Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:40, реферат
Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.
Святой Сергий велик для всех. Подвиг его всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории.
Введение…………………………………………………………………………..3
Сергий Радонежский и отечественная культура……………………………….4
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сергий Радонежский и отечественная культура……………………………….4
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..15
Введение
Более 600 лет назад, на исходе XIV столетия, в подмосковной Троицкой обители на Маковце мирно почил о Господе ее основатель и игумен - Преподобный Сергий Радонежский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в отечественную историю как созидатель национального и государственного единства Русской земли.
Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.
Святой
Сергий велик для всех. Подвиг его
всечеловечен. Но для народов нашего
Отечества, вдохновленных его служением,
верой в свое будущее, имя его
преступает грань веков и является дорогим
и священным достоянием истории.
1
Сергий Радонежский
и отечественная культура
В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно историческим подвигом ни поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры. Имя Преподобного Сергия способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших народов в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.
Человек, умолкший шесть веков назад, ушел в иной, небесный мир как величайшая слава России. В лице Преподобного Сергия наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной державы.
Движимые глубокой верой в небесное предстательство и заступничество Преподобного Сергия, преклоняясь перед высотой его духовного подвига и патриотического служения соотечественники и наследники почитают его честного преставления, уясняя исполинское величие и значение его дела, засвидетельствовая о нем, как о национальном символе нашего возрождения, нашего нравственного и духовного обновления и нашей державной, Богом ниспосланной исторической судьбы.
Шесть веков прошло с тех пор, как угасла земная жизнь этого великого и тихого старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляются от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его судьбоносная для наших народов святость.
От таинственных созерцаний и откровений до государственной и политической жизни - огромный шаг. Но святой Сергий сделал его. Посланный России духовный гений, Преподобный Сергий обладал необычайней притягательностью своей натуры, глубокой внутренней преображенностью всего облика и тем широким горизонтом творческого универсализма, который позволял ему успешно служить духовному возрождению нации на всех ступенях своего христианского и монашеского делания. Единственный по глубине прозрения, по высоте созерцания, по святости подвига и царственной свободе духа, Преподобный Сергий был дан России для того, чтобы стать благодатным светочем не только всей народной жизни XIV века, но и в чреде последующих столетий1.
Высоким умом и чистым сердцем Преподобный Сергий созерцал Бога. И в Боге он видел каждого приходившего к нему человека.
Он созерцал свой народ пред лицом Божиим, созерцал его душу, его талант, его историю. Созерцание было его предстоянием перед Богом, его молитвой, его пламенным желанием служить народу. И он служил ему, его утешению, ободрению, возвышению. Он молился о своем народе, чтобы в замысле Божием народ остался на высоте своего призвания, верным в принятии даров Божественной благодати.
В ясном и чистом воззрении на мир таятся те скрытые духовные силы, которые в их исторически единственном сочетании могут быть присущи лишь исключительным, гениальным личностям. Печать неотмирности, святости сияет в облике Преподобного Сергия через неоспоримый в своей подлинности бытовой и исторический реализм.
Преподобному Сергию присуще классическое чувство меры во всем. Мы не видим в нем ни выражения суровой аскезы, ни добровольного юродства, ни подвига христианского исповедничества - в нем ярко выражена безответная кротость. Он - созерцатель и деятель, и вместе с тем пророк и учитель своего народа. Ему дана сила ясного, глубокого и проникновенного ума и справедливого суждения. На современников он производил впечатление удивительно тонким по своему благородству и изяществу выражением простоты, глубокой искренности и того светлого, одухотворенного благодушия, которое без слов говорило о его внутренней духовной преображенности.
Сияние святости Преподобного Сергия неотделимо от его добродетели, его нравственной доблести, так высоко ценившейся его современниками. Как духовно преображенная личность, Преподобный Сергий имел молитву и нравственную доблесть глубинным содержанием своего скрытого от мира духовного творчества, и этим даром служил спасению Русской земли. Своим подвигом он явил миру истинную жизнь в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее проявлений. Невозмутимая соразмерность всех сторон внутренней жизни Преподобного Сергия отразилась в его внешнем облике как естественное и чистое ее оформление, как высшее претворение плоти духом. Идеальный внутренний мир Преподобного Сергия раскрылся в его лике как неподражаемое в своей уникальности благообразие, как канонический принцип безмолвной выразительности и завершенности образа, как оттиск на нетленной плащанице народной памяти.
Вместе с тем Преподобный Сергий обладал наиболее привлекательными чертами национального русского характера. Он говорил на языке Московской Руси XIV века, и собеседниками его были образованнейшие люди того времени - святители Алексий и Киприан. Священный язык молитвы и язык живого общения с народом, запечатленный в житии Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, передает ту атмосферу филологической культуры Московской Руси, к которой Преподобный Сергий как духовный вождь своей эпохи и своего народа был глубоко и всесторонне причастен2.
В
стихии языка народа сокрыта вся
возможная глубина его
Благоговейно почитаемый всем народом, Преподобный Сергий был обращен к нему своей всеприемлющей душой. Его призвание состояло в том, чтобы принять душу ближнего во всей ее глубине, во всех ее веками сформировавшихся особенностях и помочь каждому человеку преодолеть падение и соблазн. Своей святой и высокой жизнью он совершал в умах и сердцах своих современников глубокую нравственную и мировоззренческую перемену, которую в народе называли чудом. Это и было чудо. Совершалось духовное возрождение народа, творилось нравственное преображение Руси, подготовившее собой в последующие века культурное и государственное возвышение его земного Отечества.
Преподобный Сергий любил свою Родину и верил в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни Преподобный Сергий освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, Преподобный вдохнул в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В его лице народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил3.
Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в «отечестве» Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир.
Служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был им внесен в отношения Церкви и государства.
В лице Преподобного Сергия Церковь благословляет и молится, в лице святого князя Димитрия государство ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Историческим апофеозом попечения Преподобного Сергия о своей Отчизне, его высоким нравственным символом явилось благословение благоверного князя Димитрия на Куликовскую битву. Наше воображение вызывает из памяти центральный момент этой торжественной и величественной картины, запечатленной художником А. Н. Новоскольцевым: князь Димитрий впереди своей дружины, в воинских доспехах, сняв золоченый шлем, стоит на коленях перед святым Сергием, который в молитвенной устремленности к небесам окропляет его главу освященной водой и осеняет святым крестом. Благословив объединенное войско, Преподобный Сергий выразил свое отношение к армии, призванной защищать жизнь, свободу и честь народа.
В последующие века отечественной истории армия была школой патриотической верности, долга, дисциплины и стойкости. Все народы России - народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила4.
Современники дорожили благословением и молитвами Преподобного Сергия. Боясь потерять великого светильника и благочестивого заступника, благоговейно относились ко всем событиям его жизни. Известия о его предсмертной болезни и праведной кончине были отмечены во всех летописях. Но праведники живут вовеки.
Небесная помощь Преподобного Сергия спасала и ободряла нашу страну в самые суровые годы исторических испытаний и потрясений. В страшные годы смуты XVII века он явил поддержку и утешение героическим защитникам основанной им обители - Троицкой Лавры. В Нижнем Новгороде он сам трижды явился гражданину Косме Минину и повелел собирать казну для снаряжения войска, чтобы идти на освобождение Москвы от врагов. Он явился архиепископу Елассонскому Арсению, захваченному в плен поляками, со словами радостного утешения: «Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена»5.
Преподобный Сергий и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами. Известно, что икона явления Божией Матери Преподобному Сергию, написанная на доске от его гроба, сопутствовала российским царям и императорам в их военных походах. Печать благодатного влияния Преподобного Сергия, его небесного предстательства и заступничества легла на все важнейшие события в судьбах нашего Отечества.
Россия издревле была соединяющим началом между Востоком и Западом, что соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других, населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.
Святой
Сергий Радонежский был выразителем
и вдохновителем нашей
Путь творческого обновления, указанный Преподобным Сергием, создал на плодоносной российской почве великие идеалы и немеркнущие духовные ценности. Была взращена величественная в своем достоинстве, тонкая по своему изяществу и одухотворенная по своему содержанию культура России, ее великая иконопись, великая живопись, великая литература и великая религиозная мысль.
Преподобный Сергий основал Свято-Троицкий монастырь и воспитал множество учеников, продолживших его дело во всех концах Руси, в многочисленных обителях, служивших нравственной опорой народа и заложивших фундамент просветительного служения Церкви среди нехристианских народов в нашем Отечестве и за его пределами6.
Влияние Преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Художественная культура Московской Руси явилась во многих отношениях вершиной современной восточно-христианской культуры. В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом святой православной веры7.
Информация о работе Сергий Радонежский и отечественная культура