Школа научного управления Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления.
Для этого необходимо изучить следующие вопросы (задачи):
- раскрыть определение школы научного управления;
- рассмотреть биографию Ф. Тейлора;
- изучить систему управления Ф. Тейлора.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Введение

 

Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История  знает немало примеров рационального  управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его  качество являлись определяющим началом  в благополучном развитии целых  народов, однако до нас не дошли сколь  либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической  мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер  Тейлор опубликовал свои исследования в книге «Принципы научного управления». Этот год традиционно считается  началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа  административного управления, школа  с позиции человеческих отношений  и психологии человека, школа с  позиции поведения человека в  производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень  сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной  системы управления. 

Для этого необходимо изучить следующие  вопросы (задачи):

- раскрыть  определение школы научного управления;

- рассмотреть  биографию Ф. Тейлора;

- изучить  систему управления Ф. Тейлора.

 

 

 

1. Школа научного управления

научный управление тейлор

Возникновение современной науки управления относится  к началу XX в. и связано с именами  Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод  исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию  американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен  в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Идеи Ф. Тейлора  были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области  организации производства. В системе  Тейлора центральное место занимал  ручной труд.

Форд заменил  ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

 

2. Фредерик Уинслоу Тейлор

    Возникновение научного управления

 

Фредерик  Тейлор, создатель научного менеджмента, был человеком, полностью захваченным  идеей контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей жизни. Как его работа, так  и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами  и графиками, которым он жестко следовал.

Эти черты характера проявлялись  у Тейлора с раннего возраста. Воспитываясь в хорошо обеспеченной семье, жившей по строгим пуританским  правилам (усердный труд, дисциплина и  умение управлять своими эмоциями), Фредерик быстро научился жестко регламентировать свою жизнь и самого себя. Друзья детства описывали дотошный («научный») подход, который он привносил в  их игры. Еще, будучи ребенком, Тейлор настаивал  на том, чтобы все подчинялось  четким правилам. До начала игры в бейсбол  он часто настаивал на необходимости  точного соблюдения размеров площадки, даже если большая часть солнечного утра уходила на то, чтобы убедиться, что все размеры до дюйма соответствуют  требованиям. Игра в крокет также  была объектом тщательного анализа: Тейлор анализировал углы ударов, высчитывал силу удара, преимущества и недостатки слабых и сильных ударов.

Для него было обычным наблюдать  за своими действиями, измерять время, потраченное на различные движения, и считать свои шаги. Во время  загородных прогулок юный Фред постоянно  экспериментировал, чтобы определить, как преодолеть максимальное расстояние с минимальными потерями энергии, или  каков наиболее простой способ перепрыгнуть ограду, или какой должна быть идеальная  длина прогулочной трости. Юношей, перед тем как идти на танцы, он составлял списки привлекательных  и непривлекательных девушек, чтобы  уделить одинаковое время каждой.

Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился  больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису  в парном разряде.

Тейлор окончил  институт (Технологический институт Стивенса), получил фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам, одновременно усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства, некоторые из них – на мировом уровне. Несмотря на блестящие перспективы, открывавшиеся перед ним, благодаря происхождению и социальному статусу семьи, Тейлор начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем за 8 лет дослужился до должности главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме, где и провел в 1898-1901 гг. первую серию своих экспериментов.

Переоценить вклад Тейлора в  науку управления трудно. Американский учёный, Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.

Надпись на могиле Тейлора проста и лаконична: «Отец научного менеджмента».

Тейлор считается  основателем современного менеджмента, «Отцом научного менеджмента».

До Тейлора  двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника»   - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 – началу 20 века исчерпал себя. С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе.

Итак, Тейлор пришел к мысли организовать труд, который предполагает выработку  многочисленных правил, законов и  формул, которые заменяют собой личные суждения индивидуального работника  и которые могут быть с пользой  применяемы только после того как  будет произведен статистический учет измерение и так далее, их действия. Таким образом, в начале века роль управленца в решение того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние меры.

«Хорошая  организация при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации» (Ф. У. Тейлор).

Ф. Тейлор расчленил  всю работу исполнителя на составные  части. В своем классическом труде, впервые опубликованном в 1911 г., он систематизировал все имеющие в то время достижения в области организации производственного  процесса. Отдельные достижения были прохронометрированы, а рабочий  день расписан по секундам.

Таким образом, Ф.У. Тейлор на практике в ряде случаев  отыскал тот объем работы, соответствующим  образом выполняя который рабочий  наиболее рационально может отдавать свою рабочую силу в течение длительного  времени. Он предложил научную систему  знаний о законах рациональной организации  труда, составными  элементами которой  является математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система  оплаты труда, метод изучения времени  и движений, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки др., что позднее вошло в так  называемый механизм научного менеджмента. В отличии от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым – исследователем или профессором школы бизнеса ,а практиком.

Тейлор впервые  заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке этой концепции  менеджмент признан самостоятельной  областью научных исследований. В  своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) Ф. Тейлор разработал методы научной  организации труда. К этим методам  он пришел, проведя ряд экспериментов.

Суть этих экспериментов заключалась в исследовании с помощью секундомера процесса подрезки чугунных чушек, который выполнялся самыми сноровистыми (ловкими) рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впоследствии были распространены на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5-4 раза, а заработная плата – на 60%. Причем, это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто сейчас считают, а прежде всего – за счет его рационализации.

Ф. Тейлор придавал большое  значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных  конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний  вес угля, захватываемого лопатой, колебался  от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии  погрузить за день больше, если будет  пользоваться лопатой вмещающей  от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных  типов материалов целесообразно  применять около 15 типов лопат. Все  это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось  от 400 до 600 человек.

В книге Тейлора  «Научная организация труда» (1924) сравнивается старая и новая «научная» система  труда. Он сравнивает работу нагрузки на тележки чугуна, который идет в дальнейшую переработку.

 

Таблица

 

Старая система

Новая система

Число рабочих, занятых нагрузкой

500

140

Один рабочий нагружает в  среднем тонн (по 61 пуду)

16

59

Средний заработок рабочего

2 р. 30 к.

3р.75к.

Расход фабриканта на нагрузку одной  тонны

14,4 к.

6,4 к.


 

Тейлор подчеркивал обязанность  администрации создавать соответствующие  условия: рабочий «должен пользоваться всяческим поощрением в проектировании усовершенствований, как в области методов работы, так и орудий труда. Всякий раз, когда рабочий предлагает какое-либо новое усовершенствование, правильная политика администрации диктует ей необходимость тщательного анализа нового метода и в случае нужды проведение ряда опытов для точного установления сравнительных достоинств нового проекта и старого стандарта» (Тейлор Ф.У. Научная организация труда.)

Широкая известность  пришла к Тейлору в 1912 г. после  его выступления на слушаниях  специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более  четкие очертания система Тейлора  приобрела в его работе «Управление  циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим, понятием, что: «управление это подлинная наука, опирающая на точно определенные законы, правила и принципы».

В основе тейлоризма лежит 4 научных принципа:

1. Создание  научного фундамента, заменяющего  собой старые, грубо практические  методы работы, научное исследование  каждого отдельного вида трудовой  деятельности;

2. Отбор рабочих  и менеджеров на основе научных  критериев, их тренировка и  обучение. Сейчас это обозначается  терминами "профотбор, профконсультирование и профобучение";

3. Сотрудничество  администрации с рабочими в  деле практического внедрения  научной организации труда и управления (НОТиУ);

4. Равномерное  и справедливое распределение  обязанностей (ответственности) между  рабочими и менеджерами. 

Тейлор пришел к важному выводу, что главная  причина низкой производительности кроется в несовершенной системе  стимулирования рабочих. Он разработал систему материальных стимулов. Награду  он представлял не только как денежное вознаграждение, но и советовал предпринимателям идти на уступки, поощрять.

«Поощрение  – это то, что дается сверх: повышение  по службе, премия, улучшение условий  труда, личное уважение… Администрация должна регулярно сообщать рабочему о его успехах… Рабочему за открытое им усовершенствование следует оказывать впредь полное доверие и уплатить денежную премию в награду за его изобретательность» (Тейлор Ф.У. Научная организация труда.)

Тейлор развил научный менеджмент в трех основных направлениях.

1. Нормирование  труда, т.е. процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных категорий и групп, их удельных соотношений в общей численности персонала организации, необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц орудий труда (машин, механизмов, приборов, установок и проч.).

2. Систематический  отбор и обучение персонала. 

3. Денежные  стимулы, как вознаграждение за  конечный результат.

Все они были нацелены на снижение числа ошибок при осуществлении стандартных  операций и мобилизацию потенциала работника для выполнения стоящих  перед ним задач.

Информация о работе Школа научного управления Тейлора