Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 2 Кочевые племена на территории Украины
Вопрос 3 Греческие города в Северном Причерноморье
Вопрос 4 Концепции происхождения и расселения восточных славян
Вопрос 5 Основные занятия восточных славян
Вопрос 6 Теории образования государства "Киевская Русь"
Вопрос 7 Деятельность первых Киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)

Работа содержит 1 файл

Экзамен.rtf

— 225.85 Кб (Скачать)

Восточно-славянские племена накануне образования государства

Территория расселения восточных славян

 

Особенностью территории древней Руси, было то, что она носила равнинный характер. Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться опытом, достижениями культуры, традициями и обычаями. Также территория расселения славян была богата водными путями (реками). Открытость границ с древних времен сделало территорию Руси местом постоянных миграций народов Европы и Азии. Также отсутствие естественных границ во многом определило постоянное противоборство наших далеких предков с качевниками востока. С другой стороны та же открытость во многом облегчела постоянное расширение Руси за счет соседних земель, окружавших народов. Географическое положение, постоянная опасность русским границам и с востока и с запада, необходимость отвоевать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризированным, то есть, проникнутым военными настроениями.

 

Славяне расселились на территории от Ладожского озера по среднее течение реки Днепр. От реки Буг до верховей Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и Двины расселились славяне Ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны -- северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки -- вятичи.

 

Вопрос 5

 

Основные занятия восточных славян

 

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Общественный строй восточных славян

 

Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля -- лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди и формировалась дружина. Дружина это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь -- это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.

Культура и религия восточных славян

 

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палиолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий сварог -- бог вселенной. Его сыновья -- сварожичи -- солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам -- богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен.

 

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.

 

 

Вопрос 6

Теории образования государства "Киевская Русь"

Что касается названия "Русь", то его происхождение окончательно еще не установлено. Различные исследователи делали попытки вывести его из финского и шведского языков, от славянских речек Рось и Русна в центральной Украине. Еще одна гипотеза допускает возможность существования связи между словом "Русь" и названием кочевого племени роксоланов. Поскольку эти гипотезы имеют серьезные недостатки, ни одна их них не получила общего признания. Что касается самого слова "Русь", то, как оказывается, им сначала называли варягов, потом земли полян в центральной Украине, а со временем то политическое государственное объединение, которое сейчас принято называть Киевской Русью.

 

Существуют две точки зрения на возникновение восточнославянского государства. Опираясь на летописное упоминание (XII ст.) о призвании новгородцами варягов Рюрика с дружиной, ряд немецких ученых, в частности З.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, которые в XVIII в. служили в России, выдвинули так называемую норманнскую теорию. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варято-германо-скандинавская народность, известная на Западе как викинги или норманны. Такая точка зрения вызвала возмущение русского ученого XVIII в, М.Ломоносова, который написал гневный ответ, доказывая первоочередную роль славян в создании Киевской Руси. Утверждение Ломоносова получило название антинорманнской концепции и положили начало спорам, которые продолжаются и сейчас. Антинорманнских взглядов придерживались такие украинские историки как М.Грушевский и Н Костомаров В 30-х г. XX ст. советские ученые назвали норманнскую теорию опасной, поскольку в ней отрицалась способность славянских народов создать государство.

 

Как свидетельствуют исторические факты, первые сведения о восточнославянской государственности известны с VI в. Важную роль в этом процессе сыграло основание Киева. По мнению археологов и историков, возникновение Киева относится к. И пол. V ст. В летописи говорится, что в Киеве правил первый князь-славянин Кий (кон. VI - нач. VII в.) Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII - IX в.

 

Именно в это время в среднем По-днепровье сложилось государственное объединение Русь, в состав которого вошли поляне, древляне, северяне. Таким образом, восточные славяне задолго до "призвания варягов" достигли высокою уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений, Заслуга варягов была в том, что они завершили строительство государственного организма.

 

 

Вопрос 7

7. Деятельность первых Киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)

Олег (882-912гг.): 

В 882г. Олег со своей дружиной захватил Киев, убив князя Аскольда. В 907г. состоялся поход Олега на Византию. В 907г. Византия обязалась выплатить разовую контрибуцию и ежегодно выплачивать дань. В 911г. заключен еще один договор между Византией и Русью, обе стороны несли ответственность за совершенные преступления. Также Олег нападал на государства Арабского халифата (912-913гг.). Правлением Олега завершилась эпоха формирования Киевской Руси. Киевская Русь IX- начала X в.- это уже крупное европейское государство, которое все увереннее выходило на международную арену.

Игорь (912-945гг.)

  Он продолжил политику своего предшественника, направленную на усиление центральной власти в государстве. Начало княжения Игоря совпало с ухудшением внутреннего и внешнего положения Руси.

В годы княжения Игоря возле южных границ Руси впервые появились кочевники - печенеги. В 915 г. они заключили с Киевом мир и отошли к Дунаю, однако уже в 930 г. это соглашение было нарушено.

В 941 г. Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, отправился на кораблях к Константинополю. Вблизи города русичей встретил

хорошо вооруженный византийский флот, который поджег "греческий огонь" '. Много русских воинов погибло. Поход потерпел поражение.

В 944 г. Игорь совершил еще один поход на Константинополь. Император Византии выслал навстречу русским войскам послов. Был заключен договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы сторон, был для Руси менее выгодным, чем предыдущий.

В том же году Игорь совершил также поход в Закавказье. Русские войска, захватив города Дербент, Бердаа, с огромной добычей возвратились домой.

Частые военные походы тяжелым бременем ложились на плечи трудового населения. Походы отрывали от повседневной работы множество людей.

Осенью 945 г. Игорь отправился в Полюдье. Собранной дани ему показалось недостаточно. Взяв с собой часть дружины, а остальных отправив в Киев, возвратился к древлянам и с большой жестокостью стал собирать дань, не считаясь ни с какими нормами, установленными им же самим. Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, рассудили таким образом: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит". Они Вышли за пределы города Искоростеня и убили Игоря.

Смерть Игоря знаменовала завершение начального этапа формирования Древнерусского государства. На земли присоединенных к Киеву союзов племен постепенно распространялась система управления, судопроизводства и сбора дани. Таким образом, они становились гражданами Киевской Руси.

Ольга :

Подавила восстание древлян, возвратила Древлянскую землю в подчинение Киеву, обложила ее данью. Были введены новые нормы повинностей, в результате чего у крестьян и ремесленников оставалась часть продукта, которую они могли расходовать для усовершенствования своего хозяйства. Расширялась феодальная собственность на землю. Вырос международный престиж Руси. Русская держава в правление Ольги стала вровень с наиболее значимыми государствами средневековья. Ольга много сделала для усиления могущества Киевской Руси, поэтому в народной памяти за ней закрепилось прозвище Мудрая.

Святослав :

В 964 г. киевским князем стал Святослав Игоревич. Прежде всего он прославился своими походами, в которых провел почти всю свою жизнь. Внутренним управлением занималась по-прежнему Ольга, позже - его сыновья. Святослав был очень непритязательным. В походы не брал никакого обоза. Спал на земле, подложив под голову седло. Он казался хмурым и диким. Перед походом Святослав всегда предупреждал противника, что он собирается воевать: "иду на вы". Святослав совершил важные походы. В 965 г. разрушил Хазарский каганат в низовьях Волги и Дона, воевал против ясогов и касогов на Северном Кавказе, возвратил под власть Киева вятичей, плативших до этого дань хазарам, осуществил удачные походы на булгар, живших на Средней Волге. Все эти походы имели большое значение для укрепления Русского государства и развития хозяйственных отношений, поскольку открывали русским купцам волжский торговый путь, способствовали освоению Подонья, Приазовья, Кубани.

Добившись победы на востоке, Святослав в 968 г. отправился в Болгарию. Разбив болгарское войско, остановился в городе  Переяславце, куда намеревался перенести столицу своей державы. Он говорил: "Хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что-то есть середина земли моей. Ведь там все добра сходятся..."

В отсутствие Святослава к Киеву вплотную подступили печенеги. С большим

трудом одному мальчику, который притворился глухонемым, удалось пройти через печенежское окружение и сообщить князю о беде, постигшей Киев. Пришлось Святославу спешно покинуть Болгарию, чтобы спасти столицу от погрома кочевников.

Перед вторым походом в Болгарию Святослав несколько реформировал систему государственного правления в Руси. Он заменил племенных вождей в трех важнейших центрах своими сыновьями: старшего Ярополка  посадил в Киеве, среднего Олега  в Овруче, у древлян, младшего Владимира в далеком Новгороде. Устроив таким образом государство, князь отправился в поход.

Побежденного Святослава Византия боялась. В дороге Святослава и дружину застала зима, они вынуждены были зимовать на одном из днепровских островов. Здесь и напал печенежский хан Куря на русскую дружину. В бою погиб Святослав.

Со смертью Святослава завершилась целая эпоха в истории Киевской Руси, когда внешним проблемам уделялось больше внимания и сил, чем внутренним. Святослав остался для последующих поколений образцом воина и полководца, который не жалел сил для родной земли и сложил голову, защищая ее от врагов


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"