Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

simvolika (1).doc

— 221.50 Кб (Скачать)

29.История  эволюции русского  военного мундира.

Мундир  в старину говорил о том, в  каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес  службу. Но у воинского одеяния  было еще одно функциональное назначение — то, которое оправдывало яркость его расцветки, — облегчить командование боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название «униформа») своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи... Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но основные цвета оставались традиционными: у англичан красные, у французов синие, у австрийцев белые, у русских... О русской военной форме мы расскажем подробнее. В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII — начала XVIII века, в правление Петра I. Созданное по образцу западноевропейского, обмундирование у пехоты и артиллерии включало в себя кафтан, под который надевались камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии — кафтан, камзол, лосины. Цвета соответственно были: темно-зеленый и красный в пехоте, синий и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные. Знаками различия для офицера служили металлическая пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.  Такова была основа, на которой развивалась военная форма в течение XVIII столетия. Мундир эволюционировал по пути большого разнообразия, функционального совершенствования и зачастую неоправданного усложнения. Усилившееся разнообразие вызывалось появлением новых разновидностей войск. Так, если регулярная кавалерия петровского времени состояла из одних только драгун, то позднее были учреждены карабинеры, кавалергарды, пикинеры, конные егеря, легкоконные полки и т. д.  Во второй половине XVIII века армия получает плоские погоны и эполеты, которые первоначально носятся на левом плече, не давая сползать патронной сумке. Одновременно они служат знаком различия полков. Плащи заменяются шинелями, офицеры вне строя получают сюртуки. Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки, просторные шаровары, сапоги (бывшие до этого только у кавалеристов) и легкие практичные каски. Тогда же обмундирование поменяло цвет на светло-зеленый. Однако общая тенденция развития обмундирования все же шла в ином русле —удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата совершенно игнорировались, и на русскую почву слепо переносились образцы западноевропейской формы, бывшей сущим мучением для солдата. Дело доходило до того, что тогдашние инструкции предписывали рекрута «одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить». Нелепые пудреные парики и накладные усы комментариев не требуют. В XVIII веке на российском престоле побывали два ярых поклонника прусской военной системы, Петр III (правил несколько месяцев в 1761—1762 годах) и Павел I (1796—1801), для которых казарменные порядки Фридриха Великого были идеалом. С именами этих императоров связано принятие русской армией самого неудобного обмундирования за всю ее историю. Пестрая мозаика старинных мундиров интересна не только искусствоведу, которому знания в этой области нужны для атрибутирования анонимных портретов. За каждой реалией, дошедшей из глубины веков, стоят страницы прошлого нашего отечества, люди, что были нашими предками, и события, в которых они участвовали. Военная форма XVIII века воскрешает в памяти народа подвиги в Северной войне, имена П. Румянцева, А. Суворова, Ф. Ушакова, А. Сенявина, громкие победы, овеявшие боевой славой русские знамена. Словом, старинный мундир — это красочная часть истории нашей родины, которую должен знать каждый ее гражданин.

30.Вексиллология,  её задачи. Знамя,  его составные  элементы. Полотнище,  его элементы. Символический  смысл знамени.  Разновидности знамён.

Историей  флагов занимается особая наука - вексиллология (лат. - знамя). Вексиллологи изучают весь мощный мир знамен, флагов, вымпелов и т. д. во всем его многообразии со времени появления самых первых знамен и до сегодняшнего дня. Задачи данной главы гораздо более скромные - вкратце ознакомить читателя с назначением и устройством некоторых основных видов знамен, применяемых в военном деле... ну, скажем, в последние несколько столетий. Осознание знамён и флагов как особого комплекса памятников, сделало фактом создание новой вспомогательной исторической дисциплины – ВЕКСИЛЛОЛОГИИ. Она изучает все виды флагов, знамён, стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вымпелов, их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знамёнах и флагах. Вексиллология интерпретирует и устанавливает их происхождение, социальные и целевые функции, историческую роль, эволюцию и миграцию знамённой символики и цветов. Флагом, стягом, знаменем называют, нередко, один и тот же предмет. Но важно знать и о различии, как понятий, так и предметов, условно называемых флагами и знамёнами. ЗНАМЯ. Это общее и наиболее широкое именование всякого флагоподобного предмета. Знаменем (знамением) в славянских языках называли "любой знак, значок, печать, примету, признак". В интересующем нас значении это слово встречается только с XVI века. Знаменем называлось и воинское подразделение и воинская регалия. Первый русский трактат XVII века так и назывался "Писание о зачинании знак, знамён или прапоров". В новое время это слово употребляется в значении "полкового знамени". В конкретном смысле слова знамя - постоянная принадлежность, символ какой-либо организации или лица. Знамя состоит из полотнища, древка, навершия, лент, кистей, скоб и подтока. Полотнище - это кусок ткани различной формы и расцветки, прикреплённый к древку. Обычно преобладает прямоугольная форма при разном соотношении длины и ширины. Встречаются полотнища квадратной, треугольной прямоугольной с откосом и других форм. Полотнище - основная часть знамени. Его размер, форма, цвет, изображения и надписи несут в себе главную информацию. Знамя может быть односторонним или двусторонним в зависимости от размещения эмблем или надписей. Лицевой стороной принято считать ту, которая развёрнута вправо от древка по отношению к зрителю. На этой стороне располагаются самые престижные изображения надписи. Элементами полотнища являются: кайма, фламы, крест, углы и крыж. Кайма есть полоса по краям поля полотнища, отличная от него по цвету. Фламы - это диагональные полосы в углах полотнища, также отличные от него по цвету. Крест, как правило, располагается в центре знамени. Углы - пространство поля между концами креста, совпадающие с углами полотнища. Крыж - верхняя левая часть поля (у древка), в которой часто помещаются надписи и эмблемы. Атрибутом знамени является бахрома - плетёное украшение, которым обшиваются края полотнища. Изображения и надписи наносятся на знамя различными способами: вышивкой, аппликацией, красками. Полотнище - это кусок ткани (материала) различной формы и расцветки, прикрепляемой к древку. Обычно преобладает прямоугольная форма при различном соотношении длины и ширины. Однако встречаются полотнища квадратной, треугольной, прямоугольной, а также с откосом и других форм. Полотнище является главной частью знамени (флага): его форма, размер, цвет и изображения заключают в себе главную (основную) информацию. Оно может быть односторонним и двусторонним. Лицевой стороной полотнища принято считать ту сторону, которая развернута вправо от древка по отношению к наблюдающему. На этой стороне сосредоточены приоритетные изображения и надписи - герб, названия, раскрывающие принадлежность знамени (флага). В то же время надо знать, из каких частей состоит полотнище. Элементами полотнища являются:

- кайма  - это полоса по краям поля полотнища, отличающаяся от него по цвету;

- фламы  - диагональные полосы в углах  полотнища, отличающиеся от него  по цвету;

- крест  - располагается, как правило,  в центре флага;

- углы - пространство поля между составными  креста, совпадающие с углами полотнища;

- крыж - своеобразный щиток, обычно четырехсторонней  формы, помещаемый в верхней  части полотнища, у древка, по  цвету крыж отличается от цвета  полотнища. На нем помещаются  символические изображения - гербы,  звезды и др.- бахрома - плетеное  украшение, которым обшиваются края полотнища.

31.Государственный  флаг. Символика цветов  и история государственного  флага России.

Государственный флаг — флаг, представляющий государственную  власть некоторой страны. В зарубежной терминологии государственный флаг чаще называется «национальный флаг», поскольку понятие «нация» связывается скорее с гражданством, чем с этнической принадлежностью. Это приводит к терминологической путанице. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к государственной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого. Поэтому эти цвета являются одновременно и официальными, государственными и народными, национальными. Во-вторых, нынешний российский флаг не несет в себе никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле "Орел", в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что "Орел" недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Законным же отцом триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ,  согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. В 1858 году Александр II утвердил рисунок "с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях". А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы "государственными цветами России". Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III. в 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что "флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными" и  определило, что для всей империи должен "окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой".

Цвет  флага. Следует отметить, что в России эти цвета (белый, синий, красный) почитались издавна и имели свои символические знамения, т.е. не последнюю роль сыграла отечественная традиция.: белый - мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие; синий - небо, честность, верность, духовность, веру; красный – смелость, войну, героизм, огонь, великодушие. А Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу — физический, плотский (красный); выше — небесный (синий); еще выше — божественный (белый). Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются три трактовки цветов, но ни одна из них не может рассматриваться как истинная, все они являются исключительно чьим-то субъективным мнением: 1) красный цвет - державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости; 2) еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии. 3) белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

32. Государственные  флаги современных  государств. Рисунки  и цветовые гаммы  флагов как способ  выражения исторического,  этнического, конфессионального  или географического  единства.

Цветовая гамма флагов целого ряда различных стран может свидетельствовать о некотором единстве — этническом, религиозном, историческом. Почти одинаков красно-бело-черный флаг Йемена, Египта, Ирака и Сирии. Различные комбинации этих четырех цветов составляют флаги подавляющего большинства мусульманских государств. Можно выделить красно-желто-зеленую «африканскую» гамму: флаги этих цветов имеют Эфиопия, Гвинея, Камерун, Конго и др. Можно выделить «славянскую» красно-бело-синюю (или голубую) гамму: эти цвета у флагов России, Чехии, Словакии, Сербии и Черногории, Словении, Хорватии. Свидетельствовать о единстве может и композиция флага, в основе которого порой лежит композиция государственного флага какой-то одной державы, либо наиболее передовой и могущественной, либо исторически игравшей первенствующую роль в регионе и оказавшей на другие страны большое влияние. Например, флаг с рассечением полотнища по длине вертикальными полосами разных цветов одной ширины, восходящий к французскому флагу, имеют, как правило, либо романские страны (Италия), либо страны, прежде бывшие французскими колониями (Гвинея) или бельгийскими (Руанда). Так называемые «крестовые» флаги Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии восходят к датскому «Данеброгу» XIII в. Полумесяц является атрибутом флагов двенадцати государств — разумеется, исламских. Флаги некоторых стран Британского Содружества (Австралии, Новой Зеландии, Тувалу) имеют в крыже изображения флага Великобритании, ряд государств использует во флагах самой же распространенной композицией государственного флага является рассечение полотнища по ширине горизонтальными полосами разных цветов одной ширины, который можно видеть на флагах более чем тридцати государств, в том числе и Российской Федерации. Что касается формы флагов, то почти у всех государств флаги представляют собой прямоугольники различных отношений ширины к длине: от 1:2 одно государство выделяется –выделяется- Непал.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"