Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".
№26. Реформы 1860-1870 гг. Их связь с освобождением крестьян. Значение реформ для модернизации России.
Отмена крепостного права предрешила переворот в социально-экономических отношениях России и повлекла за собой множество преобразований в различных сферах жизни. С упразднением вотчиной власти дворянства требовалось изменить систему местного управления. января 1864 г. император утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Первая курия - землевладельческая. Вторая курия - городская. Третья курия - сельских крестьянских обществ. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - собрания гласных, заседавшие раз в год. Распорядительные земские собрания и исполнительные земские управы были лишены каких-либо политических функций. Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств. Городская реформа (1870) создала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарией, проблемы школ, приютов, лечебниц и др.). В думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской голова. 20 ноября 1864 г. был подписан указ об обнародовании новых Судебных уставов. Судебная реформа стала историческим фактом. В основу суда были положены принципы: бессословность судопроизводства, его независимость от администрации, введение гласного и публичного состязательного процесса. Решение о виновности выносили присяжные заседатели из числа гражданского населения. Структура суда упрощалась. Устанавливалось два вида судов: мировые и общие. Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Общий суд устанавливался в трех инстанциях: окружные суды, как правило один на губернию, судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и Сенат. В течение 1862-1864гг. были проведены реформы в области образования. Необходимость этих реформ диктовалась тем, что низкий образовательный уровень населения сдерживал экономический прогресс и дальнейшее развитие общественной жизни России. Реформа школы в основном была осуществлена двумя актами: 14 июня 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах" и 19 ноября 1864 г. - "Устав гимназий и прогимназий". Реформа народного образования провозглашала принцип равенства для всех сословий. Но высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, предоставлявший широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены "Временные правила", которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 страниц); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания. В 60-70-е гг. XIX в. осуществлен комплекс реформ в военной сфере. Первые изменения в армии были произведены уже в конце 50-х годов. Активизация военных реформ связана с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина. Уже за первые четыре года пребывания у власти Милютин сократил срок солдатской службы с 25 до 16 лет, добился отмены телесных наказаний в армии, реорганизовал систему военного управления. Была сокращена численность армии без снижения ее военного потенциала. Итогом деятельности Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую воинскую повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего
возраста.
Развитие армии во многом зависело от
наличия хорошо подготовленного офицерского
корпуса. С этой целью была проведена реформа
военно-учебных заведений. Были созданы
военные училища с непродолжительным
сроком обучения – 2 года, в кот. принимались
лица, окончившие средние учебные заведения.
Военная реформа, была важным и более чем
своевременным шагом на пути модернизации
русской армии. Реформированная и перевооруженная
она доказала свою боеспособность во время
русско-турецкой войны 1877-1878гг. Правительство
приступило также к проведению серии
финансовых реформ, которые имели общие
цели: централизацию финансового дела
и упорядочение государственного бюджета.
В 1860 г. был образован Государственный
банк, который получил приоритетное право
кредитования торговли и промышленности.
Претерпела изменение налоговая система.
Была отменена архаичная система откупов.
Вместо нее открывалась свободная
продажа вина, сахара, табака и пр., которые
облагались особым акцизным сбором, взимавшимся
государственными учреждениями. Мещане
были освобождены от подушной подати.
Реформы 1860-1870-х гг. позволили Российскому
государству сделать важный шаг по направлению
к буржуазной монархии, вводили новые
правовые начала в функционирование государственного
механизма, дали стимулы формированию
гражданского общества, вызвали общественный
и культурный подъем в стране. В результате
реформ был начат масштабный переход к
индустриальному обществу, которые уже
существовали в передовых странах Западной
Европы.
№27. Консервативные, либеральные и революционные идеи и движения в пореформенной России (1860-1870 гг.)
Общественно-политические
№38. Гражданская война и военная интервенция. Их причины, результаты и последствия.
Гражданская
война была трагедией всех участвующих
в ней сторон, трагедией всей страны,
всего народа. Гражданская война
в России - это длившаяся около
шести лет вооруженная борьба
между различными группами населения,
имевшая в своей основе глубокие социальные,
национальные и политические противоречия,
прошедшая при активном вмешательстве
иностранных сил различные этапы и стадии.
Она принимала различные формы, включая
восстания, разрозненные столкновения,
крупномасштабные военные операции, действия
вооруженных отрядов в тылу существовавших
правительств и государственных образований,
диверсионно-террористические акции и
др. Гражданская война
- это война внутри общества, между
гражданами одного государства, в ходе
которой главным средством решения политических
вопросов является сила оружия. За ее возникновение
ответственны все участвующие в ней
силы: бескомпромиссная, непримиримая,
насильственная политика большевиков,
нежелание предотвратить конфронтацию
и проявить компромисс эсеров и меньшевиков.
Прямая вина за гражданскую войну ложится
и на партии либеральной буржуазии, прежде
всего кадетов, которые, уступив власть
до октября 1917 г., стали на путь ее насильственного
возвращения в свои руки. Еще большая вина
ложится на монархические силы. Потеряв
свою власть еще в феврале 1917 г., они также
захотели повернуть колесо истории вспять
силой оружия. Таким образом, вина за случившееся
лежит на всей политической элите России.
Именно элита несет ответственность за
трагедию страны, население которой было
неграмотно. Нельзя не отметить и вину
правительств иностранных государств,
своим вмешательством обеспечивших усиление
гражданской войны. Союзники враждебно
отнеслись к большевистскому правительству.
Они были уверены, что «переворот»
25 октября был осуществлен при содействии
Германии. Сначала интервенция преследовала
в основном антигерманские цели. В
конце лета 1918 г. характер интервенции
изменился. Войска получили указания поддерживать
антибольшевистские движения. В основе
военного вмешательства зарубежных
держав в дела России на стороне антибольшевистских
сил лежало стремление не допустить ликвидации
Восточного фронта, избежать многомиллиардных
потерь от национализации имущества иностранных
граждан и отказа большевиков выплачивать
государственные долги. Основным мотивом
интервенции был также страх, что из России
революция распространится на всю
измученную войной Европу. В интервенции
приняло участие 14 государств. Для интервенции
в России были характерны особые отличительные
черты. Прежде всего, это была необъявленная
война, что позволяло участвовавшим в
ней странам обходить конституционные
процедуры, необходимые для развязывания
вооруженного конфликта. Отчего же, обладая
гигантским превосходством в силах, страны
Антанты не смогли достичь намеченного?
Главные причины были следующие.
Несмотря на единство целей всех участников
интервенции, при практическом проведении
этого курса возникли разногласия. Противоположность
интересов сталкивала между собой ведущие
державы, особенно США и Японию. Все это
мешало координировать усилия для разгрома
Советской России. Были
и внутренние факторы, которые обусловили
слабость Антанты. Во многих частях назревали
и даже вспыхнули мятежи. Опасаясь последствий,
командование вынуждено было вернуть
на родину оккупационные войска. В
самих же странах Антанты отношение к
интервенции было малоблагожелательным.
В 1919 г. родилось движение против интервенции
под лозунгом «Руки прочь от России!».
Серьезным препятствием на пути расширения
интервенции стало также рабочее и национально-освободительное
движение. Воздерживаясь от прямого военного
вмешательства в дела России, страны
Антанты оказывали огромную материальную
поддержку и консультационную помощь
противостоящим большевикам силам. Если
бы не интервенция и не помощь стран Антанты
одной из борющихся сторон, гражданская
война в России не приняла бы столь
широкого и кровавого масштаба, да и результаты
ее были бы другими. В период гражд. войны
и интервенции достаточно четко выделяются
следующие этапы. Первый из них охватывает
время с конца мая до ноября 1918 г. 25 мая
1918 г. началось вооруженное выступление
60-тысячного чехословацкого корпуса.
Положение Советской власти к исходу лета
1918 г. стало критическим. Под ее контролем
находилась лишь четверть территории
бывшей Российской империи. Вне пределов
советской территории оказались важнейшие
источники сырья, топлива, продовольствия.
Действия большевиков в этот критический
момент были решительными и целенаправленными.
Вместо выборности вводилось назначение
командного состава. Широко привлекались
на службу бывшие царские генералы и офицеры.
Для усиления политического влияния в
армии был учрежден институт военных комиссаров.
На комиссаров возлагалась персональная
ответственность за боеспособность частей
и контроль за деятельностью командного
состава, с целью немедленного пресечения
попыток измены со стороны военспецов.
С ноября 1918 г. начинается новый, второй
этап гражданской войны и интервенции.
К этому времени серьезно изменилась международная
обстановка. Германия и ее союзники
потерпели поражение в мировой войне и
сложили оружие перед Антантой. В Германии
и Австро-Венгрии произошли революции.
Поражение Германии высвободило значительные
боевые контингенты держав Антанты. К
исходу осени 1918 г. вполне выявилась неспособность
умеренных социалистов провести в обстановке
острейшего гражданского противостояния
провозглашенные ими демократические
реформы. Весной 1919 г. Россия вступила
в третий, самый тяжелый этап гражданской
войны. Командование Антанты разработало
новый план борьбы с Советской властью,
борьба должна была «выражаться в комбинированных
военных действиях русских антибольшевистских
сил и армий соседних союзных государств».
Ведущая роль в предстоящем наступлении
отводилась «белым» армиям, а вспомогательная
- войскам малых пограничных государств
(Финляндии и Польши) и вооруженным формированиям
буржуазных правительств Латвии, Литвы
и Эстонии. Военно-стратегическая обстановка
заметно обострилась на всех фронтах.
В марте 1919 г. хорошо вооруженная
300-тысячная армия А. В. Колчака развернула
наступление с востока, намереваясь соединиться
с деникинцами для совместного удара
на Москву. В июле 100-тысячная армия А.И.
Деникина начала движение к Москве. К середине
осени она заняла Курск, Орел и дошла
почти до Тулы. Но уже к концу октября войска
Южного фронта под командованием А.И. Егорова
разгромили передовые «белые» полки.
Разгром деникинской армии предрешил
судьбу всего «белого» движения. Четвертый
этап гражданской войны приходится на
время с мая по ноябрь 1920 г. Завершающим
событием этого этапа явился разгром Русской
армии генерала П.Н.Врангеля.
№39. Экономический и политический кризис в России в н. 1920-х гг. НЭП.
История
1920-х гг. в России прошла в основном
под знаком новой экономической
политики. Ситуация в стране, сложившаяся
после гражданской войны (разруха и голод),
заставляет рассматривать НЭП как средство,
позволившее выйти из тяжелой кризисной
ситуации. Политика «военного коммунизма»,
проводимая большевиками в годы гражданской
войны, тяжким бременем легла на плечи
народа. Разруха, явившаяся результатом
семилетней войны и интервенции, дошла
до крайности. В стране отмечались случаи
людоедства. Производительные силы и в
городе, и в деревне были парализованы.
Экономический кризис, охвативший страну,
привел к кризису политическому. Он выразился
в целом раде восстаний против большевиков.
Советские власти применяли самые жесткие
меры для подавления восстаний. Но было
понятно, что одними военными мерами подавить
народное движение невозможно. Угроза
полного экономического краха и потери
власти вызвала колебания и неуверенность.
Весной 1921 г., когда кризис стал всеобщим
и угроза потери власти реальной, В.И.
Ленин и большевистское руководство
решились на изменение экономической
политики. Резолюция X съезда РКП(б)
«О замене продразверстки продовольственным
налогом» была принята по докладу В.И.
Ленина 16 марта 1921 г. на последнем заседании
съезда. Резолюция объявила об отмене
продовольственной разверстки и замене
ее твердо установленным натуральным
налогом, который был меньше разверстки.
Эта резолюция X съезда РКП (б) послужила
началом перехода к новой экономической
политике. Летом 1921 г. был принят декрет,
разрешающий каждому гражданину, достигшему
16-летнего возраста, получать лицензию
на торговлю в общественных местах, на
рынках и базарах. В начале НЭПа сложились
три вида торговых заведений — государственные,
кооперативные и частные. Опыт НЭПа подтверждает
преимущества рыночного хозяйствования
и возможность такого сосуществования.
Тяжелым испытанием для страны стал голод
1921-1922 гг. Государство было не в состоянии
справиться своими силами с громадным
бедствием. Впервые в истории России правительство
обратилось за иностранной помощью.
Голод усугубил и без того тяжелое положение
страны. В первой половине
1920-х годов проводилась гибкая политика,
способствовавшая подъему сельского хозяйства.
В 1922 г. была усовершенствована налоговая
система. Вместо множества налогов
введен единый продналог, который мог
выплачиваться любым продуктом. В 1924 г.
продналог был заменен денежным налогом.
Принятый в 1922 г. Земельный кодекс подтвердил
незыблемость национализации земли, но
установил свободу выбора формы землепользования
- общинами, единоличное хозяйство. Был
разрешен свободный выход из общины, узаконена
аренда земли, наем рабочей силы. Одновременно
снижались размеры сельхозналога и цены
на сельскохозяйственный инвентарь и
машины. Заинтересованность
крестьянина в расширении своего хозяйства
стала главным фактором быстрого подъема
сельскохозяйственного производства. Благотворное
влияние рыночной экономики очень быстро
сказалось на развитии промышленности.
В феврале 1922 г. была официально отменена
трудовая повинность, восстановлен рынок
рабочей силы, установлена дифференцированная
денежная оплата труда. Важнейшим достижением
нового курса экономической политики
являлись финансовая реформа. Реформа
началась с восстановления ликвидированных
в период «военного коммунизма» финансовых
учреждений: банков и сберкасс. С 1922 г.
вновь стал составляться государственный
бюджет, который исчислялся в довоенных
золотых рублях. Была восстановлена налоговая
система. Успехи экономики отразились
на образе жизни и благосостоянии большинства
населения. Рынок наполнился товарами,
которые можно было купить по доступным
ценам. Успехи восстановительных процессов
демонстрировали преимущества рыночной
экономики. Но одновременно проявлялись
трудности и противоречия новой экономической
политики. Прежде всего, это противоречие
между государственной, плановой экономикой
и набиравшим силу частнохозяйственным
сектором. ВСНХ пытался найти выход
из этого путем произвольного повышения
цен на промышленные товары. Осенью 1923
г. возникли так называемые «ножницы»
цен. Крестьяне оказались не в состоянии
покупать промышленные товары. Возник
кризис перепроизводства. Склады наполнились
товарами, не находящими сбыта. Однако
вскоре цены были приведены в соответствие
со спросом и предложением. Кризис был
преодолен. Очередной кризис возник
осенью и зимой 1925 г. Причиной его был
курс на форсированное развитие тяжелой
индустрии. Третий кризис нэповской экономики
зимой и весной 1928 г. был вызван теми
же причинами. Новая экономическая политика
быстро покончила с кажущимся социальным
равенством. Характерными стали социальное
расслоение и связанные с ним противоречия.
В деревне выделился и набирал силу слой
старательных крестьян. На другом полюсе
продолжала существовать прослойка деревенской
бедноты. В городе появился новый слой
– нэпманы. Своеобразной социальной прослойкой
стали служащие советских учреждений.
Переход к новой экономической политике
привел к изменению социального облика
рабочего класса. Экономические
и социальные противоречия обусловили
неустойчивость, напряженность в жизни
общества. Экономические трудности и наличие
социальных групп, недовольных новой экономической
политикой, создавали объективные условия
для ее свертывания.
№28. Контрреформы Александра III и развитие в России рыночной экономики.
Сам Александр III считал свое правление просвещенным и гуманным. Цифры, характеризующие карательную политику его царствования, казалось бы должны были убедить в сравнительной мягкости режима николаевской монархии. Исследователь царских тюрем в 1762-1917 гг. М.Н. Гернет пришел к выводу, что каторжный режим для политических был самым тяжелым при Александре III. Первыми жертвами наступающей реакции стали печать и школа. 27 августа 1882 г. в виде "временных правил" императором был принят новый закон о печати, который означал введение карательной цензуры. Введение "карательной цензуры" привело к тому, что уже в 1883-1884 гг. перестали выходить все радикальные и значительная часть либеральных изданий. Средней школе Министерство народного просвещения посвятило специальный циркуляр 20 ноября 1882 г. Отмечая факты коллективных беспорядков в гимназиях и влияние "преступной пропаганды" на учеников, циркуляр предлагал строго выполнять все распоряжения по дисциплинарной и воспитательной части и ужесточить наказания учеников за проступки. В 1884 г. был пересмотрен университетский устав 1863 г., т.е. по сути дела проведена контрреформа в сфере высшего образования. Новый устав полностью ликвидировал автономию университетов и отдал их под власть министра и попечителя учебного округа. Почти вдвое возросла плата за обучение. При Александре III сеть высших учебных заведений почти не росла. В 1889-1892 гг. были проведены законодательные акты, которые должны были вернуть дворянству его роль "первенствующего сословия" в основных областях общественной жизни. Самым жгучим для дворянства был вопрос о его отношениях с крестьянами. По закону 12 июля 1889 г. в управлении крестьянскими делами на местах появилось новое лицо — земский начальник. Земский начальник был полновластным распорядителем жизни деревни и даже личности крестьянина. Одновременно с выработкой закона о земских начальниках было предпринято также изменение земского положения 1864 г. В 1890 г. был введен новый закон по выборам в земские органы, дававший еще большие преимущества дворянству. Как и в вопросе о земстве, существенным для реакции был вопрос о расширении до возможных пределов прав вмешательств административной власти в дела городского самоуправления. Таким образом, все три законодательных акта были призваны возвратить дворянству его былое положение в государстве. Будучи реакционером, но, учитывая общественное мнение, Александр III отказался от фронтального наступления на судебные учреждения, а последовательно ограничивал поле их деятельности. В судебные уставы 1864 г. были внесены серьезные изменения. Ограничивался принцип гласности введением закрытого судопроизводства - "там, где оно целесообразно" Новому суду был нанесен серьезный удар, но он уцелел - задуманной контрреформы целиком провести не удалось. Контрреформы были проведены и в других сферах политической и общественной жизни России, но повернуть вспять историческое развитие страны они не могли. Великие реформы в России 1860-х-1870-х гг. явились отправным моментом осуществления модернизационных процессов на базе развития в стране капитализма. Поворот к контрреформам в сферах политической и общественной жизни вовсе не означал отказа власти от стимулирования развития рыночной экономики. На должность министра финансов ( был назначен Николай Христианович Бунге. Находясь на этом посту с 1881 по 1886 гг. Н.Х. Бунге попытался продолжить реформы 1860-х-1870-х гг. в области экономики. В 1881 г. бывшие помещичьи, а в 1886 г. и государственные крестьяне, были переведены на обязательный выкуп, тем самым был ликвидирован институт "временнообязанных". Для уменьшения "податной тягости" сельского населения, в 1881 г. были понижены выкупные платежи, а в 1882-1886 гг. отменена подушная подать. Бунге стал инициатором первых в России актов фабрично-заводского законодательства. В 1882, 1885 и 1886 гг. были приняты законы, которые определяли условия труда детей, подростков и женщин, регламентировали порядок найма и увольнения рабочих, выдачи заработной платы, наложения штрафов и т.д. Сменивший Бунте И.А. Вышнеградский, продолжая курс на ускоренное экономическое развитие, в то же время отказался от социальных мероприятий. При Вышнеградском началось усиление налогового давления на крестьянство, жесткое выколачивание недоимок по уже отмененной подушной подати, прекратилась дальнейшая разработка фабрично-заводского законодательства и т.д. Несмотря на ускоренное развитие промышленности, Россия продолжала оставаться аграрной страной. Но именно эта отрасль экономики находилась в состоянии застоя. Отмена крепостного права мало улучшила экономическое положение крестьян. Положение усугублялось тем, что в восьмидесятые - девяностые годы Россия столкнулась с необходимостью ускорить развитие промышленности. Дальнейшее отставание от европейских стран могло поставить Россию в "унизительное положение экономической данницы" более раз-