организации. Эти идеи нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.

Теоретические воззрения  Чернышевского стали основой  для формирования нового политического  течения радикальной интеллигенции — народничества. Полагая, что главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мнению, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организациями. Теоретиком пропагандистского направления выступал П. Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. Донести до него азы просвещения (как общеобразовательного, так и политического) должна интеллигенция. П. Н. Ткачев известен как лидер заговорщического течения в народничестве. Он считал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х — начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874—1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен народовольцев разошлись по деревням и селам с целью политического просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массовым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом — крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.

В 1876 г. была создана  централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля» (М. А. Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов и др.). Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. За короткий срок была совершена серия покушений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических репрессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вызвала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г. В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индивидуальный террор (ее лидерами стали А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60—70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.

Внешняя политика России в 1860— 1880-е годы

 

Материал  к ответу: Главной задачей внешней политики России в 1860—80-е гг. стало обеспечение благоприятных условий для проведения внутренних реформ. Важной оставалась и задача расширения границ империи за счет ослабевших соседей, в первую очередь — Турции, Китая и государств Средней Азии. Россия была заинтересована в прорыве международной изоляции, в которой она оказалась в результате поражения в Крымской войне. Попытки установить союз с Францией к успеху не привели. Поэтому Россия пошла на сближение с Пруссией. В разгар франко-прусской войны (1870) Россия, воспользовавшись ослаблением своего былого противника, объявила об отказе от статей Парижского мира, ограничивающих ее права на содержание военного флота в Черном море. В короткий срок были восстановлены не только флот, но и береговые укрепления. Объединение Германии и заключение ею союза с Австро-Венгрией, при сохранении напряженных отношений с Англией, потребовали от России установить более тесные отношения с германским блоком. В 1873 г. был заключен «Союз трех императоров». Однако он оказался непрочным — слишком много было расхождений у России и Германии.

В эти годы особенно важным было восточное направление внешней политики. Российское правительство, заинтересованное в приобретении сырьевых рынков (в первую очередь хлопковых плантаций) и источников сбыта для растущей отечественной текстильной промышленности, стремилось включить в состав империи среднеазиатские государства — Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. В 1865 г. русские войска захватили Ташкент и ряд земель вокруг него. Здесь было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, для защиты которого создано Семиреченское казачье войско. В 1868 г. были разбиты войска бухарского эмира, который признал себя подданным российского императора. Земли эмирата, однако, не вошли в состав России (главным образом чтобы не раздражать Англию). В 1873 г. русские войска разгромили армию хивинского хана, который признал власть российского императора. Как Бухара, так и Хива сохранили автономию. В 1875 г. Кокандское ханство понесло очередное военное поражение от русских войск и вошло в состав России. В 1881 г. в состав империи были включены также туркменские земли. На присоединенных землях русские купцы и промышленники получили исключительные права. Началась колонизация этих районов русскими переселенцами.

Завершилась Кавказская война, итогом которой стало включение  в состав Российской империи народов Кавказа. В эти годы в состав империи также были включены обширные земли в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. удалось значительно ослабить Турцию и лишить ее целого ряда территорий на Балканах и в Закавказье.

Таким образом, внешняя политика Александра II была достаточно активна. За годы его царствования позиции России окрепли не только в Европе, но и в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Статус великой державы был восстановлен.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов

 Материал к ответу: В условиях усиления борьбы балканских народов за свободу от турецкого господства задача России состояла прежде всего в расширении своего влияния в этом регионе, а по возможности — установлении контроля над черноморскими проливами. Кровавые расправы турецких властей над по встанцами-славянами вызвали возмущение русского общества. Правительство России попыталось оказать давление на Османскую империю с целью добиться прекращения репрессий и предоставления автономии Боснии, Герцеговине и Болгарии. Турция отказалась обсуждать эти предложения, и 12 апреля

1877 г. Россия объявила ей войну. На стороне России выступили Румыния, Сербия и Черногория.

Боевые действия развернулись на Балканах и в Закавказье. Продвижение русских войск через территорию Румынии привело к их быстрому появлению в северной Болгарии. Русская армия блокировала все перевалы через Балканские горы. Не имея возможности противостоять русским войскам одновременно по всей линии фронта, турки попытались отбить наиболее важный Шипкинский перевал. Стойкость и героизм защитников Шипки не дали врагу прорваться. Другим важным событием на балканском фронте явилась осада русскими войсками Плевны. После взятия Плевны стратегическая инициатива оказалась в руках русских. В январе 1878 г. они перешли в наступление и вскоре подошли к Стамбулу.

Одновременно успех  одержала и кавказская группировка  русских войск, занявшая ряд турецких крепостей, в том числе и неприступный Каре. Разгромленная Турция запросила мира. Мирный договор был подписан в местечке Сан-Стефано под Стамбулом. Позиции России на Балканах серьезно укрепились, она получила Южную Бессарабию и Карский округ на Кавказе. Однако это не устраивало ряд европейских держав, в первую очередь Англию и Австро-Венгрию, которые потребовали созыва международной конференции по Балканскому  вопросу.   На   Берлинском   конгрессе  летом 1878 г. условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены в пользу Турции. Война имела большое историческое значение, главным образом в деле освобождения славянских народов от турецкого господства.

Правление Александра III

1881—1894 гг. — царствование Александра III; 1

Материал  к ответу: Александр III, пришедший к власти в результате трагической гибели отца-реформатора, не мог быть сторонником реформ. Он придерживался распространенного в российских верхах того времени мнения о том, что отказ от основных принципов самодержавия и крепкой власти императора ведет к общественным потрясениям и кризису. В отечественной исторической науке сложилось двоякое представление о периоде царствования Александра III, прозванного в народе Миротворцем (за время его царствования Россия не участвовала ни в одной войне). Одни говорят о «контрреформах» Александра III, другие — о «консервативной модернизации» России. Следует признать, что в царствование Александра III реформирование общества не прекратилось, но характер перемен был более осторожный и постепенный, чем в 60—70-е годы.

Реформаторский проект М. Т. Лорис-Меликова, предусматривавший введение избранных представителей земств в состав Государственного совета, был отвергнут под предлогом, что главной задачей нового императора будет сохранение основ самодержавной власти. Вместе с тем Александр III высказался за продолжение курса реформ и привлек к разработке серии законопроектов (в первую очередь по крестьянскому вопросу) известных либеральных деятелей. Они представили императору проект закона о сокращении выкупных платежей, проведении переселенческой политики крестьян на Восток. В законе, принятом в декабре 1881 г., предусматривался обязательный выкуп крестьянами своих наделов, что означало прекращение их временнообязанного состояния. Подушная подать подлежала замене другими налогами. Был учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты крестьянам для покупки земель. Вместе с тем, полагая, что община сохранит крестьян от разорения, царь принял меры к ее укреплению: был принят закон, ограничивавший выход крестьян из общины.

Для обеспечения контроля над условиями труда рабочих было принято прогрессивное для того времени рабочее законодательство, запрещавшее труд детей до 12 лет и ограничивавшее рабочий день малолетних восемью часами. Был запрещен ночной труд женщин и подростков. За соблюдением этого законодательства должна была следить специально созданная рабочая инспекция. В 1886 г. был принят закон, регулировавший взаимоотношения рабочих и предпринимателей. Ограничивались размеры штрафов и сфера их применения. Собранные с рабочих деньги должны были поступать в специальный фонд и направляться на выплату пособий самим рабочим. Запрещено было рассчитываться с рабочими товарами из заводских лавок. Условия трудового соглашения фиксировались теперь в специальных расчетных книжках. Вместе с тем за участие в стачках рабочие подлежали суровому наказанию.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"