Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:11, реферат
В своей теме мне нужно указать несколько самых знаменитых университетов 19 века. Я считаю, что эта тема актуальна в наше время, так как развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.
I Введение
II Основная часть
1) Казанский университет.
А) История.
Б) Выпускники.
2) Харьковский университет.
А) История.
Б) Выпускники.
3) Виленский университет
А) История.
Б) Выпускники.
III Заключение
IV Список использованной литературы
V Словарь терминов
Реферат
по истории
на тему:
«Самые
знаменитые университеты XIX века».
План.
I Введение
II Основная часть
А) История.
Б) Выпускники.
2) Харьковский университет.
А) История.
Б) Выпускники.
3) Виленский университет
А) История.
Б) Выпускники.
III Заключение
IV Список использованной литературы
V Словарь терминов
I Введение
Девятнадцатый
век в России начался мрачным
предзнаменованием – убийством
деспотического монарха, сдерживавшего,
по мнению заговорщиков, развитие страны.
Отсвет этого злодеяния лег на большинство
политических деяний 19 века, сочетавших
благие устремления с негодными целями.
Александр I, придя к власти, продолжил
проведение в России образовательной
реформы. Но она была не самоцелью, так
как для ускорения темпов развития страны
нужен был рост социальной активности
общества. Образование было одним из способов
пробудить социальную мобильность населения,
но его необходимо было подкрепить и другими
действиями. Открытие широкой сети учебных
заведений было увязано с административными
мерами по повышению образовательного
уровня государственных служащих. В указе
1803 года о «Предварительных правилах народного
просвещения» образование было возведено
в ранг государственной задачи.
В своей теме
мне нужно указать несколько
самых знаменитых университетов 19 века.
Я считаю, что эта тема актуальна в наше
время, так как развитие науки в рассматриваемый
период характеризовалось следующими
чертами: шло интенсивное освоение европейского
опыта, возникли новые научные центры
в стране, усилилась специализация научных
знаний, приоритетное развитие получили
прикладные исследования. Создание новых
университетов в стране значительно изменило
форму организации науки.
Я считаю, что университет становится знаменитым благодаря своим выпускникам. В своём реферате я попробую систематизировать те знания, которыми я обладаю и попробую рассказать о, на мой взгляд, знаменитых университетах того века и о том, кто выпускался из стен этих учреждений.
II Основная
часть
Казанский
университет.
История.
Казанский университет.
Наше время.
Казанский университет 1830-е годы.
Казанский университет — один из старейших классических университетов России. 5 (17) ноября 1804 года императором Александром I были подписаны Утвердительная Грамота и Устав Казанского университета. Первыми его студентами c февраля 1805 года стали выпускники Казанской гимназии (бывшей поначалу «отдельной частью» Московского университета), при которой и действовал первое время университет. В 1814 году произошло так называемое «полное открытие» классического университета в составе четырёх отделений: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук. До основания Томского Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи: в его округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. В первые десятилетия своего существования Казанский университет (совместно с первой казанской гимназией) являлся ведущим центром изучения восточных языков. В 1819 году произошла ревизия М. Л. Магницкого, который обнаружил в университете «дух вольнодумства и безбожия». Он потребовал в своём докладе императору «публичного разрушения» университета, но Александр I наложил на доклад резолюцию «Зачем разрушать, можно исправить». Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа, что крайне неблагоприятно отразилось на университете: были уволены многие профессора, из библиотеки изымались «вредные» книги, для студентов устанавливался жёсткий казарменный режим. В 1825 году построен главный корпус университета, а в 1830-е завершается строительство университетского комплекса: здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники и других.
Вуз становится крупным центром образования и науки. В нём формируется ряд научных направлений и школ: математическая, химическая, медицинская, геологическая, геоботаническая и другие. В 1834 году начинает издаваться научный журнал — Учёные записки Казанского университета. В 1835 году введён устав Николая I, учреждающий три факультета: философский (словесное и физико-математическое отделения), юридический и врачебный. В 1850-е в связи с созданием Восточного факультета Санкт-Петербургского университета все востоковедческие учебные материалы и коллекции из Казанского университета были полностью переведены в столицу. В 1863 году введён устав Александра II, учреждающий четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1875—1883 годах в университете формируется Казанская лингвистическая школа.
Во время Гражданской
войны в августе-сентябре 1918 года
при захвате Казани Народной армией
КОМУЧа и Чехословацким корпусом, а
позднее при занятии Казани Рабоче-Крестьянской
Красной армией, Казань покидает значительная
часть её жителей, в том числе большое
число студентов и преподавателей университета.
Выпускники.
Со времени
основания в университете подготовлено
более 70 тысяч специалистов. В числе студентов
университета были выдающиеся учёные,
а также представители культуры, общественные
деятели: Адоратский В. В.; Александров
Н. А. (политический деятель); Аленицын
В. Д.; Альтшулер С. А.; Артемьев А. И.; Архангельский
А. С.; Белов Е. А.; Белькович О. И.; Бердников
Е. А.; Бусыгин Е. П.; Бухараев Р. Р.; Бухараев
Р. Г.; Варенцов В. Г.; Вишневский А. В.; Гинзбург
Е. С.; Говорухин С. С.; Гордягин А. Я.; Грачёв
И. Д.; Ивановский А. В.; Келлер Б. А.; Ковалевский
Н. О.; Краснов А. В.; Лобачевский Н. И.; Нечкина
М. В.; Овчинников В. А.; П. И. Мельников-Печерский,
Михаил Минский, Д. Л. Мордовцев, Н. А. Буш,
В. Ф. Залеский; драматург Е. Л. Шварц и другие.
Среди людей, учившихся в Казанском университете, но, по разным причинам, не завершивших обучение до конца, наиболее известны: великий русский писатель Л. Н. Толстой; революционер, руководитель СНК РСФСР и СНК СССР В. И. Ульянов (Ленин); сменивший его на постах председателя СНК РСФСР и СНК СССР А. И. Рыков; поэт Серебряного века, видный деятель русского авангарда В. Хлебников; русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев и другие.
Харьковский университет.
Харьковский университет. Наше время. Харьковский университет, XIX век.
История.
17 января (29) 1805 года был подписан Высочайший Указ об открытии в Харькове Императорского университета. Главная заслуга в основании Харьковского Университета принадлежит «Украинскому Ломоносову» В. Н. Каразину. В те времена Харьков был весьма незначительным городом, и лишь исключительная энергия позволила Каразину реализовать свою идею. Он убедил местных жителей делать пожертвования, что и создало материальную базу Университета. Первым попечителем Харьковского университета стал поляк, граф Северин Потоцкий. Он же полностью подобрал профессорский состав для университета. Структура университета включала в числе прочих «отделение физических и математических наук». В 1805 году в Университет поступило всего 57 человек, а в 1835 — уже 263. В течение первых ста лет большую часть выпускников составляли юристы и врачи. В 1807 году был создан зоологический кабинет, ныне Музей природы университета.
В период 1920—1921 университет назывался Академия теоретических знаний, а в 1921—1933 был реорганизован в Харьковский институт народного образования (ХИНО).
Выпускники.
С университетом связана деятельность и учёба трёх Нобелевских лауреатов: И. И. Мечников (медицина, 1908); Л. Д. Ландау (физика, 1962); Саймон Кузнец, обучавшийся в Харьковском коммерческом институте.
и других известных
учёных, среди них: Ю. П. Азаров, художник,
писатель, педагог; К. А. Андреев, математик;
А. И. Ахиезер, физик-теоретик; Н. И. Ахиезер,
математик; Д. И. Багалей, историк; Н. П. Барабашов,
астроном; Л. М. Баткин, историк; П. П. Гулак-Артемовский,
историк, поэт; Б. Г. Дубовский, физик, специалист
по запуску атомных реакторов; А. А. Ивановский,
историк; Н. А. Измайлов, химик; Н. И. Костомаров,
историк; Б. Я. Левин, математик; А. М. Ляпунов,
математик; В. А. Стеклов, математик; Н. С. Турчанинов,
ботаник и другие.
Виленский
университет.
Виленский университет. Наше время. Большой двор университета XIX век.
История.
Высшее учебное заведение в Вильне было основано в 1579 году королём Стефаном Баторием и папой римским Григорием XIII как Академия и университет виленский общества Иисуса. В 1773 году в результате реформы под эгидой Эдукационной комиссии Академия и университет была преобразована «Главную литовскую школу» и получил в подчинение все учебные заведения Великого княжества Литовского, а после третьего раздела Речи Посполитой Главная литовская школа была преобразована в Главную Виленскую школу. Подписанным 4 (16) апреля 1803 года императором Александром I актом Главная виленская школа была преобразована в императорский Виленский университет. В юрисдикцию университета передавались образовательные учреждения Виленского учебного округа, охватывавшего восемь губерний Российской империи. В 1803 году попечителем Виленского учебного округа был назначен князь Адам Чарторыйский (1770—1861), способствовавший расцвету университета. Чарторыйский занимал должность попечителя на протяжении двадцати лет (по 1823 год), совмещая её с постами товарища министра иностранных дел (1802—1804) и министра иностранных дел (1802—1807).
В учительской семинарии при университете готовились квалифицированные школьные педагоги. Университет был самым богатым среди всех российских университетов: кроме штатной суммы в 130 тысяч рублей в год, выделявшейся всем университетам, средства составляли ежегодные поступления в 105 тысяч рублей из доходов бывших иезуитских имений, а также дополнительные одноразовые ассигнования (в 1804 году 70 тысяч рублей пожалования от Александра I, в 1807 году субсидия в 30 тысяч рублей, в 1811 — 60 тысяч рублей). Количество студентов росло от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет. Первоначально в Виленском университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин — словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В 1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.
С 1855 года в зданиях университета располагался Музей древностей, позднее Публичная библиотека, архив, а также две мужские гимназии.
Выпускники.
профессор химии
в Киевском университете С. Зенович;
военный инженер, архитектор и историк
Т. Нарбутт; литовский историк и писатель-просветитель
С. Даукантас; историк М. Балинский; астроном,
профессор Виленского университета (1826),
член-корреспондент Петербургской Академии
наук (1826) П. Славинский; зоолог И. А. Криницкий,
впоследствии профессор зоологии Харьковского
университета; польский историк и археограф
М. Малиновский; поэт, журналист, редактор,
издатель А. Рогальский; востоковед, профессор
и ректор Казанского университета, почётный
член Азиатского общества в Париже, академик
Петербургской Академии наук, профессор
Варшавской главной школы О. Ковалевский;
епископ М. Валанчюс, литовский писатель-просветитель;
врач и мемуарист С. Моравский; медик, один
из зачинателей бальнеологии в Литве Адам
Ф. А. и другие.
III Заключение
Общественный подъем и образовательная реформа Александра I создали благоприятные условия для развития русской науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры, оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.
Таким образом,
мы разобрали историю нескольких университетов
и тех, кто выпускался из них. Эти университеты
выпустили из своих стен множество общественных
и политический деятелей, поэтому они
и достойны званий самых знаменитых
в XIX веке.
IV Список
использованной литературы
1) Энциклопедический
словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
2) Образование
и наука второй половины XIX
века //clarino2.narod.ru
3) Наука в
19 веке //www.knowed.ru
4) Реформа
российского образования в первой половине
XIX века //www.relga.ru
V Словарь терминов
1) Резолюция
(лат. resolutio — решение, разрешение) —
решение, принятое должностным
лицом или совещательным органом.