Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:17, реферат
Один современный ученый сказал как-то: «Магия — это наука джунглей», И действительно, с помощью магических приемов и действий внеисторический человек пытается воздействовать на мир с целью преобразить его. Мы знаем, что в отличие от науки, полагающей, что она воздействует на мир и человека с помощью подчиненных и осознанных безличных природных явлений, магия уверена в подчинении ей личных духовных существ, которые являются «хозяевами» этих явлений. Существа эти именуются духами. Во многих древних религиозных традициях их, наравне с БогомТворцом, называют «богами» (египетское — ntr, семитское — ilum, санскритское — deva). Даже в «Новом Завете» христиан эта традиция сохраняется: «Есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ШАМАНИЗМА 5
1.1 Историография шаманизма 5
1.2 История возникновения шаманизма 9
2. ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕНННОЙ КУЛЬТУРЕ 13
2.1 Городской шаманизм 13
2.2 Горловое пение как инструмент шаманов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Ретроспективный взгляд на
фигуру и функции шамана обозначает
особенные черты его от древности
к современности. Основным определителем
социальной функции шамана является
уровень развития того общества, которое
шаман обслуживает, в конечном итоге
- социально-экономическая
Видоизмененный и
Так "белый" и "черный" шаманизм
якутского народа сосуществуют и, судя
по тому описанию, которое дают исследователи,
являются религией раннеклассового общества,
стоящего на грани объединения религиозной
и политической власти в одном лице.
Современная мода на шаманизм, по мнению исследователей, возникла после серии публикаций книг американского писателя и мыслителя Карлоса Кастанеды, монографий американского антрополога Майкла Харнера, философских трудов румынского историка религий Мирче Эллиадэ и других известных шаманологов мира.
Большинство современных последователей не проводят традиционных молитвенных обрядов, не стремятся серьезно и глубоко изучать историю и культуру шаманизма, не проходят посвящение в шаманы. Зато они ходят по горячим углям, стучат в бубны, носят рога и кафтаны из выделанной кожи, потребляют священные напитки индейцев Мексики (пейот или айяхуаску), чтобы уйти в измененное состояние сознания и совершить путешествие в мир духов7.
Основные шаманские техники, освобожденные от культурно-социального контекста, были названы Майклом Харнером «базовым шаманизмом», иначе называемым неошаманизмом. Это и есть новый, современный вид древней религии.
На основе неошаманизма родилась новая традиция – городской шаманизм.
Это парадоксальное существование шаманских практик вдали от мест силы и природы, в крупных европейских и российских городах.
Большинство обывателей представляют шамана пожилым мужчиной азиатской внешности, одетым в экзотическую одежду и непременно с бубном в руках. Этот образ не совсем верный, говорит Андрей Коробейщиков. По его словам, хорошим шаманом может быть и старик, и молодой мужчина, и даже ребенок любой национальности. Что касается одеяний, истинный шаман не будет выставлять на всеобщее обозрение свои ритуальные одежды.
В повседневной жизни он, как правило, ходит в обычном европейском костюме. У многих современных шаманов есть свои сайты, они активно общаются в социальных сетях, проводят тренинги и читают лекции в разных городах. При этом каждый занимается своим видом деятельности. Кто-то служит родовым духам, а кто-то, например, лечит кур. Одни в обрядах используют ритуальные принадлежности и входят в транс путем ритмичных ударов в бубен (камлат), а другие достигают измененного сознания с помощью алкоголя и психотропных веществ (среди «исступленных» есть, к сожалению, немало людей, страдающих алкогольной зависимостью).
Каждый шаман настолько индивидуален по своим методам и техникам, что Андрей Коробейщиков в ходе изучения явления пришел к выводу: в наше время шаманизма, как культуры, которая бы определяла единую философию, вообще не существует. Да, шаманы – люди, путешествующие между мирами и говорящие с духами,- несомненно, есть. Но подвести их всех «под одну планку» нереально8.
По словам же Валентина Хагдаева, истинный шаман должен обязательно знать историю этой древнейшей религии. Знать мифологию, легенды и предания, а так-же родословную своего и других родов, а обряды и ритуалы проводить на родном языке9.
Игиль - тувинский национальный инструмент. Длинный гриф с резной конской головой сверху, на корпусе натянута кожа. Две струны. Полукруглый смычок. Николай зажимает корпус между колен - "Говорить много не буду". Начинается. Протяжные звуки игиля и знаменитое горловое пение - нереально-космические тона. Переношусь куда-то - степь ли, кедры ли, горы ли?
Шаманы считают игиль магическим инструментом. При общении с духом тайги или источником священных вод на нем играют и входят в измененное состояние сознания.
Опытные люди знают, что играть на таком инструменте в тайге даже опасно - сознание очень сильно меняется. Когда люди выходят на охоту, приглашают музыкантов, которые играют на хомусе (варгане) или игиле и призывают хозяина тайги, успокаивая его, чтоб он не относился к охотникам строго. Опытный шаман делает подношения во время игры – жжет костер, готовит пищу. Он молит о щедром отношении к охотникам. Шаманы не все играют сами, иногда приглашают мастеров - музыкантов с бубном, варганом, игиле.
Исполнение желаний и помощь в делах - это одно назначение шаманизма. Не меньшее значение имеет целительство. Человека исцеляют этими музыкальными сеансами: "Я постепенно привыкаю к этому инструменту и делаю людям хорошо. Я даю сеанс - четыре, пять раз. Инструменты становятся необходимы".
Хомус или варган. Это металлическая дуга с язычком, ее вставляют в рот и издают звуки - описать невозможно, но в документальных фильмах про чукчей звучит всегда. Николай вынимает алтайский варган в кедровом футляре: "Вот шаманы его использовали тоже. Детям не разрешали играть. Вот когда пасет…(мы, тувинцы, раньше были животноводами) - от детей прятали. Детям вредно - очень увлекаются, трудно оторвать".
Горловое пение в Туве передается из поколения в поколение. Сейчас этот феномен изучают ученые - почему получается такой звук, двух-трехголосный?
Раньше пели только мужчины, а женщинам запрещалось. Теперь же поют и женщины - даже есть группы артистов. Искусство шамана очень сильно помогает при создании внутренних вибраций. Они расширяют сознание и ты сам становишься этой музыкой, этим ритмом.
И можно получить ответ свыше, решить вопрос для пациента. "И это хороший путь, считает Николай Ооржак, - Я не говорю, что это самый сильный путь, но это помогает людям. И в то же время самому исполнителю очень хорошо. Все тело начинает петь и помогает сознанию. Потом я понял - при исполнении песни тело должно помогать -оно расслабляется, расширяется и создается такой звук, двигается и выходит такая хорошая энергия, что сознание получает такую приятную силу".
Действительно начинаешь летать. Умея создавать мощный голос и человеку начинаешь помогать - когда у человека расширяется сознание, все у него получается. И исцеляется, и все его желания исполняются. Если научиться петь и выходить на сцену - это тоже можно. Но необходим преподаватель. Ведь первые шаги ведут всего лишь на фундамент. Научиться горловому пению - большая, сложная работа, не только физическая, но и духовная.
Главное - состояние играющего. Ничего другого нет. Все равно, на чем играть, хочу - на этом, хочу - на этом.
Главное - уверенность самого исполнителя и время, где и когда исполнять, и почему. Можно просто стучать по дереву, можно петь. Шаман -вольный исполнитель, языческий. "Мне не хочется создавать систему и на этой системе работать и исцелять.
Начало появления
Шаманизм, как образец явного преобладания чувственного над реальным, представляет интерес не только для психологов, но также и для медиков, этнографов, религиоведов, культурологов. Этому чрезвычайно интересному явлению, которое привлекает внимание специалистов-религиоведов в последнее время посвящена обширная литература. В ней раскрываются и подвергается анализу различные стороны шовинизма, действия фигуры шамана как личности.
Исследование шаманизма с медицинских позиций привело к признанию точки зрения, согласно которой шаманский сеанс – это не что иное, как домедицинский способ лечения, когда болезнь преодолевается внутренними (духовными ресурсами) человека, без применения каких-либо существующих лечебных средств (лекарств).
Более или менее стал ясным
вопрос о сочетании понятий «шаманизм»
и «религия». Вопрос решается в пользу
второй точки зрения, согласно которой
– шаманизм именно по той причине
и уживается с любой религией,
что сам не представляет собой
религию как внутренне
1 Борисова Э.О. Культ обоо в трудах
отечественных исследователей// http://www.actualresearch.ru/
2 Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза.-Киев: София, 2000.-480с
3 Кулемзин В.М. О хантыйских шаманах.-Тарту, 2004.-210с.
4 Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. 2008. № 2. С. 135–148
5 Сондомпилова М. Религиозные
приоритеты духовной жизни монгольских
народов в условиях глобализации//Власть.-2011.-№
6 Акулич А. Путешествующие между мирами//Тайная власть.-2011.-№11.-С.3
7 Кулемзин В.М. О хантыйских шаманах.-Тарту, 2004.-210с.
8 Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. 2008. № 2. С. 135–148
9 Акулич А. Путешествующие между мирами//Тайная власть.-2011.-№11.-С.3
10 Кулемзин В.М. О хантыйских шаманах.-Тарту, 2004.-210с.