Сергий Радонежский и отечественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:40, реферат

Описание работы

Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.

Святой Сергий велик для всех. Подвиг его всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Сергий Радонежский и отечественная культура……………………………….4

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Сергий Радонежский и отечественная культура.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Сергий  Радонежский и отечественная культура……………………………….4

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Более 600 лет назад, на исходе XIV столетия, в подмосковной Троицкой обители на Маковце мирно почил о Господе ее основатель и игумен - Преподобный Сергий Радонежский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в отечественную историю как созидатель национального и государственного единства Русской земли.

     Русская Православная Церковь торжественно отмечает вместе со всей Россией эту  величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное  имя Сергия, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу.

     Святой  Сергий велик для всех. Подвиг его  всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его  преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сергий Радонежский и отечественная культура 

     В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно историческим подвигом ни поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры. Имя Преподобного Сергия способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших народов в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.

     Человек, умолкший шесть веков назад, ушел в иной, небесный мир как величайшая слава России. В лице Преподобного Сергия наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной державы.

     Движимые  глубокой верой в небесное предстательство  и заступничество Преподобного Сергия, преклоняясь перед высотой его  духовного подвига и патриотического служения соотечественники и наследники почитают его честного преставления, уясняя исполинское величие и значение его дела, засвидетельствовая о нем, как о национальном символе нашего возрождения, нашего нравственного и духовного обновления и нашей державной, Богом ниспосланной исторической судьбы.

     Шесть веков прошло с тех пор, как  угасла земная жизнь этого великого и тихого старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в  стремительном беге времени удаляются  от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его судьбоносная для наших народов святость.

     От  таинственных созерцаний и откровений до государственной и политической жизни - огромный шаг. Но святой Сергий сделал его. Посланный России духовный гений, Преподобный Сергий обладал необычайней притягательностью своей натуры, глубокой внутренней преображенностью всего облика и тем широким горизонтом творческого универсализма, который позволял ему успешно служить духовному возрождению нации на всех ступенях своего христианского и монашеского делания. Единственный по глубине прозрения, по высоте созерцания, по святости подвига и царственной свободе духа, Преподобный Сергий был дан России для того, чтобы стать благодатным светочем не только всей народной жизни XIV века, но и в чреде последующих столетий1.

     Высоким умом и чистым сердцем Преподобный  Сергий созерцал Бога. И в Боге он видел каждого приходившего к  нему человека.

     Он  созерцал свой народ пред лицом Божиим, созерцал его душу, его талант, его историю. Созерцание было его предстоянием перед Богом, его молитвой, его пламенным желанием служить народу. И он служил ему, его утешению, ободрению, возвышению. Он молился о своем народе, чтобы в замысле Божием народ остался на высоте своего призвания, верным в принятии даров Божественной благодати.

     В ясном и чистом воззрении на мир  таятся те скрытые духовные силы, которые  в их исторически единственном сочетании  могут быть присущи лишь исключительным, гениальным личностям. Печать неотмирности, святости сияет в облике Преподобного Сергия через неоспоримый в своей подлинности бытовой и исторический реализм.

     Преподобному  Сергию присуще классическое чувство  меры во всем. Мы не видим в нем  ни выражения суровой аскезы, ни добровольного юродства, ни подвига христианского исповедничества - в нем ярко выражена безответная кротость. Он - созерцатель и деятель, и вместе с тем пророк и учитель своего народа. Ему дана сила ясного, глубокого и проникновенного ума и справедливого суждения. На современников он производил впечатление удивительно тонким по своему благородству и изяществу выражением простоты, глубокой искренности и того светлого, одухотворенного благодушия, которое без слов говорило о его внутренней духовной преображенности.

     Сияние  святости Преподобного Сергия неотделимо от его добродетели, его нравственной доблести, так высоко ценившейся его  современниками. Как духовно преображенная  личность, Преподобный Сергий имел молитву и нравственную доблесть глубинным содержанием своего скрытого от мира духовного творчества, и этим даром служил спасению Русской земли. Своим подвигом он явил миру истинную жизнь в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее проявлений. Невозмутимая соразмерность всех сторон внутренней жизни Преподобного Сергия отразилась в его внешнем облике как естественное и чистое ее оформление, как высшее претворение плоти духом. Идеальный внутренний мир Преподобного Сергия раскрылся в его лике как неподражаемое в своей уникальности благообразие, как канонический принцип безмолвной выразительности и завершенности образа, как оттиск на нетленной плащанице народной памяти.

     Вместе  с тем Преподобный Сергий обладал  наиболее привлекательными чертами  национального русского характера. Он говорил на языке Московской Руси XIV века, и собеседниками его были образованнейшие люди того времени - святители Алексий и Киприан. Священный язык молитвы и язык живого общения с народом, запечатленный в житии Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, передает ту атмосферу филологической культуры Московской Руси, к которой Преподобный Сергий как духовный вождь своей эпохи и своего народа был глубоко и всесторонне причастен2.

     В стихии языка народа сокрыта вся  возможная глубина его умозрения, отличительного для характера нации, и вся полнота особенностей проявляющейся в народе святости.

     Благоговейно  почитаемый всем народом, Преподобный  Сергий был обращен к нему своей  всеприемлющей душой. Его призвание  состояло в том, чтобы принять  душу ближнего во всей ее глубине, во всех ее веками сформировавшихся особенностях и помочь каждому человеку преодолеть падение и соблазн. Своей святой и высокой жизнью он совершал в умах и сердцах своих современников глубокую нравственную и мировоззренческую перемену, которую в народе называли чудом. Это и было чудо. Совершалось духовное возрождение народа, творилось нравственное преображение Руси, подготовившее собой в последующие века культурное и государственное возвышение его земного Отечества.

     Преподобный Сергий любил свою Родину и верил  в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни Преподобный Сергий освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, Преподобный вдохнул в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В его лице народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил3.

     Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой  гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в «отечестве» Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир.

     Служение  миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был им внесен в отношения Церкви и государства.

     В лице Преподобного Сергия Церковь благословляет  и молится, в лице святого князя  Димитрия государство ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Историческим апофеозом попечения Преподобного Сергия о своей Отчизне, его высоким нравственным символом явилось благословение благоверного князя Димитрия на Куликовскую битву. Наше воображение вызывает из памяти центральный момент этой торжественной и величественной картины, запечатленной художником А. Н. Новоскольцевым: князь Димитрий впереди своей дружины, в воинских доспехах, сняв золоченый шлем, стоит на коленях перед святым Сергием, который в молитвенной устремленности к небесам окропляет его главу освященной водой и осеняет святым крестом. Благословив объединенное войско, Преподобный Сергий выразил свое отношение к армии, призванной защищать жизнь, свободу и честь народа.

     В последующие века отечественной истории армия была школой патриотической верности, долга, дисциплины и стойкости. Все народы России - народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила4.

     Современники  дорожили благословением и молитвами  Преподобного Сергия. Боясь потерять великого светильника и благочестивого заступника, благоговейно относились ко всем событиям его жизни. Известия о его предсмертной болезни и праведной кончине были отмечены во всех летописях. Но праведники живут вовеки.

     Небесная  помощь Преподобного Сергия спасала  и ободряла нашу страну в самые суровые годы исторических испытаний и потрясений. В страшные годы смуты XVII века он явил поддержку и утешение героическим защитникам основанной им обители - Троицкой Лавры. В Нижнем Новгороде он сам трижды явился гражданину Косме Минину и повелел собирать казну для снаряжения войска, чтобы идти на освобождение Москвы от врагов. Он явился архиепископу Елассонскому Арсению, захваченному в плен поляками, со словами радостного утешения: «Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена»5.

     Преподобный Сергий и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами. Известно, что икона явления Божией Матери Преподобному Сергию, написанная на доске от его гроба, сопутствовала российским царям и императорам в их военных походах. Печать благодатного влияния Преподобного Сергия, его небесного предстательства и заступничества легла на все важнейшие события в судьбах нашего Отечества.

     Россия  издревле была соединяющим началом  между Востоком и Западом, что  соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других, населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.

     Святой  Сергий Радонежский был выразителем  и вдохновителем нашей исторической жизнеспособности, воплотившейся в  собирании духовных, нравственных и многонациональных сил. Величие нравственного духа народа, просвещенного светом Евангелия, носит промыслительный характер, полнее всего осуществившийся в деяниях святых избранников Божиих. В святых мы чтим и небесных покровителей нашего Отечества. В них мы ищем откровение нашего собственного пути.

     Путь  творческого обновления, указанный  Преподобным Сергием, создал на плодоносной  российской почве великие идеалы и немеркнущие духовные ценности. Была взращена величественная в своем  достоинстве, тонкая по своему изяществу и одухотворенная по своему содержанию культура России, ее великая иконопись, великая живопись, великая литература и великая религиозная мысль.

     Преподобный Сергий основал Свято-Троицкий монастырь  и воспитал множество учеников, продолживших его дело во всех концах Руси, в многочисленных обителях, служивших нравственной опорой народа и заложивших фундамент просветительного служения Церкви среди нехристианских народов в нашем Отечестве и за его пределами6.

     Влияние Преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Художественная культура Московской Руси явилась во многих отношениях вершиной современной восточно-христианской культуры. В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом святой православной веры7.

Информация о работе Сергий Радонежский и отечественная культура