Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:07, реферат
Серебряный век русской культуры — это эпоха, которая простирается между временем царствования Aлeкcaндpa III и семнадцатым гoдoм, тo ecть пpимepнo 25 лет.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые личности, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Бердяев Н.А.
Введение 3
1. Русская культура в начале ХХ века 4
2. Основные направления культуры серебряного века 7
2. 1. Символизм 7
2. 2 Акмеизм 9
2. 3 Футуризм 10
Заключение 12
Список литературы 13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.А. ШОЛОХОВА»
БАЛАБАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра психолого-педагогического
дошкольного образования
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕФЕРАТ
по дисциплине отечественная история
выполнил
студентка 1 курса
заочного отделения
Шкромида Елена Федоровна
проверил
старший преподаватель
Сироткин Сергей Альбертович
Балабаново 2013
Содержание
Введение
1. Русская
культура в начале ХХ века
2. Основные направления культуры серебряного века 7
2. 1. Символизм
2. 2 Акмеизм
2. 3 Футуризм
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Серебряный век русской культуры — это эпоха, которая простирается между временем царствования Aлeкcaндpa III и семнадцатым гoдoм, тo ecть пpимepнo 25 лет.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые личности, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Бердяев Н.А.
Достижения имперской культуры стали во второй половине XIX - начале XX вв. основой для развития самых разнородных и независимых от власти культурных и художественных инициатив, идет ли речь о частных учебных заведениях или независимых журналах, творческих объединениях или театральных труппах. Потом эти все явления культуры слились в целостный культурный поток серебряного века русской культуры. При этом борьба академических и неакадемических течений в науке, искусстве и культуре не была уничтожающе враждебна (судьба Репина и других тому пример), а оказалась благотворна, полезна для России.
В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве, в театре. Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну из самых утонченных эпох в истории русской культуры.
Это была
эпоха творческого подъема
Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления.
Неоднозначным
становилось отношение к
В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуальных переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе.
Понятие
«модернизм» включало многие явления
литературы и искусства ХХ в., рожденные
в начале этого века, новые по
сравнению с реализмом
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Девяностые годы 19 века - время расцвета, обновления и углубления символистской лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти годы соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни по влиянию на читающую публику.
Русские
символисты внесли существенный вклад
в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему
отразили трагизм положения человека,
не сумевшего найти свое место
в мире, сотрясаемом грандиозными
социальными конфликтами, пытались
отыскать новые способы для
Усиление
реакционно-мистических идей в общественном
сознании привело к известному оживлению
антиреалистических течений в художественной
культуре. В годы реакции усиливаются
различные модернистские
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
Русская культура кануна октябрьской революции представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
2. 1. Символизм.
«Символизм» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа, «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу.
Культура
русского символизма, как и сам
стиль мышления поэтов и писателей,
формировавших это направление,
возникали и складывались на пересечении
и взаимном дополнении, внешне противостоящих,
а на деле прочно связанных и поясняющих
одна другую линий философско-
Поначалу
символическая поэзия формировалась
как поэзия романтическая и
Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая концепция, которая соответствовала бы новому времени.
И дело тут
не в неразборчивости и всеядности
символистов. Дело в широте взглядов,
а главное, в понимании того, что
всякая крупная личность в искусстве
имеет право на свой взгляд на мир
и на искусство. Главное, чего не могли
принять художники
Подобное отношение к художнику и его творениям также было связано с пониманием того, что вот сейчас, в данный момент, на исходе 90-х годов XIX века, происходит вхождение в новый - тревожный и неблагоустроенный мир. Художник должен проникнуться и этой новизной, и этой неблагоустроенностью, напитать ими свое творчество, в конечном итоге - принести себя в жертву времени, в жертву событиям, которых еще не видно, но которые являются такой же неизбежностью, как и движение времени.
На первый
план выдвигается поэтическое
Безусловно, символизм опирался на опыт декадентского искусства 80-х годов, но он был качественно иным явлением. И он далеко не во всем совпадал с декадентством.
Возникший
в 90-е годы под знаком поисков
новых средств поэтической
Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них очень скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному «эзотерическому» (эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных) языку, другие избегали его. Школа русских символистов была, в сущности, достаточно пестрым объединением, тем более что входили в нее, как правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой индивидуальностью.
К десятым
годам ХХ века символизм нуждался
в обновлении. «В недрах самого символизма,–
писал В. Брюсов в статье «Смысл современной
поэзии»,– возникали новые
2. 2. Акмеизм.
Последнее
предоктябрьское десятилетие