Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:20, реферат
Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.
Церковники стремились сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственный совет в 80—90 годах XIX века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведение синода, т. е. превращения их в церковноприходские. Подъем общественного движения во второй половине 90-х годов не дал осуществить эти реакционные намерения.
Двухклассные
народные училища.
Городские училища
по «Положению» 1872 года.Начальные школы
с трехлетним курсом обучения не могли
удовлетворить потребностей народного
хозяйства, перешедшего уже на капиталистические
рельсы. Возникла потребность в повышенных
школах. Были созданы двухклассные начальные
училища с пятилетним сроком обучения:
первые три года обучения считались первым
классом и соответствовали курсу одноклассного
народного училища; четвертый и пятый
годы были вторым классом, в нем преподавали
русский язык, арифметику (дроби, прогрессии,
тройное правило, проценты), наглядную
геометрию, элементарные сведения по естествознанию,
физике, географии и русской истории.
Двухклассные
начальные училища были школой-тупиком.
Окончившие его не имели возможности
продолжать общее образование в
средних школах, так как учебные
планы и программы их и средних
школ не имели преемственной связи.
Число двухклассных училищ было невелико,
примерно одно на волость. Окончившие
эти училища поступали по экзамену в сельскохозяйственные
школы, учительские семинарии и на различные
курсы.
Более повышенными
начальными школами были городские
училища. Большая часть уездных училищ,
существовавших по уставу 1828 года, была
преобразована в 70-х годах в городские
училища по «Положению» 1872 года. Эти училища
имели шестилетний курс обучения, их целью
было дать детям недворянского происхождения
(сыновьям ремесленников, мелких служащих,
мелких торговцев и пр.) повышенное начальное
образование и некоторые прикладные знания.
В городских
училищах преподавались закон божий,
русский язык и литература, арифметика,
алгебра, геометрия, география, история,
естествознание (сведения из ботаники,
зоологии, анатомии и физиологии человека),
рисование, черчение, пение.
Городские училища
были, как и двухклассные училища,
школами-тупиками, так как преемственной
связи между ними и средними учебными
заведениями не было. При многих
городских училищах организовывались
для окончивших одно-, двухгодичные курсы:
счетоводные и бухгалтерские, педагогические,
чертежные и т. п.
Городские училища просуществовали до 1912 года. После этого они были преобразованы в высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальной школы).
Подготовка учителей
начальных школ. Учительские семинарии
и институты.
Рост числа
начальных школ, особенно в 60—70-х
годах XIX века, остро поставил вопрос
о подготовке для них учителей.
Лучшие русские педагоги разрабатывали
вопрос о подготовке учителей. Так, К. Д.
Ушинский в 1861 году составил и опубликовал
проект учительской семинарии. По этому
проекту земства различных губерний открыли
несколько земских учительских семинарий
и учительских школ. Лучшими из них были
возникшие в 70-х годах С.-Петербургская
земская учительская школа, имевшая четырехлетний
(а после революции 1905 года даже шестилетний)
курс обучения, и Тверская женская учительская
школа имени Максимовича. Еще раньше последователем
Ушинского, известным методистом по географии
Д. Д. Семеновым при активном участии местной
общественности была открыта и прекрасно
поставлена учительская семинария в г.
Гори (Грузия).
В 70-х годах
царское правительство стало
ограничивать открытие земских учительских
семинарий и учительских школ. Вместо
них создавались казенные учительские
семинарии, в которых должны были воспитывать
будущих учителей для народа в духе православия
и «преданности престолу». Выработанное
в 1870 году «Положение об учительских семинариях»
и инструкция 1875 года предписывали учащимся
семинарий неуклонное исполнение обрядов
и требований православной церкви, посещение
богослужений, соблюдение постов, говение,
в свободное время чтение книг религиозного
содержания.
Курс учительских
семинарий был установлен трехлетний
(после революции 1905 года он стал четырехлетним).
В семинарии принимались главным образом
окончившие двухклассные училища. При
учительских семинариях были общежития,
большинство семинаристов получало стипендии:
казенные и земские. Сначала учительские
семинарии были только мужскими, впоследствии
стали открываться и женские. К 1 января
1917 года в России имелась 171 учительская
семинария. В них преподавались закон
божий, русский язык и литература, математика,
естествознание, физика, география, история,
рисование, пение, педагогика, методика
первоначального обучения. Во многих семинариях
(особенно в земских) преподавались также
ручной труд и сельское хозяйство.
Учительская семинария
по сравнению с гимназией и
реальным училищем давала меньший объем
общеобразовательных знаний. В периодической
печати нередко указывали на этот их недостаток.
Положительной стороной учительских семинарий
была педагогическая подготовка учащихся.
Преподавались педагогика с элементами
психологии и истории, методика преподавания
в начальной школе русского языка и арифметики.
Педагогическую практику учащиеся семинарий
вели в существующих при них образцовых
школах.
Учительские семинарии
не могли удовлетворить
Часть учителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичные педагогические курсы, организованные при городских училищах. Однако эти учебные заведения не удовлетворяли полностью потребности в учителях начальных школ. Часть из них получала звание учителя в порядке экстерна.
Учительские институты.
Для подготовки
учителей городских училищ, преобразованных
в 1912 году в высшие начальные училища,
были созданы учительские институты, куда
принимались мужчины, окончившие учительские
семинарии или городские училища и педагогические
курсы при городских училищах.
Курс обучения в учительских институтах был трехгодичным и общеобразовательная подготовка, даваемая учительскими институтами, не достигала даже уровня общеобразовательной средней школы, но в них педагогическая и методическая подготовка была поставлена хорошо. Большинство видных методистов дореволюционного времени — авторов методических руководств по преподаванию русского языка, математики, естествознания и других предметов — были преподавателями учительских институтов.
Информация о работе Школьные реформы 60-х годов XIX века. Школа в период реакции 70-80-х годов