Шелковый путь на территории Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 07:33, реферат

Описание работы

Направления и трассы Великого Шелкового пути. Взаимодействие и взаимообогащение культур. Города и поселения в VI — первой половине IX века. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв. Памятники кочевников Казахстана.

Работа содержит 1 файл

49.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

  В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской  культу-pbis в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, ЛабаН, Ики-огуз, Каялык.

  В этот период оседлая и городская жизнь  распространяется в Центральном  Казахстане. Города и поселения располагались  в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.

  Города также  появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники  сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар. Дахлан, Астур.

  Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

  Раскопки городищ  дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли  по сравнению с предыдущим периодом.

  На юго-восточной  части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов XI —  начала XII вв. В каждом из них насчитывалось  соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.

  Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье  показали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12-14.

  Новым элементом  в застройке городов стали  мечети. Известно сообщение автора Х в. аль-Максиди о строительстве  соборной мечети в городе Кодере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.

  Среди компонентов  застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и других городов  Востока, были общественные бани. Две  из них открыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.

  В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.

  В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги  нового типа — круглые и прямоугольные  жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.

  Новые типы жилища появляются в городах юго-западного  Семиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные  помещения группируются вокруг дворика  или зала. Такая планировка была характерна для рядовых и богатых  домов.

  Городское жилище XI—XII вв. северо-восточного Семиречья  известно по раскопкам города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных  помещений и двора. Основания  стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.

  Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них  были загоны для скота и конюшни  с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарских домов  обнаружены основания от юрт. Сочетание  жилья с двором для скота, наличие^юрт  свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточного Семиречья традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.

  Намечается  прогресс в керамическом ремесле. По сравнению с периодом раннего  средневековья, доля лепной посуды резко  снижается. Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана относится к IX в., а массовое распространение их приходится на Х—XII вв. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.

  Кузнечное ремесло  было одним из наиболее важных в городе. О его развитии, технических возможностях дают представление массовые находки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском и Джун-гарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них. Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно и ювелирами.

  Развитие получили косторезное ремесло и обработка  камня. Из кости и рога изготавливались  ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки.

  Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного Семиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок полотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.

  Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров, которые  попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры и меха.

  Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших  натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.

  Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения. Ее развитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса.

  Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан.

  В IX—XII вв. наблюдается  заметное изменение в развитии городской  культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических, экономических и культурных отношений  Халифата, Саманидского, Караханидского государства сблизили исследуемую  область со Средней Азией. Важную роль в развитии городской культуры стала играть новая религия —  ислам16.

  § 5. Памятники кочевников Казахстана

  Как уже отмечалось, в тесной связи с городской  культурой развивалась кочевническая  культура.

  В отличие  от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребения с конем, относящиеся к VI—IX вв., представлены достаточно многочисленными курганными могильниками, среди которых эталоном является могильник Кудыргэ, в Казахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпи из камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы. Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же ориентацией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкой погребенных.

  В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были положены в  одну могильную яму. В могиле обнаружены костяные накладки лука, на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычке пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранились пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях груди обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебряная серьга из двух несомкнутых колец.

  К периоду VI—VIII вв. относятся курганные погребения Бори-жарского могильника на Арыси  и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это — захоронение  тюрок, перешедших к оседлости. Здесь  обнаружены коллективные погребения на обмазанных глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах — сводчатых постройках из пахсовых блоков и кирпича. В них обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика, характерная для оседлого населения17.

  Выделить в  общей массе погребальных памятников тюркского времени принадлежащие  именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанных курганов того времени. Скорее всего, погребальный обряд  тюргешей был близок тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности. Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатау погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, а коня на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представлен железными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой. По мнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вблизи Алматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, и поливная керамика, датируемая ^Ж в.

  Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долине Иртыша в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерные черты погребального обряда:

  одиночное захоронение  с конем или шкурой коня; захоронения  в подбоях в деревянных гробах с конем или предметами конской  упряжи.

  Разнообразие  погребальных обрядов свидетельствует  о многокомпонентное™ кимакского союза племен.

  Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не многочислены, они известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки тризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные колоды, дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойника накрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое, устроенном в западной стенке могильной ямы. В ряде погребений сохранились куски шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются железные ножи, кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом — остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение представлено удилами, стременами и остатками седел.

  Находки из захоронений  степной части средневекового населения Казахстана позволяют вместе с письменными источниками

получить представления  о хозяйстве, образе жизни и религиозных  представлениях кочевых племен, которые  вместе с горожанами составляли единую политическую, экономическую и этническую общность.

Информация о работе Шелковый путь на территории Казахстана