Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:53, реферат
Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа. (1992 Б. Н. Ельцин принят Гражданский Кодекс, предусматривающий многообразие форм хозяйствования. Земля и имущество хозяйств переданы крестьянам в собственность. Хозяйствующие субъекты получили полную самостоятельность. Либерализованы цены, что увеличило их диспаритет. Стимулируется экспорт сырья и энергоносителей, импорт продуктов питания). Первым её актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий).
Введение....................................................................................................................3
1. Состояние Отечественного сельского хозяйства..........................................4-12
2. Аграрные реформы и развитие сельской экономике России.....................13-17
3. Пути преодоления кризиса АПК...................................................................18-22
4. Тенденция развития мирового сельского хозяйства в начале XXI века....23-27
Заключение.........................................................................................................28-30
Список использованной литературы.....................................................................31
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История крестьянства
на тему: Сельское хозяйство страны в постперестроечный период (с 1991 по настоящее время)
Выполнила: студентка 4 курса 42 группы
инженерно-технологического факультета
Качанова Екатерина
Проверила: Смирнова С. Г.
Смоленск 2012
Содержание:
Введение......................
1. Состояние Отечественного сельского хозяйства.....................
2. Аграрные реформы и развитие сельской экономике России.....................13-
3. Пути преодоления кризиса АПК...........................
4. Тенденция развития мирового сельского хозяйства в начале XXI века....23-27
Заключение....................
Список использованной литературы....................
2. АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ
Реформа постсоветского периода
Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа. (1992 Б. Н. Ельцин принят Гражданский Кодекс, предусматривающий многообразие форм хозяйствования. Земля и имущество хозяйств переданы крестьянам в собственность. Хозяйствующие субъекты получили полную самостоятельность. Либерализованы цены, что увеличило их диспаритет. Стимулируется экспорт сырья и энергоносителей, импорт продуктов питания). Первым её актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа — резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 году объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70 %, в 1.5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц.
Пунктом 3 Указа Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" было установлено, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 г. провести реорганизацию. В результате реорганизации их место заняли в большинстве случаев акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимаются как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и в других развитых странах говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых — общепризнанное условие нормального функционирования экономики.
Таким образом, реформирование сельскохозяйственного сектора в это время было, по сути, сведено к ряду организационных преобразований, изменяющих правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и правовой режим принадлежащего ему имущества и земли.
На чем были основаны эти реформенные действия? Самой известной идеей, неоднократно воспроизводимой в средствах массовой информации, была идея "разгосударствления" сельскохозяйственного производства и обеспечения условий для создания частных крестьянских хозяйств. Кроме того, предполагалось, что раздел земель крупных сельскохозяйственных организаций на земельные доли позволит не только выделить земельные участки для создания фермерских и личных подсобных хозяйств. Считалось, что предусмотренный нормативными актами этого периода относительно свободный оборот земельных долей станет основой перераспределения земельной собственности в аграрном секторе в пользу более эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В этот период, как мы знаем, не были популярны идеи государственной поддержки сельского хозяйства, часто высказывалось мнение о том, что протекционизм со стороны государства не способствует развитию инициативы сельхозтоваропроизводителя.
Можно сказать, что правовые механизмы аграрной и земельной реформы этого времени вполне соответствовали указанным идеям. Сами же механизмы реформы сводились к тому, что регулирование процессов реорганизации и приватизации в сельском хозяйстве осуществлялось на основании особого перечня нормативных правовых актов. Таким образом, приватизация в этом секторе экономики пошла иначе, чем в иных ее областях. Для правового режима земель сельскохозяйственного назначения это означало в том числе и то, что они надолго "выпали" из общего правового регулирования использования земель в Российской Федерации. Кроме того, инициатива реализации идей реформы по разделу и приобретению прав на имущество и землю возлагалась, по сути, на самих собственников земельных долей и имущественных паев. Публичная власть, обеспечив первые шаги реформы, практически не участвовала в дальнейшем в данном процессе.
Следует заметить, что предполагаемые сроки перераспределения земли и имущества не выдерживались уже в самом начале осуществления реформы. Поэтому государством были предприняты попытки ускорения и упрощения процесса. Так, Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был допущен свободный оборот земельных долей. Это было связано с тем, что идея распоряжения земельными долями в первоначальный период не была реализована. Однако и на этот раз право распоряжения земельными долями собственники реализовывали весьма слабо.
Теперь уже ясно, что идеи и механизмы реализации прав граждан на землю, задуманные в этот период, практически не сработали. Расчет на инициативу новых собственников себя не оправдал. Граждане не проявили ожидаемого интереса ни к распоряжению земельными долями, ни к созданию крестьянских хозяйств. Более того, активность отсутствовала даже в получении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные доли.
В то же время было замечено, что на федеральном уровне длительный период времени отсутствовали инициативы по формированию общей для России аграрной политики, которая представляла бы собой комплекс управленческих и правовых мер. Со стороны создавалось впечатление, что государство от аграрного сектора отстранилось.
При этом ситуация усугубилась еще несколькими обстоятельствами. Со временем доходность сельского хозяйства упала. Собственники земельных участков в аграрном секторе не располагали достаточными денежными средствами, необходимыми для оформления прав на землю по вновь установленным федеральными законами правилам.
Особенностью регулирования отношений в сельском хозяйстве является то, что аграрная реформа в стране оказалась незавершенной, хотя процесс реформирования длится уже второе десятилетие. За этот период не только изменилась экономическая, правовая и социальная ситуация в стране, но и поменялось содержание аграрной политики государства. Одним из последних шагов в этом направлении можно считать принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
К настоящему времени сложилась следующая ситуация. За двадцатилетний период преобразований в сельском хозяйстве только в последнее время наметились позитивные тенденции в развитии аграрного сектора, изменились подходы государства к регулированию сельскохозяйственной экономики. На федеральном уровне заявлено о реализации государственной аграрной политики, в основе которой находятся реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрынин В. П. О концепции развития сельского хозяйства Росси. - М.: МСХ, 2006.
2. Плетнёв П. А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // « Крестьянские ведомости», 2007, №10
3. Сергеев Д. В. Институциональные особенности сельского хозяйства в постперестроечной России – М.: 2003
4. Конституция Российской Федерации (1993 г.) М.: Новая волна, 1997. -63с.
5. Декрет о земле // СУ РСФСР. 1917. - №1. Ст. 3
Информация о работе Сельское хозяйство страны в постперестроечный период