Сасанидская держава в 3-5 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствую их достижения.

Содержание

1. Введение
2. Раннесасанидское государство
3. Общественное и государственное устройство сасанидского Ирана
4. Международная торговля
5. Религия Ирана
6. Позднесасанидская держава
7. Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия
8. Культура сасанидского Ирана
9. Заключение

Работа содержит 1 файл

Сасанидская держава в 3.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Судьба "пророка" Мани была трагична. Он был казнен через  несколько лет после смерти своего царственного покровителя; его учение было объявлено вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно.

В 484 г. сирийская  церковь в Иране официально приняла  несторианское вероисповедание, в  византийском православии считавшееся  ересью, и порвала с византийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье был распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также считался еретическим. В конце 5 в. несториане и монофизиты были легализированы иранским правительством.

Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привел к тому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шахиншах Варахран 2 полностью находился под влиянием Картира и его партии, провозгласившей даже доктрину "идеального государя". Согласно той доктрине, государь должен быть религиозен, всегда доверять своем духовному наставнику, действовать согласно догматам веры. Но переворот Наре (293 г.) привел, в частности, к реставрации династийного культа - жрецам Анахиты снова стали сами повелители Ирана, и в Парсе на рельефе в Наш-и Рустаме Нарсе венчала на царствование это богиня. "Реставация" подвела итог и напряженной борьбе различных придворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царя царей, - вновь возобладала идея единства "светской" и "духовной" власти шаханшха.

Новая реформа  зороастризма, предпринятая главным  жрецом страны (магупатом) Атурпатом  Михраспанданом, являлась результатом  этих событий и также сопровождалась разного рода "чудесами". Ее существо в формулировке зороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя по приказу Шапура 2, Атурпат "очистил от скверны и наново возродил древнюю веру", проведя новую кодификацию "Авесты".

Реформа Атурпата прежде всего коснулась магустана - зороастрийской церкви. При дворе  шаханшахов появляются несколько магупатов различных областей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (по аналогии с титулом "царь царей") . В силу ряда политических причин именно 4 в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогию к древним царям ахеменидского времени "Дариям" и "Кейанидам".

В 4 в. по всему  Ирану распространяется и новый  тип зороастйских храмов - открытые со всех четырех сторон павильоны (так  называемые "четыре арки") , совершенно непохожие на традиционные храмы  позднеахеменидской и раннесасанидской эпох.

6. Позднесасанидская  держава

В 5 в. в Иране  завершается установление раннефеодальных  социально-экономических отношений  и возрастает политическое могущество земельных магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде маздакиского движения и о последнем возвышении централизованной сасанидской монархии.

После поражения  шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался  у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нем было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих для окончательной победы "царства света" (порождением "царства света" признавалась, в частности, и "сильная и разумная" царская власть) . Подлинное царство "силы и разума", п этому учению, должно быть построено на всеобщем равенстве уравнительном распределении жизненных благ и должно наступить в ближайшее время. По-видимому, самого Маздака прежде всего интересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха, характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условиях феодализации общества, крупных неудач во внешней политике, голода, неурожая стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской бедноты.

Сделав Маздака  своим ближайшим советником и  пожаловав ему титул верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться  его авторитетом и абстрактный  призывами к общему благу и  равенству, чтобы нейтрализовать оппозицию  при дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож, превратившихся к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение широкой опоры у азатов и служилой знати. Но вскоре движение уже нельзя было втиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнении собственности у богатых и бедных, был лишь "революционной интерпретацией" в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, но он пользовался большой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельную власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496 г. царский совет сместил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол Иран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г. при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы налогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1) , откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее дстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан "отступником от праведной веры", схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.

С подавлением  движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономического порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в результате внутренних процессов.

7. Последние  завоевания сасанидов. Южная Аравия

Дальнейшая история  сасанидского Ирана выходит за рамки  эпохи древности. Скажем о ней  лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казались временем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провел решительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговой системы и, казалось, вновь создал централизованную империю. Около 570 г. персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себе господство на морских путях в Красном море.

Завоевание Южной  Аравии вовлекло в орбиту мировой  истории еще одну, до той поры почти совершенно изолированную  цивилизацию.

Классовое общество и государство самостоятельно возникли на юго-западе Аравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизация южноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов) , распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр. Эфиопию) . Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение на перекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкой и Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь была создана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племен способствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон. Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесь благовония, высоко ценившиеся во всех древних странах. Культура благовоний стала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище "Счастливой Аавии".

В древней Южной  Аравии существовало много государств. В конце 5 в. Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана - за господство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизм становятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующиеся на Византию и Иран. Опорой Византии становится Аксум, в то время как Хымьяр ориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели к распаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном.

8. Культура сасанидского

Ирана Выше уже  говорилось о реформах зороастризма, проведенных Картиром. Уже к позднесасанидской  эпохе относится введение так  называемого авестского алфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозных текстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом на среднеперсидский.

Сасанидское искусство  возникает как бы внезапно. В царствование пяти первых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадных скальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях и серебряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Ирана каноны "официального портрета" царей, вельмож и жрецов, каноны образов основных зороастрийскх божеств - Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидском искусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а его влияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики до Китая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств, распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидское искусство. Среди них - крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны, львы, нападающие на быка, и др.

Не меньшим, чем  вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян и восточно-римских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности, те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировали законность династии и победы царей.

Влияние искусства  восточно-римских провинций наиболее ярко отразилось в Бишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики, укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, их сюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихся частях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портреты актеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты. Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийских праздников - осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выбор склонился к сюжетам, связанным на Западе с дионисийским культом. На части металлических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие "западные" персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены в зороастрийскую религиозную иконографию.

Из разного  рода источников известно около сотни  названий рзличных религиозных, литературных и научных произведений сасанидской  эпохи; несколько десятков сасанидских  книг разных жанров было переведено на арабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья. Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именами царей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связан с религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальной историей, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии не простиралась далее ближних предков Арташира 1.

9. Заключение  Период царствования в Иране  шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.) , хотя и представляется  блестящей эпохой развития иранской государственности и культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит о конкретных исторических событиях. В особенности это относится к 3 - началу 4 в.

Самые интересные люди этой эпохи - Картир и Мани, пророки  и государственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействовать на судьбы страны - каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. с неожиданной стороны - как эпоху контрастов и противоречий, все же одни они еще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пусть трагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкой религиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытыми многие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые тем или иным современником событий. История этого периода, в особенности история 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римской империей, казни Мани, расцвета карьеры Картира) , все еще не более чем перечень имен "царей и пророков".

Список используемой литературы:

История древнего мира. [Кн. 3] Упадок древних обществ. Луконин В. Г.

"Сасанидская  держава в 3-5 вв. " Москва 1982

Иран в 3 веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. Луконин В. Г. Москва 1979

Культура и  экономика древнего Ирана. Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Москва 1980

Информация о работе Сасанидская держава в 3-5 вв