Шпаргалка по "Истории Мордовии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы: Мордовский край в конце I – начале II тыс. н. э., Мордва в ранеем средневековье, Генезис мордовской государственности и золотоордынское нашествие, Религиозный аспект древней мордвы, Мордовские земли в середине XIII – XVI вв, Мордовский край в XVII в., Мордовский край во второй половине XIX в., Культура мордовского края в XIX веке, Мордовия в годы Великой Отечественной войны, Мордовия в 1965-1985 гг.




.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки по истории Мордовии.docx

— 126.11 Кб (Скачать)

2. Несмотря на в целом прогрессивный по сравнению с прошедшими столетиями характер реформы, отмена крепостного права вызвала ряд крестьянских волнений, так как сами крестьяне ожидали большего. Только в 1861 году по России произошло 1175 крестьянских выступлений. Не обошли они стороной и Мордовский край. Наибольший размах они получили в Пензенской и Тамбовской губерниях. В Пензенской губернии восстали села Покровское и Высокое, откуда движение перекинулось в села Черногай и Починки; всего в выступлениях приняло участие 3-4 тысячи человек. Выступление в этих селах с трудом было подавлено силами Тарутинского пехотного полка, но перекинулось в село Кандеевка той же губернии. Там крестьяне даже организовали свое правительство во главе с крестьянином Егорцевым. Выступление в Кандеевке удалось подавить 19 апреля 1861 года опять таки силами армии. Примечательно, что в этих событиях впервые появляется красный флаг как символ борьбы против угнетения и несправедливости. Но волнения не рпекращались. Так, в 1862 году крестьянами Ардатовского уезда был убит помещик Углов, 1863 прошло выступление крестьян села Лашма. Кроме того, масла в огонь подливали тайные революционные кружки, пославшие в край своих агитаторов. Например, два из них, Алехнович и Мабель, были арестованы в городе Спассе Тамбовской губернии. В январе 1864 году крестьяне сел Оброчное, Перевесье, Никольское (современный Атюрьевский район) отказались платить выкупные платежи. В 1866 году в селе Вечкенино крестьяне оказали сопротивление сбору податей.       

 

3. После крестьянской  реформы 1861 года царское правительство  в новых, изменившихся условиях  вынуждено было провести так  же еще целый ряд буржуазных  либеральных реформ, отвечающих  требованиям времени и общества. Это были земская, городовая, судебная, военная, а так же реформы в области финансов, цензуры и просвящения. Земская реформа на территории Мордовии началась с 1864 года. Для этого создавались выборные земские учреждения для местного самоуправления. Выборы представителей, "гласных", в уездные и губернские земства проходил на основе имущественного ценза. Выборы же среди крестьян происходили многоступенчатые, и в гласные попадали в основном зажиточные селяне. Система выборов была расчитана на выдвижение дворян. Так, в Инсарском уездном земском собрании было 27 дворян, 22 представителя сельских общин и 5 горожан. Председатели губернских земских собраний назначались лично царем. Круг обязанностей земств был узким, в основном хозяйственные вопросы: строительство дорог, народное здравоохранение и образование и т.д. На территории Мордовии работа земств была крайне незначительной. В 1865 году Саранское земство на содержание школ ассигновало 1000 рублей, а на следующий год средств и вовсе не было отпущено. В 1868 году на здравоохранение Темниковским земством отпущено всего лишь 11% бюджета. В 1868 году в Мордовии так же началась и судебная реформа. Старые сословные суды были заменены общими для всех сословий. Был провозглашен буржуазный принцип равенства. Установлен институт присяжных заседателей, адвокатура, судопроизводство проводилось открыто. Однако судьями в основном были люди с большим имущественным цензом, дворяне и чиновники. В 1868 году в Саранском уездном земском собрании были выбраны 5 мировых судей, все дворяне. Для крестьян сохранен сословный волостной суд, их могли подвергать телесным наказаниям. Военная реформа предусматривала всеобщую воинскую повинность, служба в армии составила 6 лет, на флоте - 7. В 1870 году началась реформа городского самоуправления. На основе "городского положения", в городах создавались думы, члены которых избирались по бессословному принципу на 4 года. Избирателями мог стать каждый налогоплательщик. Выборы проводились по 3 куриям, каждая из которых избирала 1/3 "гласных". В первой курии в основном преобладали представители торгово-промышленной буржуазии. В третьей курии были простые мещане. Опять же, как в случае с земской реформой, деятельность городских дум была так же ограничена. Мало уделялось внимания городскому благоустройству. Инсарская городская управа за 2 года установила в городе всего 18 уличных фонарей.                 

4. В дореформенной Мордовии  преобладала вотчинная и посессионная  промышленность, основанная на крепостном  труде и приписных работных  людях. После отмены крепостного  права многие из них были  закрыты, так как лишились рабочей  основы. Накануне реформ в Мордовии имелось много кустарных предприятий. В одном Саранске их насчитывалось 72 с суммой годового производства в 155.565 рублей. На их фоне в 1872 году 29 промышленных предприятий вырабатывали продукции на 494.000 рублей. Наибольшее развитие в пореформенный период получили предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Продолжали существовать многочисленные винокуренные заводы, принадлежавших хозяевам и арендаторам. В трех ездах Пензенской губернии, - Саранском, Инсарском и Краснослободском, в 1872 году было выкурено вина на 216 тысяч рублей без акциза, а с акцизом сумма увеличивалась в трое. Например, в 1889 году Инсарским заводом купца Коробова выкурено 242 тысячи ведер спирта. Винокурение в пореформенной Мордовии оставалось основной промышленной отраслью. Продолжался и общий процесс концентрации производства. Значительное место в Мордовии занимала купеческая кожевенная промышленность, сосредоточенная в Саранске. В 1856 году их было 17 с годовым оборотом в 99.000 рублей, а к 1872 их стало 7, с оборотом 448.000 тысяч. Несмотря на неплохой доход, техника производства на этих предприятиях оставалась крайне низкой. На территории Мордовии имелись салотопенные, воскосвечные, клейные, солодовенные, канатопрядильные и другие предприятия. В 90-ые годы в Саранске были основаны маслозавод и пеньковотрепальное предприятие. Последний в 1895 году выпустил продукции на 47.000 рублей. Год от года увеличивала тепмы производства и саранская махорочная фабрика. Невозможно представить промышленность Мордовии без чугунолитейных и железоделательных заводов. Но в условиях жесткой конкуренции многие предприятия сократили выпуск продукции. Например Авгурский завод с 1856 по 1895 года снизил выпуск продукции в 4,5 раза. Из бывших баташевских заводов продолжад действовать только Вознесенский, остальные были закрыты. Продолжали свою деятельность Кондровская бумажная и Ширингушская суконная фабрики. Вобще же к 1902 году имелось 41 предприятие, на которых было занято 3000 рабочих, сумма всего производства - 4 млн. 500 тысяч рублей. Первое место прочно удерживала винокуренная промышленность. Но в целом же Мордовский край продолжал оставаться отсталым районом.                  

5. В пореформенный период, вплоть до 90-ых годов, в Мордовии  продолжали преобладать старые  формы торговых связей - ярмарки,  торжки, и т.д. Товарооборот развивался медленно. Однако бурно развивашийся капитализм и только что завершившийся промышленный переворот не могли мириться с таким медленным развитием торговой сферы, и прежде всего, сферы транспорта. как основного пути доставки товаров. В 90-ые годы через территорию проходит Московско-Казанская железная дорога, а с 1898 года началась регулярное железнодорожное сообщение по линии Рузаевка-Пенза. Уже после введения в строй Московско-Казанской железной дороги со станции Торбеево было отправлено 68 тысяч пудов хлеба, 12 тысяч пудов конопляного масла, 38 тысяч пудов пеньки и так далее. С проведением железной дороги Саранск превращается в крупный торговый центр. В 1897 году со станции Саранск вывезено разных грузов на 2 млн. 770 тысяч пудов, ввезено же 1 млн. 200 тысяч пудов. Товары доставлялись в город из Петербурга, Москвы, Харькова, Нижнего Новгорода, Пензы и Казани. Возросло количество железнодорожных рабочих, в рузаевском депо их было 300 человек.          

 

6. Новым в политике  христианизации было проведение  царским правительством политики  русификации. В 1867 году в Казани  было создано "Братство святого  Гурия", занимавшееся широкой  миссионесркой деятельностью. Для этого создавались так называемые "братские школы", где учились дети всех крестьянских сословий. Основной упор в них делался на изучении "закона божьего". В 1876 году "Братством" была организована специальная переводческая комиссия. Этой комиссией было издано несколько книг на эрзянском и мокшанском языках, содержнием их были верноподданические религиозные мысли по отношению к царю и правительству. В отношении же малых народов, в том числе и мордвы, которые именовались инородцами, начала действовать особая система образования, созданная и обоснованная педагогом и миссионером, профессором Казанского университета Н.И.Ильинским. Суть ее заключалась чтобы при использовании национального языка, местного быта и обычаев насадить православие. Система Ильминского была узаконена указом министерства народного просвящения, например правилами "О мерах к образованию инородцев" от 26 марта 1870 года. Объективно, подобная система сыграла определенную роль в деле приобщения к грамотности поволжских народов, в том числе и мордвы, подготовке национальных кадров, всеобщему культурному развитию.     

 

 Культура мордовского  края в XIX веке 

 

1. Быт. 

2. Обрядовая культура.

3. Семейный уклад. 

4. Возникновение мордовской  письменной литературы.

5. Народное образование 

6. Деятельность просветителей  мордовского края.

 

1. Развитие капиталистических  отношений оказало большое влияние  на изменение быта мордовского  народа. Хотя по прежнему большая часть мордовских крестьян жила в топившихся по черному избах, крытых соломой, с земляными полами, уже появляются рамы с застекленными окнами. Внутреннее убранство домов продолжало оставаться бедным. Из мебели были стол и лавки. Спали на печке, полатях или на полу. Для обогрева в конце века появляются печки-голландки, а так же керосиново-ламповое освящение, которым пользовались по большим праздникам. Зажиточные крестьяне жили в деревянных и каменных одно- и двуэтажных домах, с красивым резным орнаментом. В деревню проникают ситец и другие материалы, начинает усиленно проникать влияние русской моды, в большинстве своей мужской. Женский костюм остается консервативным. Питание мордовского населения ухудшилось. основой рациона служил черный хлеб, картофельная и чечивичная похлебки, заимствованная у татар салма, квас, кислое молоко. По праздничным дням варили пшенную и гречневую кашу, пекли пироги.    

  

2. Дохристианские религиозные  мордовские озксы-моляны тем не менее сохранились и в описываемую эпоху, ведя свое происхождение со времени первобытно-родового строя. В праздниках-озксах мордвы очень четко прослеживается их связь с хозяйственной деятельностью, и прежде всего с земледелием. Они могли быть общественными, то есть устраивались всем селом, и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. Проводились они в канун Нового года, Крещения и других праздников. Имелось несколько циклов молян, весенне-летний, летний, осенний. Кроме изложенных выше общинных и семейных озксов, имевших довольно определенные календарные сроки проведения, приуроченные к началу или завершению тех или иных аграрных работ, устраивались и "чрезвычайные" озксы, например, при болезни людей или скота, пожарах и других бедствиях. Кроме того, озксы способствовали идеологическому сплочению общины, консолидации усилий на успешное выполнение ее хозяйственных и социальных функций.

 

3. В описываемый период  у мокши и эрзи бытовали  две формы семьи: малая и  большая. Длительное существование  больших семейных коллективов  объяснялось природно-климатическими, экономическими причинами, патриархальными  традициями. Мордовская семья первой  половины XIX в. так же характеризовалась усложнением ее структур. Мордовская большая семья могла проживать как в одной, так и в нескольких избах, расположенных на одной усадьбе в общей связи. Главным богатством для крестьян являлась земля, она же была одним из показателей мощности двора. При общинном землепользовании материальное благо-получие крестьянского двора определялось составом семьи. Для успешного функционирования больших семейных коллективов необходима была строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина — кудазор. Высокий статус имела и жена главы семейства — кудазорава. У мордвы, как и у других финно-угорских народов, не было строгой изоляции полов как в семейном, так и в общественном быту. Во второй половине XIX в. в имущественных отношениях наметились новые тенденции. Неизбежным следствием этого стало стремление взрослых сыновей жить по своей воле, свободно распоряжаться тем, что они сами приобрели. Патриархальный уклад стал разрушаться, большие семьи распадаться, хотя иногда и встречались до середины XX века. Наступала новая эпоха, которая оставила свой след и в основе любого общества - семье.      

 

4. У истоков Мордовской  письменной литературы стояли  Н.М.Сатин, И.В.Селиванов, А.И.Полежаев  и Н.П.Огарев. Главная суть их  творчества - это призыв к свержению  самодержавия и освобождению  крестьян. Александр Иванович Полежаев (1804-1838), родился в селе Рузаевка, учился в Московском университете, позже за свои произведения  был отдан в солдаты. Главные  произведения - политический памфлет  "Четыре нации" и поэма  "Сашка". В 1835 году, Николай Платонович  Огарев, ближайший соратник Герцена, был сослан в Пензу, где и прожил до 1839 года, иногда так же бывая в своем имении Старое Акшино. Там он написал свои знаменитые стихи: "Искандеру", "Совершеннолетие", "Деревня". Другой мордовский литератор, писатель Селиванов, в это время проживал в селе Малое Маресево. Главными его творениями были "Провинциальные воспоминания", а так же очерк "Мордва", напечатанный в 1858 году. В своих произведениях Селиванов опять таки выступал с резкой критикой крепостного права. Ярким поэтом-самородком был уроженец города Краснослободска Линьков-Кочкин, чьи стихи имели определенное влияние на мордовское крестьянство.      

 

5. Еще с первой половины XIX века все острее начала ощущащться потребность в школьном образовании. Основными предметами в школах той эпохи были арифметика, письмо, закон божий, русская литература. Но количество учебных заведений оставалось ужасающе мизерным. В 1847 году в Саранском, Инсарском и Краснослободском уездах было 2 уездных и 3 приходских школы, в которых обучалось 280 человек. В 1853 году в Тамбовской губернии в 119 мордовских селениях было всего 5 школ, такое же положение сохранялось и в других губерниях. Большинство школ не имело наглядно-учебных пособий. Школьные библиотечные фонды были ничтожными. В уездном саранском училище в 1856 году имелось 74 названия книг в количестве 194 экземпляров. В 1861 году в Саранске была только 1 школа. Важную роль с просвящении Поволжья сыграл открытый в 1804 году Казанский университет, где при словесносном факультете было открыто отделение по изучению поволжских языков, в том числе и мордовского. Но положение с народным образованием продолжало оставаться сложным. В 1864 году, в Пензенской губернии, где была сосредоточена основная часть мордовского населения, было всего 89 школ на 1790 селений, а в Саранском, Краснослободском и Инсарском уездах в среднем на 40 населенных пунктов приходилась всего 1 школа. На 150.000 человек мордовского населения в Симбирской губернии было всего 29 школ, где обучались 501 мальчик и 63 девочки. Несколько изменило положение создание в 1867 году в Казани "Братсва святого Гурия", занимавшегося миссионерской и просвятительской деятельностью. В школы, организованные братством, брали детей всех крестьянских сословий, но основное внимание на уроках уделяли закону Божьему. Кроме церковноприходских школ и школ братства, начали открываться так же школы земские и министерства народного просвящения. В 1872 году в Казанском университете для подготовки учителей из представителей поволжских народов была открыта русско-инородческая семинария.             

 

6. Одним из виднейших  просвятителей мордовского народа был Илья Николаевич Ульянов, отец Владимира Ленина, который с 1874 по 1886 года бессменно занимал пост директора народных училищ Симбирской губернии. Для организации народного просвящения среди национальных меньшинств, он активно привлекал деятелей из их среды. Так, чуваш Иван Яковлевич Яковлев был назначен инспектором нерусских школ и заведующим чувашской школы в городе Симбирске. Илья Ульянов являлся инициатором сборов на содержание существующих и строительство новых школ. Так, если официальные расходы на образование по Симбисркой губернии в 1870 году составили 8070 рублей, то добровольные сборы составили 41 тысячу рублей. По его инициативе так же было построено 23 школы в Ардатовском, Алатырском и Корсунском уездах. Наряду с И.Н.Ульяновым одним из просвятителей мордовского народа был Владимир Харлампиевич Хохряков, который с 1870 года занимал пост инспектора народных училищ Пензенской губернии. По его инициативе в 1874 году в Пензе была открыта учительская семинария, куда принимались особо талантливые юноши и девушки. Дети низших сословий учились там на стипендию. А в 1879 году для учащихся семинарии был введен мордовский язык, для преподавания которого был привлечен учитель Калпашников. Кроме того, под руководством Хохрякова, учителя мордовской школы села Пичелейки Барсова и гимназиста Кечина был составлен методический указатель по азбуке и и первоначальным урокам русского языка для мордовских школ. Однако несомтря на все эти меры, грамотность населения продолжала оставаться низкой. Так, в 1897 году грамотность всех народов Пензенской губернии среди мужчин составляла 24%, а среди женщин - 6%. Среди же мордовского населения грамотность была еще ниже. Так, в Краснослободском уезде грамотных мужчин было 7%, а женщин - 0,5%.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Мордовии"