Шелковый путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.
Шелковый путь как торговая магистраль возник в III веке до нашей эры и просуществовал до XVI века нашего столетия. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.

Работа содержит 1 файл

Великий Шелковый путь.docx

— 69.50 Кб (Скачать)

  Данель уверена, что судьба отца, его предназначение на этой земле предначертано свыше: ему было много дано от природы — умения чувствовать и понимать, ума и таланта, любознательности и трудолюбия, сознания своей миссии. Его любовь к Казахстану, к своему народу была созидательной и плодотворной. Ему повезло учиться у великих российских ориенталистов В. Бартольда, С. Ольденбурга, И. Крачковского, С. Малова, В, Струве, А. Самойловича, Н. Марра в период расцвета школы русского востоковедения. Всю жизнь А. Маргулан гордился тем, что учился именно у них и всегда любил рассказывать об этом.   

  Деятельность и  целеустремленность, природный талант  всегда вызывают  доброжелательность и восхищение у одних и черную зависть у других — менее одаренных, но более амбициозных людей. Увлеченность национальной историей выходца из казахстанской глубинки, подающего надежды молодого ученого вызывала тупую ненависть у истинных «талмудистов» — идеологов советского режима, и в 1934 году он попадает в сталинские застенки.   

  — Отцу повезло,  если так можно  выразиться, что под репрессии тех лет он попал в Ленинграде а не в Алма-Ате здесь бы его точно уничтожили, как уничтожили весь цвет интеллигенции. В Ленинграде он долго пребывал в Петропавловской крепости, потом — в психиатрической клинике, затем его выпустили. А в те годы он уже был аспирантом Института материальной культуры.   

  Домой он вернулся  совершенно разбитым, больным, измученным человеком. Его долго отхаживали родственники, и когда, наконец, Алькей пришел в себя, его восстановили в аспирантуре. Защитил кандидатскую диссертацию.  

  — Работая в  Казахском филиале  Академии наук, руководил которой К. Сатпаев, уже в те годы, — продолжает Данель Алькеевна, — папа начал трудиться над докторской диссертацией «Эпические сказания казахского народа», которую защитил уже после войны, в 1946 году. Вскоре была образована Академия наук Казахской ССР. К. Сатпаев, который веете годы поддерживал моего отца, однажды посоветовал ему: «Алькей, займись археологией».

Маргулан, Алькей Хаканович

Материал из Казахстанская Интернет Энциклопедия, Биографии Казахстана, история Казахстана, города Казахстана

Перейти к: навигация, поиск

Алькей Маргулан (каз. Әлкей Марғұлан) (19041985) — ученый археолог, доктор филологических наук, академик АН КазССР, профессор, заслуженный деятель науки КазССР, основатель казахстанской археологической школы, видный ученый во многих областях знаний: в этнографии, востоковедении, истории; литературоведении, искусствоведении.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Вклад в науку
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки

Биография

Алькей Маргулан родился в ауле на территории современного Баянаульского района Павлодарской области. С 1936 - 1938 гг. - научный сотрудник Института истории материальной культуры АН СССР. С 1939-1946 гг.- старший научный сотрудник, заведующий сектором Института истории КазФАН СССР. С 1946-1985 гг. - заведующий сектором, заведующий отделом, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН Казахстана.

Вклад в науку

250px

Результатом его  исследований в области истории  культуры казахского народа явилась  защита в 1945 г. докторской диссертации  на тему: "Эпические сказания казахского народа". Кроме этого объектом его исследований были памятники древней архитектуры, им были открыты уникальные археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа - Бегазы, Сангуыр, Беласар и др. Результаты археологических исследований территории Центрального Казахстана были обобщены в фундаментальных монографиях: «Древняя культура Центрального Казахстана», «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана», «История Казахской ССР» в пяти томах. С середины 50-х гг. под его руководством осуществляется сбор материалов о выдающемся казахском ученом Ч.Ч.Валиханове. А.Х.Маргулан - редактор и составитель собрания сочинений Ч. Валиханова, автор многочисленных монографий о нем. Большую научно-преподавательскую деятельность он успешно сочетал с огромной организаторской работой, возглавляя в течение многих лет Координационный совет по этногенезу казахского народа, Ученый совет Института истории, археологии и этнографии АН КазССР, специализированный совет по защите докторских диссертаций. За многие годы А.Х.Маргулан издал более 300 научных и научно-популярных публикаций. Имя Маргулана стоит в одном ряду с именами выдающихся археологов и этнографов мира. Ученый внес неоценимый вклад в развитие гуманитарной науки о Казахстане, изучении самобытной культуры и мировоззрения казахского народа. Решением ЮНЕСКО 2004 год объявлен годом Маргулана.

Алькей Маргулан организовал знаменитую Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию 1946—1974 годов.

Ему принадлежат  открытие и обоснование бегазы-дандыбаевской культуры эпохи поздней бронзы — крупнейшего очага цивилизации в Центральном Казахстане.

Библиография

  • «Из истории  городов строительного искусства  древнего Казахстана».- Алма-Ата, 1950.
  • «Археологические изучения», "Оседлые поселения VIII-XIII вв. на склоне Каратау (извлечение из археологического отчета)" Известия Академии Наук КазССР.- Алма-ата.
  • «Археологические разведки в бассейне р. Сары-су». — Алма-Ата, 1947.

Ссылки

  • Маргулан, А.Х. Казахское народное прикладное искусство [Текст] /А.Х.Маргулан - Алма-Ата: Онер. Т. 1.-1986.-256 с. Т. 2.- 1987.-288 с. Т. 3.-1987.-288 с.
  • Маргулан, А.Х.Мир казаха [Текст]-Алматы, 1997.-57 с. Ин-т развития Казахстана.
  • Маргулан, А.Х. Сочинения: в 14-т. [Текст]: Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана/Гл. ред. Н.А.Назарбаев; сост. Д.А.Маргулан, Д.Маргулан; предисл. Н.А.Назарбаева.- Алматы: Атамура, 1998.- 400 с., ил. О А.Х. Маргулане 1.Манапова, A.M. Архивное наследие А.Х.Маргулана [Текст]-Значение наследия для истории Казахстана //Изв. М-ва науки - АН РК. 1997.- N 1.-С.80.-(Сер. общест. Науки)
  • Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Алматы: Энцикл. /Гл. ред. Р.Нургалиев.- Алматы, 1996.- С. 200.
  • Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Ашимбаев Д.Р. Кто есть кто в Казахстане: Биогр. энцикл.- Изд. 6-е, доп.- Алматы, 2001.- С.298.
  • Маргулан Алькей Хаканович [Краткая

Безымянные  древние курганы. Их множество. У слияния  рек Улькейек и Кабырга Айтекебийского района ученые насчитали таких не менее тысячи. Правда, большая часть из них относится к более поздней эпохе: ко второй половине XIX – началу XX века, о чем свидетельствуют сохранившиеся надгробные плиты. 
 
Издревле это место в народе называют «Хан моласы». А на картах исследователей, путешественников XVIII–XIX веков оно получило название «Хан суйегі». Исторические документы, архивные материалы Российской империи подтверждают, что именно здесь во время междоусобной распри в неравной борьбе был убит хан Младшего жуза Абулхаир. 
 
История этой кровавой драмы и сами конкретные обстоятельства убийства казахского правителя нашли отражение в письмах его сподвижника, батыра Жанибека, губернатору Оренбуржья Ивану Неплюеву, датированных августом 1748 года. А в записях известного российского ученого XVIII века Николая Рычкова более обстоятельно дано описание могилы Абулхаира, которую ему указал сын хана Нуралы. «Это было сооружение полуквадратной формы со стенами из сырцового кирпича. Жена и дети хана снарядили его в последний путь так, как и подобало отправиться в потусторонний мир истинному батыру – в парадной одежде и с воинскими доспехами (саблей, копьем и стрелами)». Есть немало и других ценных первоисточников, на которые опирается доктор исторических наук, профессор, заведующий отделением этнологии Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Серик Ажигали, который на протяжении многих лет ведет вместе с группой ученых исследования данного некрополя в поисках точного места захоронения хана. 
 
С изысканиями ученые, правда, несколько запоздали – они были начаты лишь в конце 70-х годов прошлого столетия. К тому времени, к сожалению, мавзолей хана, построенный из сырцового материала, уже полностью разрушился, а выросшее рядом с ним одинокое ветловое дерево, служившее главным ориентиром его местонахождения, на которое указывали в своих исследованиях ученые, сгорело дотла от удара молнии. Таким образом, единственная верная примета пропала. Остались лишь рассказы местных старожилов, которые утверждали, что такое дерево они видели, что оно особо почиталось многочисленными степными паломниками. Каждый путник, проезжая мимо него, непременно останавливался и читал молитву, затем завязывал по мусульманскому обычаю на его ветках лоскуток белой ткани. Сохранилась любопытная запись русских путешественников: «…казахи признают сего умершего хана за святого… чтут с благоговением его могилу». 
 
Это почтение передавалось из поколения в поколение. Вплоть до 40-х годов прошлого столетия, по утверждению некоторых очевидцев, ханский курган среди сотен других можно было различить издали по одинокому дереву. Потом грянули тяжелые военные годы. Эти места обезлюдели. И по прошествии многих лет место захоронения просто затерялось, даже старожилы затруднялись его указать: неузнаваемо изменился ландшафт, погребения почти сравнялись с землей, заросли густой степной травой. 
 
Попытку найти могилу Абулхаира в то время предпринимали Узбекали Джанибеков в бытность секретарем Тургайского обкома партии, писатель Амантай Сатаев. Не увенчались успехом и поиски небольшой экспедиции 1973 года, которая надеялась обнаружить могильник, основываясь на записи Николая Рычкова. Некрополь их встретил однообразием могильных насыпей и холмов. В 1979-м в этих местах, собирая материалы для романа о жизни казахского правителя Младшего жуза, находился народный писатель, видный общественный деятель Абиш Кекилбаев. После обстоятельных бесед с местными старожилами – жителями Тургая аксакалами Галымом и Рамазаном, взяв с собой провожатых, он сумел-таки выйти на место захоронения хана. Ему показали тот самый холм вдоль дороги, на котором когда-то росло святое дерево. 
 
«В тот момент, – вспоминает ныне Абиш-ага, – меня больше всего интересовал факт достоверности, наличие захоронения Абулхаира на этом некрополе, и я как-то не предполагал, что через годы найти эту могилу будет уже невозможно». 
 
Лишь через 19 лет у исследователей появится возможность приступить к более тщательному изучению этого некрополя. Как раз в тот год проводились фронтальные обследования территории Казахстана, и одна из этно-археологических экспедиций занималась изучением восточной части Актюбинской области. По словам Серика Ажигали, был снят глазомерный план, проведен первичный опрос старожилов, в том числе жителей близлежащего селения Шили Тургайской области, что в 70 километрах на север от некрополя. Интересную информацию передала ученым жительница этого аула Унзиля Уразымбетова, 1914 года рождения. Она рассказала, что у кладбища было зимовье ее родичей, и она вместе с другими детьми часто играла возле того самого дерева. По ее описанию, могила хана находится близ проселочной дороги в северо-восточной части некрополя. 
 
В 2001 году по инициативе общественного объединения – международного фонда Абулхаира была снаряжена еще одна экспедиция, которая сняла топографический план всего некрополя, занималась этнографическими исследованиями. Отряд работал как на территории Айтекебийского, Иргизского районов Актюбинской области, так и на территории Джангильдинского района Костанайской области. Был собран богатый этнографический материал. Наряду с этим ученые еще раз тщательно изучили архивы в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге и многие документы, касающиеся судьбы хана, его гибели, могилы. 
 
«В 2001 году мы остались на позициях прежней рабочей гипотезы, – говорит Серик Ажигали. – И в своих записях я сделал пометку, что обследуемые объекты являются наиболее вероятным местом захоронения Абулхаира. Но стопроцентной уверенности у меня еще не было». Поэтому в 2007 году при поддержке акима Актюбинской области Елеусина Сагиндикова ученые возобновили работы на некрополе. В течение последних двух лет они провели его детальный осмотр, аэрофотосъемки с дельтаплана, почво-археологические исследования возле предполагаемых объектов с восточной стороны. В текущем году намерены более подробно исследовать еще два-три кургана и, приступая к геофизическим исследованиям, готовы применить более точную современную технику, в частности, георадары, которые помогут зафиксировать состояние подземного слоя. В плане экспедиции – снять всю площадь некрополя магнито-метрическим методом.  
 
Дополнительно уже сделана фотосъемка некрополя с вертолета, приглашены специалисты-геоботаники, почвоведы из Института степи Уральского отделения РАН в Оренбурге, опытные археологи из Института археологии имени А. Маргулана. Словом, поиски точного места захоронения хана решено вести усилиями ведущих ученых республики и их коллег из стран СНГ.  
 
– Я думаю, что мы на верном пути и придем к положительному результату, – уверен возглавивший эту работу Серик Ажигали. – В любом случае, независимо от нахождения конкретной могилы, ясно, что Абулхаир, выдающийся исторический политический деятель Казахстана, внесший немалый вклад в становление государства, покоится именно здесь. Кроме него в этих курганах, возможно, похоронены и другие известные личности, его сподвижники, батыры. То есть это место знаковое.  
 
Ученый полагает, что сегодня параллельно с изысканиями необходимо вести и работы по созданию мемориального комплекса, поскольку эта точка на карте может стать в перспективе местом паломничества туристов, важным историко-культурным объектом на территории Западного Казахстана. Тем более что в этих краях кроме некрополя «Хан моласы» есть множество других ценных памятников культуры и природы: в районе Иргиза – знаменитый кратер Жаманшин, в селе Клемжайган в свое время бывал Кенесары Касымов, во множестве имеются в этой местности древние мавзолеи.  
 
– Вообще иргизо-тургайский регион судьбоносный в истории Казахстана, – считает народный писатель Абиш Кекилбаев. – Здесь завязывались отношения с Россией, формировалась настоящая степная культура, отсюда вышли многие известные казахские деятели. И я ценю и всецело поддерживаю инициативу акима Елеусина Сагиндикова по привлечению ведущих ученых для исследования этого края, созданию в этой местности исторического памятника. 
 
Эту мысль писатель высказал недавно во время совещания рабочей группы по исследованию некрополя «Хан моласы» в Актобе. Абиш-ага не преминул по прошествии тридцати лет со дня первой своей поездки на «Хан моласы» вновь побывать на этом месте вместе с экспедицией ведущих этнографов и археологов республики.

Государство кереитов и найманов

Ранняя история  наиманов и кереитов. Найманы и кереиты впервые появились на исторической арене около середины ХIIв. Найманы были известны тогда под названием "сегиз огуз", т.е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием "цзубу" - кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными - наиманов. Примерно в это время найманами правили полулегендарные Наркыш-Таян и Эниат хан. Правитель всех цзубу носил титул "далай хан". В конце IX-начале Х века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 г. далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий - христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кида-ни были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 г. и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен. Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо. 
В 1125 г. государство киданей распалось, и кереиты вновь получили независимость. Возглавили их правители с титулом "буюрук хан", первый из которых, Маргуз Буюрук хан был одновременно и ханом монголов. Найманы основали собственное государство в 1143 г., правителем их стал Инанч-Бильге-Буку хан. К югу от кереитов и наиманов, на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты. 
Государство кереитов. В 50-х годах XII, в. обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. После его смерти ханство возглавил Хурджакус (Грегориус) Буюрук хан. Его брат с титулом "гурхан" правил монголами. В 1171 г. престол занял сын Хурджакуса - Тогрул хан. Начало его правления ознаменовалось ожесточенной борьбой за власть между Тогрулом и его дядей - гурханом. Только при поддержке монгольских вождей хану удалось одержать победу и изгнать гурхана, однако после этого власть кереитов над монголами значительно ослабла. 
В начале 80-х годов Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул "ван", т.е. "царь", что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. С этого момента Тогрула называют также Ванханом. В 90-х годах власть хана опять ослабла. В 1196 г. ему пришлось оставить орду и бежать в Тангут. При помощи наиманов престол занял его младший брат Ерке-Кара, однако его правление было недолгим. В 1198 г. Тогрул вернулся и вновь стал правителем кереитско-монгольской конфедерации. 
Конец ХII-начало XIII в. ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов. В 1203 г. между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Ван хан и его сын Сангум погибли, часть кереитов во главе с полководцем Кайранбаем бежала на северо-запад, в среднее течение Ертиса. Большая часть кереитов вошла в состав монгольского государства. 
Государство наиманов. После образования государства кара-киданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-Бильге-Буку хана. Государство наиманов занимало земли к западу от кереитов, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти, в конце ХII-начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча: Таян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201 году оба владения потерпели поражение от кереитско-монгольского союза. В 1204 году монголы разгромили Таян хана, а в 1206 - Буюрук хана. Сын Таяна Кушлук хан, собрав остатки найманских войск, укрылся в государстве кара-киданей. 
Государственный строй. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе государства стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде -ставке хана и осуществлялись служилой знатью - черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население государства делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. В то же время источники говорят о племенах, входивших в состав кереитского и найманского государств. Так, по Рашид-ад-Дину, в состав кереитов входили сахияты, дубоуты, албаты, карныны, влиятельной группой были канглы. Среди найманов часто упоминается влиятельное племя битикин, а также кыпчаки и канглы. 
Итак, кереиты и найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах X-XIII вв. в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа. 
Таким образом, мы проследили развитие исторического процесса на обширных территориях Сарыарки и Западного Казахстана, регионов, ставших колыбелью казахского народа. Узнали, что степные государства (Кимакский каганат, огузское и кангаро-печенеж-ское объединение) жили бурной политической жизнью и участвовали наравне с крупнейшими странами того времени в событиях, имевших мировое значение. 
Но особое место в истории Казахстана занимает кыпчакское государство. Кыпчаки, непосредственные предки казахов, смогли создать на огромной территории от Дуная до Иртыша несколько крупных государственных образований и активно влиять на политическую жизнь не только сопредельных стран (Византия, Хорезм, Русь, Закавказье, Булгар), но и отдаленных (Египет, Индия), где долгое время правили кыпчакские династии. 
В целом период V-XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Протоказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы, христианство, буддизм и в первую очередь ислам. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены те основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.

Государство Караханидов (942--1210 гг.)

Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915--955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.

В образовании и  ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее -- в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья.

В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059--1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075--1102) -- владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

Информация о работе Шелковый путь