Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:18, шпаргалка
1)))Вопрос о специфике русской философии в настоящее время получил особую актуальность, поскольку проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия России и Европы, в особенности великими мыслителями конца XIX начала XX веков, как двух совокупностей огромного религиозного, культурного наследия человечества. Для русской мысли «серебряного века», тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии, была одной из самых актуальных, исследуемых, сквозная, так сказать, тема. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "Бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей, таких как Данилевский, Бердяев, Соловьев уже в начале века предупреждали о ней, мучительно искали истоки захлестывавших страну революционных умонастроений
1)))Вопрос о специфике русской
философии в настоящее время получил особую
актуальность, поскольку проблема специфики
русской философии уходит своими корнями
в осмысление особенностей отечественной
культуры, русского национального самосознания
и в исследование взаимодействия России
и Европы, в особенности великими мыслителями
конца XIX начала XX веков, как двух совокупностей
огромного религиозного, культурного
наследия человечества. Для русской мысли
«серебряного века», тема кризиса западной
цивилизации, культуры, философии, была
одной из самых актуальных, исследуемых,
сквозная, так сказать, тема. Лишь немногие
ее представители исключали Россию из
этого процесса, полагая, что кризис больно
ударил только по западной культуре, а
Россию, как говорится, "Бог уберег".
Большинство же крупных российских мыслителей,
таких как Данилевский, Бердяев, Соловьев
уже в начале века предупреждали о ней,
мучительно искали истоки захлестывавших
страну революционных умонастроений.
Сегодня, в современном мире, проблема
«Восток-Запад», безусловно, существует
и актуальна, но еще более острой и актуальным
является вопрос о будущем России, а отсюда
вполне органически вытекает проблема
о взаимоотношениях России и Запада. Конфликт
России и Запада сегодня для многих очевиден,
который в последнее время становится
все более обостренным и крайне опасен
для всего мирового сообщества. Именно
поэтому оценки русских ученых, касающиеся
проблемы «Восток-Запад», создание которых
относится к периоду «золотого века» русской
философии, их анализ сегодня актуален
как никогда. Ибо сейчас прекрасно видна
жуткая европеизация русского самосознания,
активное прививание чуждых русскому
духу и культуре ценностей и идеалов посредством
которых совершается потеря национальной
идентичности. Проблема «Россия и Запад»
в русской философии конца XIX - начала XX
вв. всегда рассматривалась в контексте
проблемы «Восток-Запад». Естественно,
необходимо сказать о вышеупомянутой
полярности русской философии, предполагающей
деление на два направления - славянофильство
и западничество. Западники призывали
Россию идти путем Европы, вливаясь в лоно
западной цивилизации; славянофилы отвергали
благотворность европейских законов развития
для России. Изменение политической ситуации
в стране и в мире в целом дало толчок к
разрушению полярности русской философии.
Изменились и оценки Запада и в призме
его влияния на русскую культуру. Именно
эти изменения мы можем проследить, рассматривая
сочинения позднего славянофила Н.Я. Данилевского
и философа нового поколения - Н. Бердяева.Н.Я.
Данилевский выдвигает новаторскую для
славянофильства мысль, которая основывается
на его теории культурно-исторических
типов. Ее содержание: Россия не Восток
и не Запад, она Востоко-Запад, но ее путь
не зависит напрямую от западной или восточной
цивилизации, так как Россия призвана
историей стать во главе новой нарождающейся
цивилизации. Этот новый тип культуры
придет на смену западноевропейской цивилизации,
как некогда сама западная цивилизация
пришла на смену ряда культурно-исторических
типов, рожденных на Востоке - египетскому,
китайскому, ассирийско-вавилоно-
3)))^ Бердяев о соотношении культуры и цивилизации. Дух, личность, свобода, творчество в культурологии Н. А. Бердяева.Культурологические идеи Н. А. Бердяева изложены в ряде его работ: «Кризис искусства» (1918), «Смысл творчества» (1919), «Воля к жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» (1923), «Человек и машина» (1933) и др.
В данных теоретических исследованиях в сфере культурологии философ:
развивал понятия «культура» и «цивилизация»;
выступал за признание абсолютной ценности любой личности;
утверждал, что именно свободный человеческий дух является творцом культуры;
ратовал за возрождение духовной православной культуры.
В своих сочинениях Н. А. Бердяев раскрывает собственное видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой и экономикой, философ связывал достижение обществом своих целей.
Любая культура, по его мнению, имеет:
благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;
символическую, знаковую, а не реалистическую форму выражения;
индивидуальное и неповторимое проявление своей сущности.
В культуре, по мысли философа, ценится:
древность происхождения;
неразрывная связь с великим прошлым;
преемственность в развитии.
«Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно» /Бердяев Н. А. Письмо тринадцатое «О культуре» //Философия неравенства. - М., 1990. - С. 249.В противоположность культуре цивилизации, согласно Бердяеву, присуще:
отсутствие благородного происхождения, древних источников;
машинная, техническая основа;
буржуазный, демократический путь развития,ориентация всех своих успехов и завоеваний на временный поток, отказ от вечности.И если культура имеет «душу», то цивилизация лишь методы и орудия.Какими бы изменчивыми на протяжении жизни не были политические симпатии и философские увлечения Бердяева, главной темой его мысли стало признание абсолютной ценности любой личности. Согласно Бердяеву, каждая человеческая личность представляет собой нечто единственное и неповторимое. Ее уникальность не может быть объяснена ни из природной, ни из социальной реальности. По мысли Бердяева, личность есть реальность духовная. Именно одухотворенная личность и является подлинным творцом культуры.Бердяев считал творчество сутью и целью человеческого бытия. Человек же становится способным к подлинному творчеству лишь в результате обретения им свободы, которая своими истоками «уходит в добытийственную глубину. Свободе принадлежит примат над бытием, которая есть уже остывшая свобода» //Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М., 1994. - С. 379. Свобода духа является источником и механизмом любой творческой активности. Именно «дух творит новое бытие» //Там же. - С. 379. По мысли Бердяева, приоритет свободы над бытием изменяет судьбу культуры, вдохновляя тем самым человека на новое понимание мира и самого себя.Анализируя исторические корни европейской культуры, Бердяев считал, что ими является античная греко-римская культура. Философ подчеркивает, что «эпоха Возрождения в Италии потому и была глубоко культурной эпохой, в отличие от эпохи Реформации и революции, что она не только не совершила революционного разрыва в преданиях культуры, но возродила предания античной культуры и на них воздвигла свой небывалый творческий подъем. Духовный тип Возрождения есть культурный и творческий тип. Духовный тип Реформации означает разрушение церковных и культурных преданий, начало революционное, а не творческое» //Бердяев Н. А. Философия неравенства. - М, 1990. - С. 253.Н. А. Бердяев утверждал, что в основе европейской культуры лежит христианская религия, которая «по принципу своему романтична, а не классична, хотя принцип классицизма в ней действует как одно из вечных начал. Классическая культура означает довольство культурой. Это довольство невозможно в христианском мире. ...Совершенство на земле, в культуре для этого мира невозможно. Готический склад души и готический склад культуры очень характерны для христианского мира. ... Христианская церковь приняла в себя античную культуру и пронесла через тьму. Но она претворила ее и сообщила ей символизм» //Там же. - С. 259-260.Философ много и плодотворно занимался отечественной культурой, раскрывая ее своеобразие через особенности «русской души». По его мнению, национальной культуре свойственны прерывность и конфликтность, что выразилось в противостоянии между:
язычеством и православием в период принятия христианства на Руси;
дворянской культурой и культурой русского крестьянства в результате реформ Петра I;
идеологическими концепциями славянофилов, западников, социалистов, народников и пр.
В статье «Воля к жизни и воля к культуре» Бердяев констатирует, что «у русских всегда было недовольство культурой, нежелание создавать серединную культуру, удерживаться на серединной культуре» /Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре //Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 84. Противоречивый характер отечественной культуры приводит Бердяева к выводу о том, что «Россия не может оставаться только Востоком и не должна сделаться только Западом. Миссия России быть Востоко - Западом, соединительницей двух миров» //Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1990. - С. 524.Суждения и размышления, принадлежащие Н. А. Бердяеву в сфере культуры, не просто интересны, но в плане постановки проблем верны и актуальны по сегодняшнее время. Философ вырос на почве русской духовной культуры, органично продолжая развивать ее гуманистические традиции.
4)))Яркое ощущение кризиса,
болезненное раздвоение в