Шарль-Луи де Секонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё годы жизни 18 января 1689 — 10 февраля1755) — французский просветитель, правовед, философ и литератор эпохи Просвещения, родился в 1689 г. в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье. В 1705 г. окончил колледж ораторианцев в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. В 1714 г. вернулся в Бордо, где получил сначала пост советника в городском суде, а через два года стал одним из вице-президентов суда.

Работа содержит 1 файл

монтескье политология.docx

— 30.98 Кб (Скачать)

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё годы жизни  18 января 1689 — 10 февраля1755) —  французский просветитель, правовед, философ и литератор эпохи Просвещения, родился в 1689 г. в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье. В 1705 г. окончил колледж ораторианцев в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. В 1714 г. вернулся в Бордо, где получил сначала пост советника в городском суде, а через два года стал одним из вице-президентов суда.     

В естественном состоянии  человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к  равенству и миру с другими. Объединяясь  в общество, люди утрачивают понимание  своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны  между отдельными лицами и между  народами. "Появление этих двух видов  войны,- писал Монтескье,- побуждает  установить законы между людьми". Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями  и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения  все граждан между собой (гражданское  право). 
 
 Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса.  
 
 На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства.  
 
 Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия.  
 
 Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им". Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. 
 
 Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе: 
 
 1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.  
 
 2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. 
 
 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". 
 
 Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя. 
 
 Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".

 

 

В своей социальной философии Монтескье 

рассматривает причины  существования разных форм

общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную

форму общественного  развития, необходимо почитать то

законодательство, которое существует в данном обществе.

Монтескье различал два типа законов, существующих

в обществе:

1) "естественные", которые определяются 

биологическими, природными характеристиками человека и 

выражают его  отношения к природе я к  другим людям, но,

так сказать, во внеобщественном состоянии;

2) социальные законы.

Монтескье выделял  три основных образа правления,

существовавших в истории: республиканский,

монархический, деспотический. Он полагал что юридические

нормы государства  определяются формой государства,

законы же - это  юридические выраженные правила,

определяющие  отношения между верховной властью  и 

членами общества. Эти законы, согласно Монтескье,

формируют политическую свободу, состоящую в том, что 

каждый имеет  право делать все, что дозволено  законами.

Смысл концепции  Монтескье сводился к утверждению, что 

законодательства, характерные для определенных форм

правления, а именно демократического, монархического и 

деспотического, детерминированы различными факторами:

характером политической власти, почвой, рельефом (т.е.

географической  средой), нравами, обычаями, религиозными

верованиями, численностью населения.

Тем самым Монтескье  попытался осознать общество

как целое, связанное  в единое целым рядом условий,

факторов. Эта  целостность и определяет, согласно

Монтескье, "дух  народов". Каждая форма правления -

своеобразная  структура, все элементы которой 

взаимосвязаны и  необходимы для функционирования целого.

В каждой социальной структуре главным элементом 

Монтескье считал ту или иную человеческую страсть,

которая дает возможность  действовать, чтобы сохранить 

устойчивое состояние. Для республики характерна

добродетель, для  монархии - честь, для деспотии - страх.

Если та или  иная "страсть", или психологический  принцип,

ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем  самым 

Монтескье устанавливал определенную зависимость между

образами правления  и психологией народов, что имело  под

собой важные основания. Монтескье выводил эти 

зависимости из географической среды, в которой главную

роль играли климат, почва и рельеф местности.

Составная часть  учения Монтескье - его концепция 

"разделения  властей", которая в определенной  степени была 

развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение

законодательной, исполнительной и судебной властей 

должно быть при любой форме правления, как при

монархии, так  и при демократии. Он писал, что  необходимо

разделить "власть создавать законы, власть приводить  в

исполнение постановления  общегосударственного характера 

и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".

Только подобное государственное устройство, в котором  все 

эти власти разделены, может обеспечить такое положение,

"при котором никого не будут понуждать делать то, к чему

его не обязывает  закон, и не делать того, что закон  ему 

позволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Эта

концепция Монтескье  имела огромное демократическое

содержание и  не потеряла своего значения до настоящего

времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическое учение


  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе прав". Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано(1738-1794).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В  1728 М. предпринял путешествие  по Европе (посетил Италию, Пруссию,  Нидерланды), в 1729—31 жил в Великобритании. Английская конституционная практика, взгляды английских правоведов  и философов оказали большое  влияние на формирование государственно-правовых  идеалов М., наиболее ярко выраженных  в книге «О духе законов» (1748, рус. пер. 1900), — энциклопедическом труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-исторического методов. М. придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления государства географическим факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления. Такая позиция дала основание считать М. одним из основоположников т. н. географической школы в социологии. Однако важнейшее значение М. придавал политическим факторам и прежде всего — форме правления (См.Форма правления). Основной темой книги «О духе законов» и являлась проблема разумного государственного строя и его организация. Исходя из античных политических теорий, М. различал 3 правильные формы правления (Демократия, Аристократия и Монархия) и 1 неправильную (Деспотия).         

Считая наилучшей формой правления  монархию, М. в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политическую свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму  государственного устройства (см. также  «Разделение властей» (См. Разделения властей теория)). М. сыграл значительную роль в истории Франции, в развитии мировой общественной мысли как критик королевского деспотизма и идеолог конституционной монархии. В целом же политическая программа М. — программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении государственной власти. М. не сумел дать подлинно научного разграничения различных форм правления. К. Маркс, отмечая неправильность данного М. разграничения монархии и деспотии, писал, что «...всё это — обозначения одного и того же понятия, в лучшем случае они указывают на различия в нравах при одном и том же принципе» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374—75). В области чисто правовой М. выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избирательное право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от государства, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость международных соглашений о гуманизации методов войны и т. д.        

 Идеи М. широко использовал  Ч. Беккариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на американскую конституцию 1787, французскую конституцию 1791 и др.        

 Исторические взгляды М. нашли  своё выражение в его труде  «Размышления о причинах величия  и падения римлян» (1734). М. отказывается  от теологического понимания  истории, выдвигает положение  об объективной закономерности  исторического процесса.        

 Книга «О духе законов»  была внесена в «Индекс запрещенных  книг», тем не менее она выдержала 22 издания на протяжении двух лет (1748—1750), была переведена почти на все европейские языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А. Д. Кантемир и А. Н. Радищев (оба перевода не сохранились).        

 Славу М. как художнику  слова принёс роман «Персидские  письма» (1721, рус. пер. 1789) — одно из лучших произведений т. н. философского жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей — персов Узбека и Рики, «наивных» и в то же время мудрых критиков французского светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей «цивилизованности», от которой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, искусство, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира М. разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.        

 Поэмы в прозе «Книдский храм» (1725) и «Путешествие в Пафос» (1727) написаны в духе гедонистического эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологическими персонажами, эротическими сюжетами.        

 «Опыт о вкусе в произведениях  природы и искусства» (написан  1753, опубликован в 4-м т. «Энциклопедии»  Д. Дидро, 1757) выдержан в целом  в традициях Классицизма. Однако, выступая как сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в художественном произведении, М. понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния.         

 


Информация о работе Шарль-Луи де Секонда