Семь базовых принципов анархизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Анархизм (от др. греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Содержание

1. Введение
2. Семь базовых принципов анархизма
3. Основные направления в анархизме
4. литература

Работа содержит 1 файл

Анархи́зм.docx

— 20.91 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

Бобруйский  государственный лесотехнический  колледж

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Идеология белорусского государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила уч-ся группы ТД-21

Иваровская  Кристина

Проверил: Рудик В.А.

 

 

 

 

Бобруйск 2012 г

 

 

 

  1. Введение
  2. Семь базовых принципов анархизма
  3. Основные направления в анархизме
  4. литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Анархизм (от др. греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе  и имеющая своей целью уничтожение  всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов  власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря  привилегиям одних по отношению  к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения  и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Семь базовых принципов  анархизма

Теория анархизма предусматривает  следующие принципы:

отсутствие власти

свобода от принуждения

свобода ассоциаций

взаимопомощь

разнообразие

равенство

братство

Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут  навязывать своё мнение, желание и  волю другим лицам. Это же подразумевает  отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного  правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором  все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей  другими к участию в какой  бы то ни было деятельности, будь то в  интересах отдельного человека или  даже всего общества, против его  воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним  давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые  общественные структуры должны создаваться  свободно объединившимися людьми, обладающими  равным правом определять будущее общества

Два последующих принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — это  синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно  эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Разнообразие — залог наиболее полноценной  жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская  организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных  только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации  способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более  актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейеризации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере, в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Эдвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной  неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде  бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных  условиях всё равно возможен.

Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности  удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах  труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе  последним достижениям науки  и техники.

Братство подразумевает, что все люди являются равными, что  интересы и потребности одних  не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

Основные направления  в анархизме

Анархо-индивидуализм

Анархистский индивидуализм  включает в себя несколько традиций, которые отстаивают идею о том, что «индивидуальная совесть и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти».

Анархо-индивидуализм поддерживает идею собственности, которая удерживается индивидом для себя, является частной. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистов/коллективистов/коммунистов/коммунитаристов, которые выступают против данного подхода, причём одни из которых выступают за коллективное владение собственностью (как правило, противопоставляя понятия личной и частной собственности), а другие вовсе отрицают понятие собственности, утверждая, что «все принадлежит всем»[40]. Идеи анархо-индивидуализма развивали Макс Штирнер, Бенджамен Тиккер, Генри Дэвид Торо отчасти Алексей Боровой, Мюррей Ротбард и другие.

Мютюэлизм

Мютюэлистский анархизм базируется на взаимности, свободе ассоциаций, добровольном контракте, федерализме, а также кредитах и денежной реформе. Согласно Грине, в мютюэлистской системе каждый рабочий получал бы «справедливую и точно положенную плату за его работу; услуги, эквивалентные в стоимости, являющейся обменом на услуги, эквивалентные в стоимости, без прибыли или скидки».

Социальный  анархизм

Социальный анархизм —  одна из двух основных категорий анархизма, наравне с индивидуалистическим анархизмом. Понятие социального  анархизма обычно используют, чтобы  идентифицировать коммунитаристские  формы анархизма, которые подчёркивают сотрудничество, кооперацию и взаимопомощь, при отрицании частной собственности  на средства производства и капиталистических  отношений. Социальный анархизм включает в себя анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.

Постклассический  анархизм

Анархизм продолжает производить  много эклектичных и синкретических философских направлений и движений; начиная с возрождения анархизма  в США в 1960-х годах[98] возникло много новых направлений. Так, например, анархо-капитализм развивался в качестве радикального крыла антигосударственного либертарианства, будучи, по сути, изрядно омоложённой формой анархо-индивидуализма. Данное направление вобрало многие идеи из экономической австрийской школы, экономики и права или теории государственного выбора, в то время как расцветающие феминистское движения и движение защитников окружающей среды также породили направления в анархизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бердяев Н. А. Философия неравенства // Философия свободы. — : АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 627—641

 

  1. Плеханов Г. В. Анархизм и социализм // Соч. Т. 4. — М., 1925

Информация о работе Семь базовых принципов анархизма